Педагоги Минска и Бреста: работать – вместе, проблемы решать — сообща

Социум

Молодой специалист – понятие особое. В этом «статусе» мы пребываем всего два года, но наше отношение к работе, умение справляться с разного рода сложностями, иммунитет к негативу, которого, к сожалению, немало и который способен погасить любое вдохновение, формируется именно в этот период. Тем, кто решил связать свою судьбу с педагогикой, это известно как никому другому. Помочь вчерашним студентам освоиться на рабочем месте, не растеряться, поняв, как разительно отличается теория от практики, не разочароваться, сориентироваться в многообразии форм и методов педагогического опыта и при этом помочь найти новому коллеге свой путь в профессии – одна из важных задач современной системы образования. Решают ее везде по-разному.

Так, в Минске создан Совет молодых педагогов, есть номинация «Мы – молодые» конкурса «Столичный учитель – столичному образованию», действуют методические объединения, организовываются фестивали открытых уроков молодых учителей, мастер-классы, учительские клубы, фестиваль педагогических решений и многое другое, и об этом мы не раз говорили на страницах нашей газеты. В Партизанском районе столицы решили попробовать объединить многие формы работы в одной и дать возможность молодым специалистам найти себя через общение с такими же молодыми специалистами, как они сами, из других городов. Так возникла идея встречи молодых педагогов Бреста и Минска.

В апреле нынешнего года молодые учителя школ Партизан-ского района столицы побывали в гостях у своих коллег. Они знакомились с историей развития образования на Брестчине, посетили среднюю школу № 1 Бреста, а также школу № 8 имени Героя Беларуси Н. В. Карвата. Узнали, как здесь построена система гражданско-патриотического воспитания учащихся, тут же состоялся «круглый стол» с участием молодых учителей. Речь шла о создании системы адресной педагогической помощи молодым специалистам в Бресте. Минчане поделились своими творческими находками, подготовили мастер-класс на тему «Реклама методического приема – моя педагогическая наработка», рассказали о том, какие меры принимаются по поддержке молодых специалистов. В свою очередь, хозяева рассказали о работе клуба молодых учителей у себя в городе. Ярким и насыщенным получился этот апрель-ский день, который провели столичные учителя в гостях у брестчан. Вместе они посетили Брестскую крепость-герой, прогулялись по улицам города, смогли пообщаться, что называется, без галстуков. И хотя один день – это совсем не много, чтобы обсудить все имеющиеся проблемы, взаимная заинтересованность в таком общении очевидна. Прощаясь, обе стороны высказали желание встретиться вновь, а минчане пообещали, что будут ждать своих новых коллег с ответным визитом в столицу.

И вот уже в минувший четверг, 12 ноября, в гости к молодым минским педагогам приехали их коллеги, теперь уже друзья, из Бреста. В составе брестской делегации были начальник отдела образования спорта и туризма Брест-ского горисполкома Анатолий Носков, глава отдела образования, спорта и туризма администрации Московского района Бреста Юрий Просмыцкий, а также председатель Брестской городской организации профсоюза работников образования и науки Ирина Жак.

Здесь их встречали заместитель главы администрации Пар-тизанского района Минска Николай Петрамович, начальник управления образования, спорта и туризма администрации Партизанского района столицы Людмила Филиппович, председатель Партизанской районной города Минска организации Белорусского профессионального союза работников образования и науки Елена Романова, сотрудники управления, работники учреждений образования района.

Гости посетили 7-ю гимназию, где им рассказали о деятельности первичной профсоюзной организации в рамках социального партнерства. Для брестчан была организована экскурсия в музей Великой Отечественной войны. А в 22-й средней школе им рассказали об особенностях организации шестого школьного дня в Партизанском районе.

В районе действуют три так называемых зональных центра – Степянка, Слепянка и Тракторозаводской поселок, в каждом из которых существует своя система работы с ребятами в субботу. К слову, презентация опыта организации модели 6-го школьного дня позволило району завоевать первое место в городском и 28 октября в республиканском конкурсах на лучшую организацию шестого школьного дня.

После презентации в школе открылся дискуссионный клуб для молодых педагогов. В этот раз они затрагивали вопросы, связанные с классным руководством. По словам представителей обоих городов, именно эта функция больше всего пугает молодых педагогов: к необходимости нарабатывать опыт, будучи учителем-предметником, добавляется серьезная нагрузка, к которой вчерашний выпускник вуза зачастую бывает не готов. Педагоги обменивались мнениями, делились своим опытом, а еще в игровой форме пробовали решить проблемы и побороть страхи. Интересные интерактивные задания для своих брестских друзей придумывали и готовили минские учителя. С помощью двух команд собравшиеся пытались определить, чего же больше в классном руководстве – творчества или обязанности. Грамотные и весьма логичные доводы, записанные на стикерах, были в прямом смысле слова положены на чаши весов. Творчество, конечно же, перевесило. Из листа бумаги всем присутствующим предложили создать образ своего ученика. Скажу, что при всей легкости задания одинаковых фигурок не было ни у кого! Педагогам предлагали обыграть различные ситуации общения с родителями, предложить свой финал диалога, а также экспромтом подготовить визитку на конкурс «Мой классный руководитель – самый классный!». За тем, насколько успешно молодые люди выполняли эти задания, следили члены экспертного – сотрудники управления образования из Бреста – и координационного советов – представители управления районной администрации Минска. Наблюдать за тем, как азартно и увлеченно конкурсанты готовили свои задания, было очень интересно.

В ходе беседы молодые люди говорили о тех трудностях, с которыми им приходится сталкиваться. Это и нехватка практиче-ских навыков, и большое количество бумажной работы, и дефицит свободного времени, и проблемы общения с родителями учеников, а также тот факт, что современные требования к классным руководителям, к сожалению, далеко не всегда соответствуют реальным возможностям. Кроме того, требования которые предъявляют к учителю дети, родители и школьное руководство, совершенно разные. Удовлетворять всем этим требованиям одновременно, быть одинаково «хорошим» для трех сторон и оставаться самим собой крайне сложно.

Брестские педагоги поделились, что у них в городе создан клуб молодого педагога «Апельсин», слоганом работы которого стало высказывание «Стена – это тоже ступенька, только до нее надо дорасти». Здесь молодых педагогов призывают не пасовать перед трудностями и решать проблемы сообща.

Наши гости также посетили 223-ю среднюю школу, побывали в ее спортивном музее и музее воинов-интернационалистов, познакомились с деятельностью школы-интерната № 13 для слабослышащих детей.

Минчане постарались организовать визит гостей так, чтобы максимально полно рассказать о самых разных аспектах педагогической деятельности в учреждениях образования района.

В ходе встречи был задан вопрос: «Почему дети так любят молодых учителей?» Ответов было много, а один удивил своей простотой. И дети, и молодые учителя только учатся жить, а потому они искренние в своих поступках и ошибках. В этой искренности, в желании жить проблемами ребенка, а не «играть учителя», невольно дистанцируясь от ученика, — ключ к достижению успехов на педагогиче-ском поприще! Не согласиться с этим нельзя. У каждого из нас в памяти образ своего любимого учителя, и наше признание его заслуг – это в первую очередь признание открытости и желания поделиться с учениками лучшим. Очень бы хотелось, чтобы молодые учителя и педагоги со стажем не забывали об этом, а подобные встречи, интересные, содержательные, насыщенные, дающие так много обеим сторонам, становились бы традиционными и привлекали к совместной работе коллег из самых разных уголков страны.

Анна КОРЯКОВА.
Фото автора.



Добавить комментарий