Олег Черкас: «Моя работа — найти «подход» к любому станку»

Тракторозаводцы

Слесарь-ремонтник седьмого разряда службы механика цеха малых серий Олег Черкас работает на Минском тракторном заводе с 2007 года. В 2019-м его фото размещено на заводской Аллее почета. До прихода на МТЗ он набирался опыта на других промышленных предприятиях столицы. Начинал в качестве наладчика станков с ЧПУ и оператора на данном оборудовании в ОАО «Завод средств комплексной автоматизации», затем был слесарем-ремонтником в ОАО «Опытный завод металлоконструкций», а несколько позже — в ОАО «Минский автомобильный завод» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ». Сменив несколько предприятий, окончательно понял, чем бы хотел заниматься и каким требованиям должно отвечать его рабочее место.

Олег Александрович при выборе работы выделил для себя следующее: стабильность, хороший социальный пакет, организация условий труда на должном уровне, дружный и профессиональный коллектив. Как позже признался во время нашего разговора мой собеседник, все это он нашел на нашем предприятии.

О том, что станет слесарем-ремонтником, в школьные годы Олег Черкас не думал. Все решил случай.

— После окончания школы мой друг захотел поступать в филиал «Минский государственный автомеханический колледж имени академика М. С. Высоцкого» учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования». Он предложил и мне тоже попробовать свои силы и сдать необходимые вступительные экзамены. Я согласился. Однако ситуация сложилась таким образом, что мой товарищ не поступил, а я, наоборот, стал студентом, — вспоминает Олег Александрович. — В итоге я прошел обучение по специализации «Техническое обслуживание станков с ЧПУ и робототехнических комплексов» и получил специальность техника-механика. Учиться было не всегда просто, но зато интересно. Сложности иногда возникали при освоении теоретиче-ской механики и сопромата. По этим предметам нам с одногруппниками приходилось стараться больше всего, ведь они являются одними из ключевых в профессии. После окончания учебного заведения меня распределили в ОАО «Завод средств комплексной автоматизации». Позже я сменил еще несколько мест работы, пока не пришел на Минский тракторный.

Для того, чтобы стать тракторозаводцем, Олег Александрович обратился в отдел кадров МТЗ — узнать, нужны ли слесари-ремонтники в какое-нибудь из структурных подразделений. Там его и направили в цех малых серий.

— Со мной провели своеобразное собеседование Николай Клюйко, который в то время был начальником цеха, и Александр Сорока, мастер службы механика. Видимо, имеющийся опыт сыграл свою роль, потому что меня взяли, и буквально через пару дней я уже приступил к своим служебным обязанностям, — рассказал мой собеседник. — В мой первый рабочий день Николай Александрович и Александр Адамович представили меня коллективу. Работники нашей службы меня приняли хорошо, помогали освоиться на новом месте. Сейчас уже из того состава почти никого не осталось, многие ушли на заслуженный отдых, некоторые — уволились. В общем, коллектив обновился, на смену тем, кто ушел, пришли молодые работники. Теперь уже я вместе с коллегами помогаю новичкам освоиться в подразделении.

Сейчас в профессиональные обязанности Олега Черкаса входят выполнение ремонтных работ, в том числе сборки или разборки и тестирования механизмов и узлов, их наладка, регулирование, ремонт, а также демонтаж и монтаж агрегатов, оборудования, машин, их сдача после ремонта, обработка узлов и деталей, а иногда и изготовление сложных приспособлений для монтажа и ремонта. Мой собеседник выполняет также техобслуживание станков согласно регламентам планово-предупредительных ремонтов. Поскольку парк оборудования в подразделении поэтапно обновляется, поломок постепенно становится все меньше. Олег Александрович еще застал те времена, когда цех трудился в три смены. В тот период оборудование использовалось постоянно и практически «не отдыхало», потому то и дело выходило из строя.

К своим должностным обязанностям Олег Александрович привык настолько, что сложностей уже не замечает, но они, как и в любой профессии, имеются. Например, приходится следить за всеми станками в цехе, иногда во время разборки вышедшего из строя оборудования надо самостоятельно снимать его части, а ведь многие из них очень тяжелые, кроме того, к каждому станку нужен свой подход. Но даже в недостатках работы Олег Черкас научился находить достоинства.

— Свое дело я очень люблю. В первую очередь, оно мне нравится отсутствием монотонности. Нужно постоянно «включать» голову, ведь каждая поломка не похожа на предыдущую, что, в свою очередь, требует от слесаря-ремонтника умения детально разбираться в процессах работы любых механизмов станков. Что касается нового оборудования, то оно, конечно, облегчает человеку выполнение операций, но в обслуживании далеко не самое простое. Многие виды обновленного оборудования в цехе малых серий — с электроникой. Если резюмировать, то моя работа заключается в том, чтобы найти «подход» к любому станку, — объясняет мой собеседник. — Самые сложные поломки происходят на обрабатывающих центрах, когда нужно отремонтировать поворотный стол, устройство смены паллет. Если эти механизмы вышли из строя, для ремонта может понадобиться несколько дней. Кроме того, доступ к тем частям, где необходим ремонт, бывает ограничен. Случается, чтобы добраться до неисправности, нужно разобрать большую часть оборудования. Для оперативного устранения проблемы иногда приходится прибегать к технической документации, например, техпаспорту, руководству по эксплуатации и ремонту и другим.

Много хороших слов Олег Черкас сказал во время нашей беседы о работниках цеха малых серий. Досконально знают свое дело бригадир Дмитрий Смирнов, слесари-ремонтники Иван Михальчук и Николай Самосват. Ответственный и инициативный механик ЦМС Игорь Ковалевский старается способствовать организации трудового процесса на должном уровне. Начальник цеха Денис Малеж идет навстречу работникам, к нему всегда можно обратиться за помощью и советом.

За профессиональные заслуги Олега Черкаса его фото в нынешнем году размещено на заводской Аллее почета. О том, что его кандидатуру утвердили, моему собеседнику рассказали бригадир Дмитрий Смирнов и механик цеха Игорь Ковалевский.

— Сначала я не поверил, а когда осознал, обрадовался. Ощущения, конечно, необычные, но, безусловно, радостные. Хочу от всей души поблагодарить руководство цеха малых серий и службы механика за высокую оценку моего труда. А еще мне так приятно, что моя семья мной гордится, — делится Олег Александрович.

Свободное время Олег Черкас всегда старается проводить активно и с пользой. Например, занимается хозяйственными делами на дачном участке в деревне Юзуфово Минского района, помогает супруге Лилии в огороде. Любит порыбачить на собственной моторной лодке и всегда с нетерпением ждет конца мая, ведь в это время стартует очередной лодочный сезон, который в нынешнем году стал для него 31-м по счету. Чтобы не пропустить это знаковое событие, он берет отпуск и наслаждается временем, проведенным за любимым увлечением.

Нравится моему собеседнику и просто кататься на лодке с сыном Глебом, любоваться красотой природы, ведь виды с озера открываются потрясающие.

На мой вопрос, хочет ли Глеб, как и папа, трудиться на Минском тракторном заводе, Олег Александрович отвечает, что такой вариант возможен, только если сын сам изъявит желание, а ситуацию, когда родители давят на детей при выборе профессии, мой собеседник считает недопустимой.

В прошлом году Глеб посетил МТЗ в рамках дня открытых дверей, посмотрел на выпускаемую технику, побывал на экс-курсии в корпусе сборки тракторов. Увиденным остался доволен.

Опытный профессионал в своем деле, добрый и отзывчивый человек, Олег Черкас умело сочетает работу, семейные заботы и любимые увлечения. Нам остается пожелать ему успехов во всех начинаниях!

Анастасия БЫЧКОВСКАЯ.
Фото автора.



Добавить комментарий