Однажды сорок лет спустя

Культура

В Музее истории города Минска проходит выставка народного фотоклуба «Мінск» «Фотографика – сорок лет спустя»

Дарья ЧЕРНЯВСКАЯ

fotografika_afishaСнимки, представленные зрителям, были сделаны в 70–80 годах прошлого века в рамках известного проекта «Межклубные выставки фотографики в Минске». Размах у него был грандиозным — к участию привлекли уже знаменитых и только начинающих, но очень талантливых фотографов. В числе участников оказались Роман Баран (Львов), Виталий Бутырин (Вильнюс), Станислав Яворский (Горький), Владимир Филонов (Запорожье), Геннадий Белицкий (Витебск), Повилас Карпавичюс (Каунас) и другие.

Выполненные в необычной технике пейзажи, портреты, фотоколлажи привлекали внимание не толь-ко своей оригинальностью, которой им было не занимать, — авторы не боялись экспериментировать, давать волю своей фантазии. Да и молодой на тот момент жанр, появившийся в шестидесятые, обеспечивал каждому достаточное пространство для самовыражения. На снимках вместе с контрастными цветами и необычными сюжетами проступали острые социальные проблемы, знакомые зрителю не понаслышке. В качестве примеров можно привести работы Виктора и Светланы Пученкеных «Дефицит», Сергея Денисова «Обелиски», серию фотографий Сергея Сапоцкого «Хатынь». Сегодня мы можем увидеть их снова.

Почему решено повторить все именно сейчас? Мне удалось получить ответ на этот вопрос, поговорив с организатором «Фотографики — сорок лет спустя» Евгением Козюлей.

— Вы наверняка заметили, что собраны разные фотографии не одной, а шести выставок, проводившихся в семидесятые — восьмидесятые, — рассказал Евгений Карпович. — Выросло поколение, которое не представляет, чем являлось фото в те годы. Люди знали об успехе наших проектов, проявляли большой интерес, неоднократно обращались с просьбами показать те работы еще раз. Так совпало, что первая «Фотографика» была открыта в 1971 году, ровно сорок лет назад.

— Среди прочих я видела и вашу фотографию «Гончар из Ивенца». Чем вы руководствовались, выбирая именно этот снимок?

— Эта работа побывала на многих фотовыставках, получала награды. Человек на ней — воспоминание о временах, когда я снимал народных умельцев, им была посвящена целая серия. «Гончар из Ивенца» мне очень дорог.

Я участвовал практически во всех выставках фотоклуба «Мінск». Но сейчас моя задача как организатора — максимально показать географию реализации тех проектов.

— Фотографии сделаны уже давно, но по-прежнему привлекают внимание. Почему, на ваш взгляд, они все еще актуальны?

Штурман— Этот вопрос я могу задать и вам. На открытии в беседе с молодежью красной нитью проходила главная мысль —фотографии, сделанные 40 лет назад, без использования компьютерного оборудования, смотрятся совершенно современно. Сделанные вручную, на простой фотобумаге, проявочным аппаратом. Один из побудительных мотивов проведения выставки — возможность сравнить.

Творчество, если оно есть, то оно есть — не важно, чем и как реализовано. Вот сейчас — не беру, конечно, всех огулом — многие чрезмерно увлеклись современными технологиями. Фотошоп для них — как игрушка, в нем можно подправить, отредактировать одно, другое, а дальше хочется еще больше. Человек порой действует необдуманно, часто переусердствует в обработке. Во всем надо знать меру, а мера диктуется идеей. Сделали фотографию — а может, ее не надо обрабатывать и лучше воспринимать в первоначальном виде? Но ее, как сейчас говорят, «отфотошопят», и получается дисбаланс между смыслом и видом.

— Значит, в фотографике главное — это идея?

— Идея, конечно! Человек думал, что он хочет сказать, а потом — как это реализовать. Вот, к примеру, снимок Романа Барана «Штурман». Этот портрет — собирательный образ. Ведь штурман — это кто? Человек, который управляет самолетом, воплощение ответственности.

Есть работы плакатного характера, на тему экологии, как «Цена муравья». Геннадию Белицкому сначала пришла идея, он думал, как ее лучше обыграть, и выбрал такой вариант. Или «Никотин» — мужской портрет с сигаретой, тоже несет в себе смысл.

В каждом из 100 снимков выставки есть своя мысль, каждый чем-то цепляет и не дает равнодушно уйти и забыть. Можете не сомневаться — испытание временем пройдено успешно. Чтобы это понять, достаточно услышать отзывы некоторых посетителей:

Хатынь-1«Очень много интересных и оригинальных работ. Даже не верится, что это фотографии и что все это делалось без компьютерной обработки».

«Первое впечатление от работ — компьютерная графика. И только спустя мгновение, осознав даты создания фотошедевров, склоняешь голову в восхищении от мастерства художников! Много работ — много осколков той жизни, которую я уже не застал… Спасибо за машину времени, которая перенесла меня в прошлое!»

«Машина времени». Наверное, это лучшее определение, которое можно дать событию сейчас, в 2011 году — настолько реальными и современными выглядят работы. Все желающие смогут убедиться в этом еще до 9 февраля, а потом — как знать? Возможно, через 40 лет мы вновь услышим о фотографике.



1 комментарий по теме “Однажды сорок лет спустя

  1. Очень интересная статья. Жаль, что не попала на эту выставку.

Добавить комментарий