Облик района: вчера, сегодня, завтра

Новости

Александр НЕСТЕРОВ

Сектор частный — не несчастный

Еще несколько лет назад, когда в Беларуси активизировалось жилищное строительство, казалось, что частному сектору в таком густонаселенном районе, как Партизанский, не место. А ведь «островков» и даже «архипелагов» малоэтажной застройки здесь предостаточно.

Еще бы, ведь полвека назад на территории Партизанского располагались деревни — Большая Слепянка, Малая Слепянка, Дражня, Лесная, Липки, поселок Степянка, а также совхоз имени Буденного и др. Со временем эти населенные пункты и хозяйственные формирования вошли в городскую черту, а город предъявляет к застройке весьма строгие требования.

В начале ХХI века частный сектор в почти двухмиллионном городе казался архаикой, которую нужно ликвидировать. Но позже было решено не рубить сплеча и подойти к вопросу более взвешенно. В результате Генеральным планом развития Минска до 2030 года было предусмотрено несколько подходов к освоению территорий жилой усадебной застройки.

Внимание обращается как на состояние зданий, их внешний вид, так и на перспективность развития того или иного квартала, окрестностей той или иной улицы. Посему решено, что частный сектор в Партизанском районе в ближайшие 20 лет сохранится в довольно большом объеме. Как, к примеру, в Слепянке — в районе улиц Столетова — Аннаева — Бумажкова и Запорожской площади.

Что касается Дражни, то здесь многоэтажки уже наступают на немногочисленный частный сектор, расположенный по улицам Дражня, Таежная и Ключевая. Этот процесс продолжится. А вот частный сектор в границах улиц Радиальной — Ваупшасова — Солтыса в основном сохранится. Его лишь чуть «подрежут», в том числе и из-за того, что в данном районе предполагается развивать транспортные связи в рамках третьего городского кольца и с целью более удобного сообщения между микрорайоном Ангарская и улицей Радиальной.

Что касается Степянки, то местным жителям можно только позавидовать. Здесь пока еще сохранилось поистине уникальное сочетание духа небольшого поселка, городских удобств и волшебной экологии. Дальнейшее освоение данной территории, конечно, наложит свой отпечаток на местные кварталы, но ситуация не должна измениться кардинально. Тем не менее, частному сектору придется посторониться. В особенности это касается многих строений по улицам Сосновой, Геологической, Подлесной и Геологическому переулку, т. е. рядом с железной дорогой и будущей новой автомобильной магистралью.

Пространства для отдыха и спорта станет больше

На месте бассейна «Трактор» появится современный спортивный комплекс международного уровня.
На месте бассейна «Трактор» появится современный спортивный комплекс международного уровня.

Если в Партизанском районе расположено много промышленных предприятий, то это еще не значит, что здесь нет места для занятий спортом и активного отдыха. К примеру, один только зеленый массив между Дражней и Степянкой — это уже отличное подспорье для ценителей свежего воздуха.

Тем не менее, в Партизанском районе планируется строительство новых объектов для активного отдыха.

В настоящее УКС Партизанского района г. Минска выступает заказчиком по строительству лыжероллерной трассы в районе улицы Ваупшасова. Благоустроенная дорожка будет предназначена для учебно-тренировочных занятий учащихся, любителей лыжного спорта всех возрастных групп населения, а также для проведения соревнований, других массовых мероприятий. Кроме того, она будет использоваться в качестве рекреационной зоны. Трасса будет иметь ширину 4–5 метров и общую длину 2,7 км. Проектом предусмотрено также комплексное благоустройство территории, строительство гостевой автостоянки на 47 машино-мест и освещение в темное время суток.

На улице Долгобродской, на месте старого бассейна «Трактор», ведется строительство нового здания для занятий водными видами спорта. Такие объекты в последнее время пользуются особой популярностью. На техническом этаже здания будут расположены помещения для обслуживающего персонала, тренажерный зал с раздевалками, сауна и помещения для обслуживания бассейна. На первом этаже — вестибюль с гардеробом, ванны, пост медсестры и врача, помещения судей, администраторов и сторожа, киоски, радиоузел, лаборатория анализа воды, помещения тренерско-преподавательского состава. На втором уровне разместятся помещения администрации, фойе, трибуна на 290 зрителей, кафетерий на 32 посадочных места, зал для подготовительных занятий, кабинет массажиста, конференц-зал и т. д. Еще выше будут только стоянка на 36 легковых автомобилей и помещения для теле- и радиокомментаторов.

Квартал, пролегающий по границе улицы Филимонова и Детской железной дороги, планом развития территории Минска определен как спортивно-оздоровительная зона. Здесь предполагается разбить парк, разместить комплекс плоскостных спортивных сооружений. При этом проектировщики постараются максимально задействовать существующий ландшафт и стопроцентно сохранить имеющиеся зеленые насаждения.

Архитектурные  «изюминки» улицы  Филимонова

Комплекс жилых домов в районе улиц Филимонова и Парниковой.
Комплекс жилых домов в районе улиц Филимонова и Парниковой.

От Запорожской площади до проспекта Независимости протянулась одна из главных магистралей Партизанского района — улица Филимонова. С нечетной стороны она в основном застроена, а с четной на протяжении многих сотен метров ее украшает парковая зона, окаймляющая Слепянскую водную систему. Однако уже в ближайшее время местный пейзаж изменится.

В районе улиц Филимонова и Парниковой уже огорожена площадка под строительство комплекса жилых домов с подземным гаражом-стоянкой и административными помещениями. Данный объект представляет собой два здания. Один дом — трехподъездный восьмиэтажный, второй — пятиэтажный четырехподъездный, выполненный в трех объемах и располагающий подземным паркингом. Въезд на территорию будет с улицы Филимонова. На территории квартала запроектированы парковки для хранения автотранспорта, детские игровые площадки, площадки для раздельного сбора мусора, территория для тихого отдыха, декоративное ограждение и др. Стоит отметить, что в домах, обращенных к Слепянской водной системе, все квартиры будут иметь остекленные лоджии, выходящие к воде и лесу. Жилье же на последних этажах получит открытые террасы вместо лоджий. Обитателям этих зданий можно только позавидовать: квартиры у них будут рядом с оживленной транспортной магистралью, но в то же время фактически на берегу искусственной речки и в двух шагах от парка.

Жилой комплекс  «Жасминовая-2».
Жилой комплекс «Жасминовая-2».

Продолжается и возведение зданий за Слепянской водной системой — на территории, которую в народе уже успели окрестить «минской Рублевкой». Реклама позиционирует новые строения как элитную застройку «Жасминовая-2». Название ей дало название улицы, на которой расположен данный комплекс. Предполагаемый срок сдачи — 2013 год. Шестиэтажные каркасно-блочные дома на эскизных рисунках выглядят очень привлекательно.

«Точечное» попадание

Бизнес-центр «Шоколад».
Бизнес-центр «Шоколад».

В ситуации, когда буквально каждый квадратный метр свободной территории на счету, осуществлять строительство новых зданий очень и очень проблематично. Тем не менее, возможности можно изыскать, и в результате рождаются архитектурные проекты, которые, если их воплотить в жизнь, помогут внести разнообразие в устоявшуюся архитектурную композицию того или иного квартала.

Одним из таких интересных проектов является бизнес-центр «Шоколад», который предполагается построить в самом начале улицы Антоновской. Площадь помещений в 16-этажном здании составляет 16812 квадратных метров, а выгодное расположение — между администрацией Партизанского района и зданием Белтелекома — делает этот «пятачок» очень привлекательным для арендаторов. На первом этаже запланирован ресторан на 48 посадочных мест, со второго по шестнадцатый — царство офисов. Плюс двухуровневая подземная парковка на 118 машино-мест, а также открытая гостевая стоянка на 64 машино-места на прилегающей территории.

Проект здания художественно-реставрационных мастерских с административными помещениями по улице Андреевской.
Проект здания художественно-реставрационных мастерских с административными помещениями по улице Андреевской.

А вот для улицы Андреевской был разработан другой проект — здание художественно-реставрационных мастерских с административными помещениями взамен ветхих, выведенных из эксплуатации старых построек. Как говорится, компактно и емко.

На улице Ваупшасова к Дому ночного пребывания лиц без определенного места жительства, рассчитанного на 92 посетителя, планируется пристроить санитарно-бытовой блок, который будет состоять из двух складских помещений, санпропускника, дезкамеры, прачечной, помещений для обслуживающего персонала и для уборочного инвентаря, санузла, сушильной комнаты и закрытой автостоянки.

На перекрестке улиц Ваупшасова и Солтыса вместо одноэтажных строений, вокруг которых нынче образовалась свободная площадка, предполагается построить гипермаркет. Территории вроде хватает, а с учетом того, что Степянку заселят «под завязку» и улица Ваупшасова станет еще оживленнее, покупателей в этом магазине будет хоть отбавляй.

В будущем новые «точки» для строительства на территории Партизанского района могут появиться после того, как начнутся работы на оставшейся части второго транспортного кольца. Планируется что промышленный квартал в районе завода «Белгипс» и автобусного парка № 4 пойдет под снос. Вдоль дороги построят жилые и офисные здания. Уже разработан проект детальной планировки, который охватывает улицы Захарова, Первомайскую, Козлова, Долгобродскую, а также границу вдоль Слепянской водной системы.

Курс — за Минскую кольцевую автодорогу!

Реализация государственного проекта под условным названием «Строительство городов-спутников» призвана разгрузить столицу от обременительного для нее избыточного жилищного строительства. Обитатели Партизанского района в обозримой перспективе тоже переселятся за Минскую кольцевую автодорогу, но не обязательно далеко. Впрочем, обо всем по порядку.

Совсем недавно Мингорисполком принял решение о включении в состав Партизанского района территории за чертой столицы. Здесь планируется построить 7 миллионов квадратных метров жилья. Причем застройка будет смешанной — как многоэтажные дома, так и коттеджи. С городом район будет связан новой автомобильной трассой. Для тех, кто не знает, что это за территория сегодня, сообщаем: она представляет собой «неосвоенный» бывший военный полигон недалеко от поселка Колодищи (сам поселок в городскую черту не включен).

Будущую застройку сегодня именуют микрорайоном Зеленый Бор (не путать с одноименным жилым кварталом в районе Боровлян!Прим. авт.). На его территории будет проживать около 200 тысяч человек. В перспективе для развития жилой застройки в Зеленом Боре планируется построить ТЭЦ. После завершения всех работ население Партизанского района может увеличиться в 2–3 раза.

Еще один вектор строительной деятельности за чертой МКАД — первый город-спутник в направлении Москвы. КУП «Управление капитального строительства Партизанского района г. Минска» определено заказчиком по комплексному возведению района индивидуальной жилой застройки на земельном участке, расположенном в Смолевичском районе Минской области. Здесь предусмотрено 3077 участков, 2342 из них будет отведено под усадебную застройку, 735 — под блокированную. Общая площадь жилищного фонда составит 351860 квадратных метров.

Микрорайон Зеленый Бор построят к востоку от Минской кольцевой автодороги.
Микрорайон Зеленый Бор построят к востоку от Минской кольцевой автодороги.

Кварталы растут ввысь

Многоэтажное строительство нынче является наиболее оптимальным способом решения жилищной проблемы для горожан. По крайней мере, пока никто ничего лучшего не предложил. Подобный подход актуален и для Партизанского района столицы. Причем новые здания будут возводиться как на месте частного сектора и морально и физически устаревшей малоэтажной многоквартирной застройки, так и на оставшихся неиспользуемых «пятачках» свободной земли.

В Дражне в настоящее время в границах улицы Солтыса — переулка Солтыса — границы ландшафтно-рекреационнной зоны осуществляется строительство трех 14-этажных жилых домов. Четыре 19-этажных здания появятся в районе нынешней улицы Дражня. А на месте Таежной и Ключевой вырастут еще два жилых дома.

Что касается Степянки, то УКС Партизанского района является заказчиком по проведению проектно-изыскательских работ по разработке проекта застройки территории в границах улицы Карвата — местного проезда — северной территории гаражной застройки — МКАД — продолжения улицы Ваупшасова — северо-западной границы ландшафтно-рекреационной зоны — железной дороги. Здесь появятся два микрорайона. В первом предусматривается строительство 12 жилых домов площадью 134231 квадратный метр на 2012 квартир, общеобразовательной школы с бассейном, торгового центра с продовольственным и промтоварным магазинами, предприятиями общественного питания, бытового обслуживания и др. Кроме того, появятся административно-офисное здание с паркингом, многофункциональный спортивно-оздоровительный и культурно-развлекательный центр, офисный комплекс и другие объекты. Что касается микрорайона № 2, то здесь, согласно нынешним планам, будут возведены 23 жилых дома площадью 305340 квадратных метров на 4355 квартир, три детских дошкольных учреждения, две школы, учреждения сферы обслуживания населения. В обоих микрорайонах предусмотрены многоуровневые стоянки для транспортных средств.

Прежде чем приступать к освоению территории, нужно проложить теплотрассу от ТЭЦ-3, что потребует больших финансовых затрат. Поэтому точные сроки начала строительства новых микрорайонов в Степянке пока не определены.

Давно назрела реконструкция территории микрорайона, ограниченного улицами Столетова, Филимонова и 2-го переулка Багратиона. К примеру, двух- и трех-этажные дома по Столетова давно мешают расширению проезжей части, из-за чего тут постоянно образуются заторы. По другую сторону Запорожской площади, в районе продолжения улицы Багратиона, сперва снесут гаражи и сараи во дворах, чтобы на их месте можно было построить высотный дом для переселения местных жителей. На месте прежней застройки планируется возвести многоэтажное жилье, детский сад, реконструировать торговые объекты. Кстати, на первых уровнях новостроек могут разместиться объекты торговли и соцкультбыта.

Преобразования коснутся и поселка тракторостроителей. Уже не один год местную (и не только) общественность будоражат планы реконструкции послевоенных кварталов. Пока предполагается, что работы начнутся в 2013 году. Первая очередь затронет территорию в границах улиц Клумова, Олега Кошевого и Щербакова. Здесь предусмотрены мероприятия по сносу, реконструкции и новому строительству жилой застройки.

Удивительное путешествие с  окраины в   центр

Исторически сложившаяся территория Партизанского района включает в себя пять микрорайонов: Захарова — Пулихова, Дражня, Слепянка, Тракторозаводской поселок и Степянка. Каждый из них имеет свою судьбу.

Дражня. Современная Дражня, являющаяся, по сути, градостроительным синтезом частного сектора, многоэтажных жилых домов, промышленных предприятий и учебных заведений, получила свое название от одноименной деревни. В 1917 году в этом населенном пункте Сеницкой волости Минского уезда насчитывалось 18 дворов и 102 жителя. С 1934 года Дражня входила в состав Слепянского сельсовета Минского района. В городскую черту была включена в 1959-м, став частью Заводского района. А в 1977-м, с образованием Пар-тизанского района, бывшая деревня еще раз «сменила прописку». Сегодня от населенного пункта, давшего имя многочисленным городским кварталам, остался лишь небольшой отрезок улицы.

Слепянка. Еще полвека назад это был пригород Минска, названный так по имени протекающей здесь реки Слепня. Кстати, на территории нынешнего Партизанского района было две Слепянки — Большая (с одноименным фольварком) и Малая. Первая располагалась на месте нынешней малоэтажной застройки между улицами Франциска Скорины и Парниковой, а вторая — там, где сегодня расположен частный сектор по улицам Аннаева, Бумажкова, Авангардной и т. д. В начале 30-х годов XX века населенные пункты и их окрестности вошли в состав сельскохозяйственных предприятий. В городскую черту территория между железной дорогой и деревней Малая Слепянка была включена в 1949 году как поселок индивидуальной жилой застройки работников Минского тракторного завода. Сама Малая Слепянка — в 1959-м, Большая Слепянка — после 1980-го.

Степянка. До 1987 года это была одноименная деревня в 9 км от железнодорожной станции Минск-Пассажирский, в Зеленолугском сельсовете Минского района. Главной «улицей» после Великой Отечественной являлась железная дорога. Причем только станция и называлась Степянка, а поселок первое время носил имя Липки. Рядом располагались воинские части и аэродром с «положенными по рангу» складами, ангарами, казармами и Домом офицеров. Со временем главной транспортной артерией Степянки стала улица Геологическая, расположенная параллельно железнодорожному полотну.

Тракторозаводской поселок. Дата рождения — вторая половина 1940-х. Уже в конце того же десятилетия многие работники МТЗ получили ключи от нового жилья. Кстати, автором ряда идей и проектов домов в поселке тракторостроителей является выдающийся архитектор Борис Розенфельд, который, в частности, выполнил большой объем работ по архитектурному оформлению внешнего вида проспекта Сталина (нынешнего проспекта Независимости). Как известно, послевоенная застройка главной транспортной артерии Минска вошла в список памятников архитектуры ЮНЕСКО.

Район улиц Захарова — Пулихова. Сто лет назад на месте нынешней улицы Захарова рядом с деревянными домиками было расположено множество продовольственных складов. Из-за этого улица (от современной улицы Румянцева до железнодорожного полотна) была названа Провиантской. Восточная же часть нынешней улицы Захарова, в районе современной площади Победы, именовалась уже Сторожевской, а позже — Сторожевским тупиком. Во время Великой Отечественной войны уцелела от разрушений восточная часть Провиантской. В мае 1947 года улица стала носить нынешнее наименование. В 1950-х она была расширена, началась ее новая застройка.

А вот район нынешней улицы Пулихова раньше назывался Архиерейской Слободой и был расположен к юго-западу от Комаровки и Золотой Горки. В 1923 году улица вдоль Свислочи получила свое нынешнее название. До реконструкции, начатой в 1950-е годы, здесь преобладала малоэтажная деревянная застройка усадебного типа. А в 1960–70-х на Пулихова началось активное жилищное строительство, квартиры здесь получило множество представителей государственной элиты.

На карте Минска 1950 года многие современные жилые районы обозначены как пригород.
На карте Минска 1950 года многие современные жилые районы обозначены как пригород.


Добавить комментарий