О работе белорусской таможенной службы рассказали специалисты данного ведомства

Социум

В прошлом году через белорусскую границу на ввоз и на вывоз перемещено 111 миллионов тонн товаров, что на 3,2 миллиона меньше показателей 2018-го. В основном это произошло за счет сокращения транзита угля из России железнодорожным транспортом. При этом общий транзитный поток при ввозе товаров на территорию ЕАЭС через Беларусь вырос на 5,4 процента и составил 17,5 миллиона тонн. Количество перемещенного через белорусскую границу грузового транспорта также выросло на 5,1 процента до 2,3 миллиона единиц. Это говорит об увеличении нагрузки на наших таможенников. О работе белорусской таможенной службы и ее особенностях, о таможенных правилах и нормах недавно в ходе онлайн-конференции на сайте Белтелерадиокомпании рассказали специалисты данного ведомства.

Глаз — алмаз
Прохождение таможенного контроля на белорусской границе — процесс, по большому счету, рутинный, особенно для тех, кому нечего скрывать.

Однако порой от взгляда сотрудника в форме, внимательно изучающего поведение каждого человека и, кажется, сканирующего взглядом все мысли собеседника, становится не по себе. Оказывается, есть специальные методы, с помощью которых можно определить у человека наличие незадекларированного товара или понять, что он провозит что-то с нарушением существующих правил.

— Существуют специальные методики, есть даже такая наука — профайлинг, — рассказывает начальник сектора Главного управления организации таможенного контроля Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Екатерина КОЛБ. — Она изучает, как поведение человека определяет его мотивы и дальнейшие поступки. Таможенники, которые проходят переподготовку, проходят и курс профайлинга. А вообще, те сотрудники таможни, которые работают достаточно долго, наверное, смогут на глазок определить, нарушает ли человек правила, везет что-нибудь запрещенное или нет. Также можно взглянуть на машину и по внешним признакам определить, что с ней что-то не так.

По словам специалиста, вопросы «куда едете?», «зачем?» и прочие — не просто так. Обычные вербальные и невербальные признаки указывают на то, что человек что-то скрывает, что-то недоговаривает или говорит неправду. Хотя, конечно, многие на границе всегда немножко нервничают. Более того, нервничают даже таможенники, когда пересекают границу как частные лица, потому что специфическая обстановка, вокруг люди в погонах.

— По каким именно признакам можно определить, что с человеком что-то не так, порой зависит от места расположения пункта таможенного контроля, — замечает заместитель начальника отдела координации борьбы с контрабандой Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Дмитрий РИХТИКОВ. — Дело в том, что на разных участках границы незаконно провозят разные группы товаров. Поведение, которое выдает контрабандистов, немного отличается от поведения обычного человека. И на этом сотрудник таможни обязательно делает акцент.

Представители ГТК констатируют: среди нарушителей физических лиц примерно в 20 раз больше, чем среди юридических.

— Хотел бы сразу пояснить, что совершение правонарушения носит субъективный характер: физическое лицо зачастую само принимает решение о подобном действии, — добавляет Дмитрий Рихтиков. — К примеру, водитель грузового автомобиля во время рейса в рамках внешнеторгового контракта хочет подзаработать и берет какой-то груз, который либо отсутствует в документах, либо просто лежит в кабине. В таких случаях, когда мы выявляем факты незаконного перемещения товаров, понимаем, что ни отправитель, ни получатель товара, в том числе работодатель, то есть фирма-перевозчик, не знают об этом, и привлекать их к административной либо уголовной ответственности за то, что совершает работник данного предприятия, неправильно. Поэтому привлекается именно физическое лицо — водитель. Другой вопрос — общественная опасность совершенного правонарушения. В одних случаях она незначительная, в других — бюджет недополучает тысячи, а то и миллионы рублей. И это тоже имеет важное значение для сотрудника таможенных органов.

По словам начальника сектора Главного управления организации таможенного контроля ГТК Беларуси Екатерины КОЛБ, заполнить декларацию перед выездом или въездом можно онлайн на портале таможенных органов customs.gov.by. Там есть форма предварительного информирования физическими лицами о товарах, планируемых к перемещению. Эта информация в онлайн режиме передается в информационную систему таможенных органов, и при пересечении границы человеку достаточно будет только назвать уникальный номер декларации и поставить подпись в распечатанном экземпляре.

Гуманизм — благородное дело
В настоящее время в Государственном таможенном комитете прорабатывают вопросы совершенствования административного законодательства, в том числе и подходы к привлечению к ответственности.

— В каждом случае проводится определенное процессуальное действие с целью установления всех причин, которые послужили толчком для совершения правонарушения, в том числе определяется вина лица, — поясняет Дмитрий Рихтиков. — Ведь зачастую человек, который незаконно перемещает товары, действует не только самостоятельно, но и в группе лиц либо по чьему-то указанию. Для того, чтобы установить всю цепочку противоправных действий, а также тех, кто участвует в этой деятельности, проводится расследование. И уже на основании этого расследования принимается ре-шение по мере пресечения, по сумме наложенного штрафа.

Проводится большой комплекс мероприятий. Если же нарушает неосознанно, просто не успев прочесть правила, то, конечно, незнание законов не освобождает от ответственности, но ситуация-то некриминальная. Если административное правонарушение малозначительное, не носит общественной опасности, то, возможно, будет рассматриваться вопрос об освобождении от административной ответственности.

С техникой помогают друзья
В настоящее время Государственным таможенным комитетом, таможенными органами применяются различные технические средства таможенного контроля, в том числе и те, которые поступили в Беларусь в рамках международной технической помощи.

— В 2019 году из Китайской Народной Республики в Беларусь были поставлены мобильные инспекционно-досмотровые комплексы, в народе их называют рентгеновские установки, а также досмотровые комплексы багажа и ручной клади с использованием трехмерной томографии, — рассказывает Екатерина Колб. — Из высокотехнологичных новинок мы используем индикаторы наркотических средств — специальные устройства, которые могут определить следы этих средств. Это небольшие индикаторы-полоски: если провести ими по сумке или карману, можно выявить наличие наркотиков. Все новые современные средства ускоряют процесс оформления и помогают выявить нарушения, которые обычным глазом не увидишь.

Техника, конечно же, помогает сотрудникам ГТК совершенствовать свою работу, но самой работы меньше не становится никогда.
— Потоки грузового транспорта через нашу транзитную страну не сокращаются, — напоминает Екатерина Колб. — С каждым годом все больше грузов следует через границу как автотранспортом, так и железнодорожным, и воздушным транспортом. С образованием Таможенного союза работы меньше не стало, так как наша страна находится на границе с Европейским союзом. Увеличивается количество грузовиков, а также тех, кто пересекает рубежи ЕАЭС на личном транспорте, пассажиров, путешественников.

Не только на границе
Таможенная служба — это не только работа непосредственно на границе. Многие сотрудники ГТК работают в иных точках.

— Штат сотрудников таможенных органов Республики Бе-ларусь довольно большой, — подтверждает Екатерина Колб. — Конечно, большая часть — это сотрудники, которые работают на границе на оформлении в пунктах пропуска. Есть также те, кто совершает таможенные операции в ведомственных пунктах таможенного оформления. Такие есть в каждом областном центре. Также в штате должностных лиц есть сотрудники административного персонала: бухгалтеры, юристы. Работает оперативная таможня, которая занимается оперативной деятельностью.

— Нужно исходить из реальной необходимости в сотрудниках, — добавляет Дмитрий Рихтиков. — Конечно, хотелось бы, чтобы их было больше, чтобы мы успевали охватить еще больший круг вопросов. Но сегодня тот штат, который работает в таможенных органах, профессионально выполняет свои задачи.

Решение о том, где работать сотруднику, принимается с учетом его пожеланий. Если человек проживает, допустим, в Могилевской области, то было бы не совсем правильно отправлять его в Брест. Но есть люди, которые хотят работать именно в пограничных таможнях. Если говорить про правоохранительный блок, то, безусловно, учитывается желание сотрудника, без которого он не станет хорошим оперативником отдела таможенных расследований или кинологом. Поэтому ряд психологических и иных факторов изучается при приеме на работу человека и определении в дальнейшем его работы.

Где откроют магазины «Duty Free»?
Под занавес — вопрос прак-тической направленности, который интересует многих путешественников, пересекающих белорусскую границу. Будет ли в обозримом будущем меняться система расположения магазинов «Duty Free»? Потому что иногда на выезде из страны неудобно покупать и возить потом с собой товар все время путешествия — гораздо удобнее купить при возвращении, да и нормы ввоза у Беларуси и Евросоюза разные.

— В конце 2019 года главой государства был подписан указ, который предусматривает открытие магазинов беспошлинной торговли «Duty Free» при въезде в Республику Беларусь, — напоминает Екатерина Колб. — В настоящее время такой магазин функционирует в пункте пропуска «Берестовица» на границе с Польшей. В 2020 году планируется открыть еще четыре магазина в пунктах пропуска «Котловка», «Новая Рудня», «Козловичи» и «Мокраны».

Система подобных торговых точек развивается, и теперь не только на выездах, но и на въездах можно будет сделать покупки. В Национальном аэропорту Минск тоже есть такой магазин. Правда, следует помнить, что существуют нормы беспошлинного ввоза, которые тоже нужно учитывать. Например, в Евросоюз можно везти только 1 литр крепкого алкоголя, а в Беларусь — 3 литра любого.

Кадровый потенциал таможни

В Беларуси кадры для таможенных органов в настоящее время готовят четыре высших учебных заведения. Это Белорусский государственный университет, Белорусский государственный университет транспорта, Белорусский национальный технический университет и Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. Получив образование на соответствующих специальностях, можете пойти работать в ГТК. Также в таможне приветствуются специалисты из IT-сферы, экономисты и юристы. Знание английского и других иностранных языков немаловажно, потому что границу пересекают не только русскоязычные граждане, и тоже приветствуется. Кстати, даже будучи экономистом, можно прийти на работу на таможню. Разве что надо будет пройти соответствующую переподготовку.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий