О перспективных машиностроения рассказали специалисты

Социум Тема дня

Министерство промышленности сегодня связывает реализацию потенциала отечественного машиностроения с выпуском продукции, соответствующей высоким требованиям мирового рынка, а также с развитием кадрового потенциала отрасли — активным участием в производственных процессах специалистов, способных решать самые амбициозные задачи. МТЗ, наряду с другими промышленными гигантами страны, по-прежнему остается в авангарде этой деятельности. Параллельно тракторостроительный холдинг, как и другие производители, старается эффективно справляться с негативными тенденциями мировой экономики, связанными с пандемией коронавируса. Речь идет о нарушении производственных связей и сложностях с реализацией продукции из-за закрытия на карантин ряда стран. Впрочем, пока за рубежом экономика «поставлена в режим ожидания», у белорусских компаний есть возможность сформировать новые предложения, которые в последующем будут иметь стабильно высокий спрос. О перспективных направлениях развития машиностроения в нашей стране на днях рассказал первый заместитель министра промышленности Республики Беларусь Сергей ГУНЬКО.

Проекты нашей надежды
Одной из причин того, что белорусское машиностроение сегодня, несмотря на международные экономические передряги, по-прежнему имеет достаточно хорошие позиции на мировом рынке, является то, что в последние годы было проделана большая работа по модернизации отрасли.

— Говоря о результатах завершающейся пятилетки, могу сказать, что мы неплохо ее прошли, — отмечает Сергей Гунько. — В рамках инвестиционной деятельности министерство сопровождало более 30 проектов. В результате введены крупнейшие инфраструктурные объекты — например, Белорусский металлургический завод запустил новый производственный передел. Было начато производство автомобилей на завод «БЕЛДЖИ». За пять лет выпущено порядка 500 моделей телевизионной техники, около 220 моделей СВЧ-печей, более 50 моделей холодильной техники.

По словам первого заместителя министра, в настоящее время Минпром ведет 26 инвестиционных проектов.
— По каждому проекту есть уверенность, что они будут запущены своевременно, — подчеркивает Сергей Гунько. — По крайней мере, сегодня мы не видим больших проблем с их реализацией.

Среди проектов, находящихся «под крылом» Минпрома, представитель министерства особо отметил несколько.
— Оршанский инструментальный завод, который сегодня переживает фактически второе рождение после предыдущего проблемного периода, реализует проект создания нового поколения инструментов для металлообработки совместно с известной мировой корпорацией.

Ее бренд назвать пока не могу — это связано с коммерческими ограничениями. Проект уже вошел в инвестиционную стадию, в настоящий момент начато приобретение технологий производства этого инструмента. Второй проект связан с электромобилестроением. Речь о создании производства зарядной инфраструктуры на предприятии «Витязь». Участок уже фактически построен, начат выпуск продукции совместно с концерном «Белнефтехим». Зарядная инфраструктура для электромобилей будет размещаться на АЗС «Белоруснефть». Третий масштабный проект реализует научно-производственный холдинг точного машиностроения «Планар». Это большой инфраструктурный проект по созданию производства автоматизированных установок лазерно-оптического формирования микроструктур. Словосочетание для обычного человека, конечно, малопонятное, но не в этом суть. В прошлые годы нам удалось собрать научную школу совместно с Национальной академией наук Беларуси, вузовской наукой — специалисты предложили новые методы формирования подходов в сфере микроэлектроники. Созданный продукт — машину, диагностическую лазерную установку — в жесткой конкурент-ной борьбе мы продали одной мировой компании и вошли в тройку мировых поставщиков оборудования для производства электроники. Сегодня мы себя уверенно видим там и под созданный продукт строим новый завод в холдинге точного машиностроения.

Среди проектов «бытового» направления замминистра упомянул создание нового энергоэффективного компрессора для холодильных установок. В 2024 году должно появиться новое поколение холодильников, где будут использоваться технологии Интернета вещей. (Интернет вещей объединяет устройства в компьютерную сеть и позволяет им собирать, анализировать, обрабатывать и передавать данные другим объектам через программное обеспечение, приложения или технические устройства. По сути, это сеть сетей, в которой люди могут общаться с устройствами, а устройства могут общаться между собой, реагировать на изменение окружения и принимать решения без участия человека. — Прим. авт.) Еще один проект — создание программного комплекса для двух пилотных площадок по переходу в цифровое производство, известное как Индустрия 4.0. Выбрано два производителя техники — «Витязь» и БелОМО, на их базе будет развернут программно-аппаратный комплекс, где в ближайшие три года предполагается развернуть цифровое производство.

По словам первого заместителя министра промышленности Беларуси Сергея ГУНЬКО, для отечественного машиностроения сегодня жизненно важным является открытие сообщения с другими странами и снятие гарантийных ограничений в соседних государствах.

Сбыт в эпоху коронавируса
В экспортном портфеле Минпрома сегодня 120 стран. Как реализуется белорусская продукция в мире в эпоху COVID-19? Ситуацию идеальной не назовешь, но и катастрофы нет.

— Беларусь с начала 2020 года увеличила экспорт бытовой и сельхозтехники, но в целом поставки продукции предприятий Министерства промышленности за рубеж сократились, — констатирует Сергей Гунько. — Если говорить о бытовой технике, то сегодня наши предприятия наращивают экспорт в среднем на 5—10 процентов к уровню 2019 года. Положительный эффект дало то, что мы не остановили производственные процессы, обеспечили выпуск продукции, нарастили свои экспортные возможности. Экспорт сельхозтехники тоже прирастает не менее чем на 7 процентов к уровню 2019 года. Есть хорошие точки роста, потому что Россия не остановила финансирование программ, регионы выделили финансовые ресурсы под 2020-й.

Рассказал представитель Минпрома и об экспорте тракторной техники. Нынешний год для потребителей данной продукции выдался не только непростым, но и нетипичным:
— Поставки тракторной техники до конца июля немного недотягивали до уровня 2019-го, но мы шли уверенными темпами в 95—98 процентов от прошлогодних показателей. В августе — сентябре, к сожалению, мы не ощутили резкого роста продаж на экспортных рынках, где в этот период, как правило, спрос растет. В настоящий момент уровень спроса находится в пределах 92—93 процентов от прошлогодних показателей.

В продажах легкового транспорта, заметил первый заместитель министра, были периоды и роста, и спада. Так, в начале весны наблюдалось увеличение продаж в Российскую Федерацию, а вот с мая рынок стал перенасыщаться; влияние также оказали ограничительные меры на фоне COVID-19. Однако с августа в России начали отмечать дефицит автомобилей, к тому же завод «БЕЛДЖИ» вывел на рынок новую модель «Geely Coolray». Напомним, это переднеприводной молодежный кроссовер с 1,5-литровым трехцилиндровым турбодвигателем и 7-ступенчатой роботизированной коробкой передач. У него агрессивный дизайн и панорамная крыша. Автомобиль оснащен системой автопарковки, интеллектуальным ближним и дальним светом. Расход топлива — 6,1 л на 100 км.

— На новинку огромный спрос на территории Российской Федерации, — заявляет Сергей Гунько.

Ставка на электричество
Будущее машиностроения в Минпроме во многом связывают с электрическим транспортом. К примеру, электробусы уже стали привычными на улицах белорусской столицы. Нет сомнения, что, как только позволят технологии, к созданию электротехники вплотную подключатся и тракторостроители. Но на первый план пока выходят электромобили — этот сегмент машиностроения развивается наиболее высокими темпами.

Беларуси тоже есть что сказать.

— Для организации выпуска электромобилей необходима достаточно серьезная подготовка, финансовые ресурсы, окупаемость, — напоминает Сергей Гунько. — Мы не видим пока такой экономической эффективности. Однако даже с учетом этого поставили задачу в следующем году организовать производство от 500 до 1000 штук. Впрочем, существует много технических задач и проблем, связанных с программным обеспечением, наличием достаточной зарядной инфраструктуры. Проблемой является и падение заряда аккумуляторов при понижении температуры в зимний сезон. Пока же СЗАО «БЕЛДЖИ» приобрело пять электромобилей «Geely Geometry A» для использования в дальнейшей работе.

— Цель и задача — полностью выявить и определить плюсы, минусы и нюансы, которые могут возникнуть в эксплуатации, чтобы в будущем их учесть при организации такого производства, — говорит Сергей Гунько. — Во всяком случае есть предварительные договоренности, и мы говорим о том, что в следующем году готовы были бы рассмотреть такую партию производства машин.

По словам первого замминистра, для выпуска в 2020 году рассматриваются электромобили нового поколения. Ставится задача, чтобы электромобиль стоил до 25 тысяч долларов в эквиваленте. Кроме того, в госорганах обсуждаются финансовые стимулы для приобретения электромобилей. Например, рассматривается вариант скидки при их покупке. Чтобы при сдаче на утилизацию машины с двигателем внутреннего сгорания была возможность получения сертификата на условную сумму скидки при покупке электромобиля.

Не забываем о безопасности

В Министерстве промышленности традиционно уделяют большое внимание работе по снижению уровня травмирования работников на производстве. К сожалению, печальную статистику полностью привести к нулевым отметкам не представляется возможным, и виноват в этом в первую очередь пресловутый человеческий фактор.

— Мы понимаем, что исключить травму на производстве можно, только исключив непосредственное участие человека в производственном процессе, — говорит первый заместитель главы Минпрома Сергей Гунько. — В этой связи существует два направления работы. Первое — использование робототехники и роботизация. Вы знаете, что на многих предприятиях — на конвейерах, сборочных постах, сварочных операциях — применяются роботы. Мы этот процесс отслеживаем и будем внедрять в дальнейшем. Второе направление — эксплуатация продукции без участия человека. Классический пример и базовое направление будущего десятилетия — использование интеллекта беспилотного управления карьерной техникой в процессе эксплуатации.

Представитель Минпрома в качестве примера привел Ситницкое месторождение строительного камня, где будет реализован проект по беспилотной добыче продукции на этапе от погрузки на БелАЗы и транспортировки к месту разгрузки. На помощь придут специ-альный программный продукт и облачные технологии.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий