О дорогах, ценах на топливо, стоимости билетов рассказал министр транспорта

Социум Тема дня

С наступлением весны в стране все более актуальной становится транспортная тема. Многие водители, оставлявшие на зиму свои автомобили в гаражах, вновь выезжают на улицы. Начинается дачный сезон, путешественники также намечают новые маршруты — как на своем транспорте, так и при поддержке автобусных, железнодорожных и авиационных перевозчиков. Словом, от разговора о дорогах, ценах на топливо, стоимости билетов никуда не уйти. Об этом и многом другом на днях рассказал министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Анатолий СИВАК.

Местным дорогам — дополнительное внимание
Совсем скоро на белорусские дороги выйдут ремонтники. Однако планы их работы были сверстаны намного раньше — исходя из текущих потребностей и финансовых возможностей профильных организаций. Тем не менее, транспортное ведомство намерено составить перечень местных автодорог для приоритетного ремонта и реконструкции.

— Приоритеты развития транспортной системы изложены в двух программах — программе развития транспортного комплекса на 2016—2020 годы и программе по развитию и содержанию автомобильных дорог на 2015—2019 годы, — напоминает Анатолий Сивак. — Последнюю мы сейчас пересматриваем, она будет охватывать период до 2020 года. Как раз в настоящее время над этим идет работа. И мы больше внимания уделим именно местным дорогам.

По словам министра, подготовкой перечня занимается соответствующая рабочая группа, созданная по распоряжению премьер-министра. Материалы уже направлены в Совмин, хотя вопрос окончательно не решен. Поэтому Минтранс предложил провести совещание на уровне правительства. К слову, ускорение ремонта местных автодорог возможно только за счет кредитных ресурсов, так как приоритеты развития отрасли заложены в двух госпрограммах и выделение дополнительных средств не предусмотрено. В транс-портном ведомстве пришли к выводу, что ускорить ремонт именно местных автодорог можно за счет кредитов, хотя и не все области с этим согласны.

Как взимать пошлины?
Денежные сборы с автомобилистов — одна из самых обсуждаемых тем в транспортном сообществе. На что идут эти финансы, как их наиболее рационально использовать? В Мин-трансе уверены, что распределение государственной пошлины за выдачу разрешений на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении необходимо совершенствовать.

— Формула распределения дорожной пошлины подвергается критике, — отмечает Анатолий Сивак. — Минтранс намерен найти справедливый вариант распределения средств между республиканскими и местными автодорогами. В первый год взимания пошлины она распределялась между регионами исходя из доли количества дорог. Потом механизм был пересмотрен, и пошлина стала распределяться по формуле, которая учитывает количество автомобилей и дорог.

В то же время Министерство транспорта и коммуникаций не планирует инициировать изменения механизма уплаты государственной пошлины за выдачу разрешений на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

— Это не Минтранс решает, но Минтранс предложений вносить не будет, — отмечает глава ведомства. — Что касается предложений включить дорожный сбор в цену топлива, то следует знать, что немалая доля топлива используется железнодорожным транспортом, который финансирует свою инфраструктуру сам, не из бюджета. Или водный транспорт, который использует дизельное топливо и не пользуется дорожной сетью. Сельскохозяйственные машины тоже не используют дорожную сеть, хотя расходуют много топлива. Поэтому нынешний механизм уплаты дорожного сбора хоть и не идеален, но более справедлив, чем другие варианты.

А вот тарифы на пассажир-ские перевозки в Беларуси в 2017-м повышать не планируется. Несмотря на то, что по итогам прошлого года окупаемость таких перевозок составила 64,2 процента. Нынче параметры бюджета заложены под окупаемость 65 процентов, то есть транспортникам необходимо уменьшить расходы как минимум на 0,8 процента. Для этого существует комплекс мероприятий по повышению эффективности.

Земные проблемы авиации
Авиаперевозки в Беларуси с каждым годом становятся все более популярны. Однако многие пассажиры жалуются на дорогие билеты — мол, порой из Вильнюса или Киева на лоукостах летать намного выгоднее, чем из Минска.

— У нас сейчас нет никаких поводов, чтобы в республику не летали лоукосты, — утверждает Анатолий Сивак. — Это проблема, скорее, самих лоукостов — когда они принимают решение по соответствующим тарифам летать в ту или иную точку, то исходят из экономической эффективности того или иного решения. А чтобы решение было эффективным, необходим соответствующий пассажиропоток. Сегодня, насколько я понимаю, по принципам лоукостов работает маршрут авиакомпании «Бел-авиа» Минск — Жуковский. Если у того или иного перевозчика также будет желание здесь открыть маршрут на принципах лоукост-компаний, не вижу никаких препятствий. У нас для этого нет юридических препон. Мы, наоборот, будем этому способствовать.

Развитие инфраструктуры авиаперевозок также находится в зоне пристального внимания государства. Речь идет, в частности, о строительстве второй взлетно-посадочной полосы в Национальном аэропорту Минск.

— По очень важному инфраструктурному проекту — строительству второй взлетно-посадочной полосы — нам необходимо в этом году выполнить минимум 50 процентов объемов намеченного, — констатирует Анатолий Сивак. — Мы надеемся на подходящие погодные условия, поскольку предстоит работа с бетоном. Минтранс определился с источниками финансирования, взлетно-посадочная полоса будет построена за два года. Что касается стоимости, то ранее, когда проект обсуждался с китайскими подрядчиками, назывались цифры на уровне 600 миллионов долларов. Мы занимаемся удешевлением стоимости строительства — она должна быть меньше 250 миллионов долларов. Так вот, в нынешнем году работы будут произведены на сумму около 100 миллионов.

Еще один важный инфраструктурный проект — вынос авиаремонтного завода с территории аэропорта Минск-1 в район Национального аэропорта. По информации министра, в настоящее время решаются вопросы по строительству цеха, а в ближайшее время часть объектов будет введена в эксплуатацию.

Платные дороги вышли на чистую прибыль
Отдельная тема — платные дороги. На всех основных трассах страны, в том числе недавно реконструированных, взимаются деньги за проезд ряда категорий транспортных средств. Планируется в ближайшее время расширить сеть платных магистралей?

— Бывает, мы долго реконструируем дорогу, приводим ее в порядок, — говорит Анатолий Сивак. — Тогда она становится платной. Но каких-то резких решений по увеличению количества таких дорог не будет. На сегодня процесс достаточно медленный. Но я считаю, что реализация первых инвестпроектов взимания платы за проезд по отдельным автомобильным дорогам себя оправдала. Мы затрачивали деньги, они окупились год назад. Теперь они приносят в бюджет чистый доход.

А вот плату за проезд по недавно введенной в строй второй Минской кольцевой дороге вводить не планируется. В процессе регулирования движения предполагается через дорожные знаки стремиться уводить транзитный транспорт, особенно международный, с первой кольцевой автодороги. Пока это не делалось, потому что были определенные ограничения, в том числе по скорости. Между тем в 2016 году в период максимальных нагрузок по МКАД-2 проходило около 4000 автомобилей в сутки. В Минтрансе замечают, что строительство второй Минской кольцевой автодороги себя оправдывает: вокруг столицы появился инвестиционный пояс, где может развиваться экономика через промышленные, торговые и прочие объекты. Так что эта трасса еще проявит себя с лучшей стороны.

Не менее важным дорожным проектом является реконструкция автотрассы М6 «Минск — Гродно». Процесс сейчас в полном разгаре.

— Мы думаем на год сократить сроки строительства дороги М6, — говорит Анатолий Сивак. — Но это во многом будет зависеть от подрядчика, чтобы в экономическом плане не создавать проблем. Сейчас рассматривается вопрос составления напряженных графиков производства работ, которые позволят сократить сроки строительства. Однако реализация этих планов потребует рассмотрения ряда экономических аспектов, в том числе пересмотра финансовой модели. Пока реконструкция данного шоссе под параметры дороги первой категории находится в числе приоритетных инфраструктурных проектов на 2017 год. Необходимо не только продолжать строительство на первом участке, но и максимально быстро и качественно выполнить работы на втором. Уже объявлен конкурс на определение подрядчика для реконструкции второй очереди трассы.

Напомним: реконструкция автодороги М6 проводится на участ-ках 57,3–130,4 км и 197,7–211 км. Здесь предстоит выполнить земляных работ объемом более 5 миллионов кубометров, устроить 115 водопропускных труб, 1 подземный переход для копытных животных и 4 скотопрогона, 7 мостов и 6 путепроводов, 5 транспортных развязок.

Ширина земполотна модернизированной дороги составит 22,7 метра, по оси будет установлено железобетонное ограждение. Окончание работ за-планировано на осень 2018 года.

Транспортному бизнесу станет легче

Министерство транспорта и коммуникаций готовит предложения по упрощению условий работы для транспортного бизнеса. Планируется отменить или упростить около 250 нормативных актов. Первое решение предполагается принять в первой половине марта: примерно 20 нормативных актов, находящихся в компетенции ведомства, будут отменены. На уровне страны Минтранс может вынести предложение о том, что плановых проверок бизнеса, в основном автотранспортного, где работают небольшие частные компании, не должно быть. Предлагается оставить только проверки, которые ведутся по фактам происшествий, где были установлены проблемы со здоровьем или жизнью пассажиров. В таком случае повышается ответственность и гос-органов, и самих субъектов хозяйствования. Предлагается смягчить требования к перевозчикам в части лицензий. Пока жестко прописано, в каких случаях компания лишается лицензии, и не во всех случаях это оправданно. Поэтому транспортники намерены проработать вопрос.

И еще одна новость. Минтранс инициирует обнуление таможенных пошлин на ввоз автомобилей экологического класса «Евро-6». Соответствующий проект указа уже направлен в заинтересованные госорганы. Ожидается, что свою окончательную позицию по данному вопросу Министерство промышленности представит до 18 марта. Теперь важно, чтобы был налажен сервис по отношению к автомобилям, которые покупают белорусские перевозчики. В Минтрансе с сожалением замечают, что пока качественного сервиса по автомобилям «МАЗ» нет.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий