Новый главный конвейер для новой техники

Новости

50 лет назад на производственных площадях механического цеха № 2 МТЗ был выпущен первый трактор МТЗ-50ПЛ

Александр НЕСТЕРОВ
Фото автора и из архива

16 октября 1961 года. Первый трактор МТЗ-50ПЛ сходит с нового главного конвейера.
16 октября 1961 года. Первый трактор МТЗ-50ПЛ сходит с нового главного конвейера.

Начиная с 1950 года главный конвейер на Минском тракторном заводе размещался на различных площадках. Сначала в помещении нынешнего механосборочного цеха № 3, затем в сегодняшнем механическом цехе № 2, и только в 1988 году был запущен главный конвейер в корпусе сборки тракторов. В истории предприятия особняком стоит дата 16 октября 1961 года. Именно в этот день главный конвейер в МЦ-2 обрел свое «второе дыхание»: здесь была начата сборка тракторов МТЗ-50ПЛ, ознаменовавшая собой безостановочный переход МТЗ с выпуска машин предыдущего поколения на производство новой техники.

Прогресс требует жертв?

Трактор МТЗ-50 был разработан заводскими конструкторами в конце 1950-х. Машина класса 1,4 тонны к осени 1959-го прошла государственные испытания и получила высокую оценку потенциальных потребителей. И ведь было чем восхищаться: МТЗ-50 оснащался дизельным двигателем мощностью 55 л. с., а вес новой модели был снижен по сравнению с предшественницей на 400 кг. 9-скоростная коробка передач обеспечивала машине диапазон скоростей от 1,65 до 25 км/ч и давала возможность более эффективно использовать мощь силового агрегата. Новая машина впоследствии стала базовой моделью для создания семейства колесных тракторов Минского тракторного завода. При этом различные по назначению «родственники» были унифицированы между собой на 88–98 процентов.

Переход на выпуск нового трактора вместо производимых в то время моделей МТЗ-5ЛС/МС было решено осуществлять в безостановочном режиме. Решение достаточно сложное в техническом плане. К тому же государство не отменяло  прежних планов по выпуску тракторов. В этой связи работы решили проводить в два этапа.

14 ноября 1959 года Совет Министров СССР издал Постановление «Об организации специализированного производства колесных тракторов, мотоциклов и двигателей к ним на предприятиях БССР». Один из пунктов документа гласил:

«2. Обязать Совет Министров БССР обеспечить:

[] в) производство тракторов МТЗ-50 начиная с 1961 года и тракторов МТЗ-52 начиная с 1962 года с доведением в 1965 году выпуска тракторов указанных марок до 75000 штук в год».

Со своей стороны, Совет народного хозяйства БССР своим решением от 19 декабря 1961 года постановил:

«…3. Для безостановочного перехода на новую модель трактора предусмотреть поэтапное внедрение трактора МТЗ-50, для чего:

— утвердить для производства на МТЗ на 1961–1962 годы трактор переходной модели МТЗ-50ПЛ на шасси трактора МТЗ-50 с серийным двигателем Д-48 ПЛ, форсированным до мощности 50 л. с.;

— выпуск тракторов МТЗ-50 с двигателем Д-50 начать с IV квартала 1962 года».

Компромиссный вариант

Фактически в 1960–61 годах Минский тракторный находился в состоянии тотальной реконструкции. Во-первых, в цехах появлялась масса нового оборудования. Во-вторых, 26 мая 1960 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 563 о строительстве Минского моторного завода, который должен был выпускать двигатели Д-50 для комплектации нового семейства универсально-пропашных тракторов.    В-третьих, шло освоение производства новых узлов и деталей. Параллельно осуществлялась доработка конструкции трактора МТЗ-50, выпускалась необходимая документация.

В канун Нового 1961 года работники предприятия впервые увидели на призаводской площадке два необычных трактора. «Внешне они напоминают МТЗ-50, — писала газета «Трактор». — Но в них установлен форсированный серийный двигатель. Кроме того, такие узлы, как корпус муфты сцепления, картер маховика, полурама, масляный бак, по своей конструкции отличаются от трактора МТЗ-50. Это тракторы переходной модификации — МТЗ-50П, к освоению производства которых завод приступил и должен в IV квартале начать их выпуск».

Сроки начала серийного выпуска МТЗ-50ПЛ неоднократно переносились. Скажем, в сентябре 1961-го партийно-хозяйственный актив МТЗ в своем постановлении отмечал: «Считать важнейшей задачей коллектива завода организацию производства нового трактора и обеспечение выпуска его в IV кв. в количестве 5000 шт. […] Обязать (следуют фамилии руководителей подразделений. — Прим. авт.) обеспечить выпуск установочной партии тракторов МТЗ-50ПЛ в сентябре 1961 года в соответствии с распоряжением по заводу 395». Однако Технический совет предприятия, оценив степень готовности основных цехов к производству новой машины, сделал вывод, что надо «торопиться не спеша». Главным сдерживающим фактором в те дни стал срыв поставок автоматических линий для обработки крупногабаритных деталей, в том числе корпусных. А ведь коллектив завода еще ранее взял на себя обязательство к началу работы XXII съезда Коммунистической партии СССР, открывавшегося в середине октября 1961-го, выпустить на обновленном главном конвейере первую «пятидесятку»! В результате тракторозаводцы выбрали компромиссный вариант: конвейер запустить, первый экземпляр МТЗ-50ПЛ собрать, а с серийным выпуском можно и повременить, но только самую малость: производство уже было перестроено на выпуск нового поколения техники.

Цена повышенных обязательств

Новый главный конвейер был на 75 метров длиннее прежнего. На нем можно было одновременно собирать 40 машин.
Новый главный конвейер был на 75 метров длиннее прежнего. На нем можно было одновременно собирать 40 машин.

XXII съезд КПСС открывался 17 октября 1961 года. Накануне, 16 октября, новый главный конвейер Минского тракторного завода сдали в эксплуатацию. Он был действительно необходим. Прежний уже не справлялся с выполнением возросшей производственной программы. Подставки, на которых устанавливался трактор, были съемными, и каждую из них нужно было возвращать на первоначальную операцию. Кроме того, окраска и сушка машин производилась на том же конвейере, что, конечно же, создавало неудобства.

«Премьера» нового главного конвейера состоялась при стечении работников предприятия, приглашенных гостей и представителей средств массовой информации. На кнопку «Пуск» нажал лично директор МТЗ Борис Сивак. Разумеется, это событие вызвало широкий общественный резонанс. За успехи, достигнутые в социалистическом соревновании в честь XXII съезда КПСС, президиум ЦК профсоюза работников машиностроения наградил коллектив МТЗ грамотой. Но… «Пробными» экземплярами МТЗ-50ПЛ в те дни дело и закончилось: с главного конвейера продолжали сходить старые добрые МТЗ-5ЛС/7ЛС.

За пару недель до окончания 1961 года заводской штаб по контролю за ходом производства трактора МТЗ-50П сообщал: «На заводе утвержден график сборки новых тракторов, согласно которому с 11 по 16 декабря надо ежедневно снимать с конвейера по 2 машины, с 18 по     23 декабря — по 10 машин и с 25 по 30 декабря — по 70 тракторов МТЗ-50П. […] Но уже в первый день график был сорван. Вместо двух с конвейера сняли один трактор, и то некомплектный. Отдел внешней кооперации не подал провода аккумулятора и подфарники». А в последнюю неделю декабря сообщения из штаба стали еще более тревожными. «Срок массового выпуска тракторов МТЗ-50П уже наступил. Однако новые машины собираются в мизерном количестве единицами. Положение на заводе исключительно тяжелое. […] В итоге на заводе создалось такое положение, когда вопрос массового выпуска новых машин уперся фактически в запуск автоматических линий. Будут работать линии будут собираться трактора».

Фактически безостановочный переход на выпуск нового поколения техники на Минском тракторном заводе был осуществлен 5 января 1962 года. Именно в этот день с главного конвейера был снят первый серийный экземпляр МТЗ-50ПЛ. В последующем среднесуточный выпуск новой продукции только возрастал: январь — 40 экземпляров, февраль — 103, март — 137, апрель и май — 151…

200-тысячный трактор завершил полугодовую производственную программу

Безимени-2XXII съезду КПСС коллектив Минского тракторного завода посвятил еще одно трудовое достижение. 22 июня 1961 года увидел свет 200-тысячный трактор производства МТЗ. По этому поводу у заводской проходной состоялся митинг. Выступавшие на нем отмечали, что в этот же день предприятие досрочно выполнило план первого полугодия. Впрочем, а почему бы и нет? Выпуск продукции за 5 месяцев 1961-го увеличился по сравнению с аналогичным периодом 1960-го на 15,4 процента, выпуск тракторов — на 18,8 процента, производительность труда повысилась на 11,8 процента.

Несколько слов о начальнике сборочного подразделения

Безимени-3К успешному завершению безостановочного перехода Минского тракторного завода на выпуск модели МТЗ-50 приложили руку многие работники предприятия. А что касается пуска нового главного конвейера в МЦ-2, то, безусловно, к этому событию прямое отношение имеет возглавлявший в то время данное подразделение Яков ТИМОШЕНКО.

Яков Алексеевич родился 18 октября 1927 года в селе Сергеевка Криворожского района Днепропетровской области (Украина). До Октябрьской революции его родители крестьянствовали, а позже, как писал в автобиографии Тимошенко, были рабочими-горняками. В 1945 году Яков поступил в Запорожский институт сельскохозяйственного машиностроения, после окончания которого получил квалификацию «инженер-механик автомобилестроения». В 1951-м был направлен на Ульяновский автозавод, а уже 26 января 1952-го приступил к работе на Минском тракторном в качестве начальника планово-диспетчерского бюро тракторо-трелевочного цеха. Затем был исполняющим обязанности начальника смены, сменным помощником начальника тогда уже тракторного цеха № 1, начальником участка коробки перемены передач, и. о. заместителя начальника ТЦ-1, замначальника подразделения по техчасти. Начальником тракторного цеха № 1, впоследствии переименованного в механический цех № 2, Якова Алексеевича назначили 20 марта 1961 года.

SDC15976
В отпуск начальника цеха руководство МТЗ в 1961 году отпустило только в строго оговоренный срок: запуск обновленного главного конвейера требовал постоянного присутствия начальника подразделения на рабочем месте.

Надо полагать, своевременный запуск нового главного конвейера сыграл не последнюю роль в дальнейшей карьере специалиста. В мае 1962 года Якова Тимошенко назначили заместителем главного инженера МТЗ, а в 1964-м — главным инженером предприятия. В этой должности Яков Алексеевич проработал до 1970 года, а потом был вынужден расстаться с Минским тракторным: по приказу из Москвы его перевели на завод «Ростсельмаш» (г. Ростов-на-Дону).

Автор выражает признательность заведующей объединенным архивом РУП «МТЗ» Анжелике Чернявской за помощь в подготовке публикации.



Добавить комментарий