Николай Жгун: «Представлять предприятие на таком уровне — уже большой успех»

Тракторозаводцы

Никакой спецодежды, никакого оборудования. Из рабочих инструментов только ручка, карандаш, ластик, а также знания и навыки. 8 декабря на базе Минского государственного машиностроительного колледжа прошел конкурс профессионального мастерства среди молодых работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, организатором которого выступил профсоюз АСМ. За звание лучшего в своей области боролись инженеры-конструкторы и инженеры-технологи.

Владимир Грибченко, инженер-конструктор Бобруйскагромаша, заходит в аудиторию одним из первых. Парень признается, что в республиканском конкурсе участвует впервые, однако волнения не испытывает: верит, что знания, приобретенные на работе за три года, обязательно помогут справиться и с практическими, и с теоретическими заданиями. Владимир — один из двадцати семи участников соревнования, которые в этот день представляли на нем свои предприятия. С нашей стороны конкуренцию ребятам составили инженер-технолог Игнат Казак и инженер-конструктор Игорь Шелест — победители аналогичного заводского конкурса.

— Я рад видеть и новые, и уже знакомые мне лица, — поприветствовал участников Валерий Кузьмич, председатель профсоюза работников АСМ. — Уверен, что вы готовы проявить себя, продемонстрировать свои знания и умения. Цели и задачи этого ставшего уже традиционным конкурса всем понятны: мы хотим развивать техниче-ский и творческий потенциал наших работников, способствовать закреплению молодежи на предприятиях. Сегодняшний конкурс я бы назвал особенным, потому что он проходит накануне двух важных событий: 25-летия профсоюза АСМ и 90-летия Белорусского национального технического университета. Надеюсь, все задания вам окажутся по плечу, а высококвалифицированное жюри по достоинству оценит вашу работу.

Пожелать удачи собравшимся пришел и директор колледжа Николай Жгун. Он отметил, что прохождение конкурса именно здесь — весьма символично. Ведь МГМК уже более шестидесяти лет является кузницей кадров среднего звена для машиностроительных предприятий республики. Также Николай Анатольевич напомнил молодым парням и девушкам, что быть среди тех, кто отстаивает честь своего завода, — уже большой успех.

По правилам конкурса участники должны были пройти два этапа: ответить на теоретические и практические вопросы. Всего — пять заданий, максимальный балл за каждое из них — десять. Организаторы весьма ответственно подошли к тому, чтобы все были в равных условиях: для того, чтобы у конкурсантов не было возможности схитрить, их рассадили по одному, попросили отложить сумки и мобильные телефоны. После этого каждый участник вытянул номерок, которым и подписал свою работу.

Как сказал председатель жюри, доктор технических наук, профессор БНТУ Жорж Мрочек, задания соответствуют учебной программе вуза и не выходят за ее рамки. Также Жорж Адамович сообщил новость: теперь принимать участие в конкурсе профессионального мастерства можно только два года — после этого необходимо дать шанс другим.

Теоретическое задание инженеры-технологи и инженеры-конструкторы в течение часа выполняли в одной аудитории. В тишине были слышны только шаги наблюдающего и шелест бумаги. Когда отведенное время закончилось, напряженная работа была завершена, ребята — кто-то облегченно, а кто-то немного расстроенно — делились своими впечатлениями.

— В одном из заданий мне необходимо было разработать две операционные карты, — рассказывает Игнат Казак, инженер-технолог. — В принципе, задания несложные, но объемные — я написал три листа, и при этом не все, что хотел. Моя основная работа на предприятии связана с телами вращения, здесь же мне попалась корпусная деталь, однако схожесть определенная была — ничего нового и незнакомого для меня.

— Часть теории, которую мы учили в университете, но которая не используется в работе, забывается, — признался инженер-конструктор Игорь Шелест. — Зато с чертежами мы имеем дело каждый день, поэтому практического задания я жду с меньшим волнением.

После первого этапа участников разделили. В одном кабинете осталось 15 инженеров-технологов, в другой перешли 12 инженеров-конструкторов. И действительно, не только Игорь, но и многие конкурсанты практику ожидали с большим энтузиазом, а после получения задания старались как можно лучше проявить себя.

Когда жюри отправилось совещаться, творческая молодежь колледжа скрасила томительную минуту ожидания результатов с помощью песен и танцев. А пока конкурсанты отдыхали, Жорж Мрочек поделился своим мнением относительно важности конкурса:

— Время идет, разрабатываются новые технологии, появляется новое оборудование, — говорит председатель комисии. — В учебном плане меняются, дополняются и расширяются программы. И любой, кто работает на промышленном предприятии, должен успевать следить и «ухватывать» все новшества, чтобы соответствовать потребностям производства. Готовясь к этому конкурсу, для инженеров-технологов мы стараемся составить вопросы, связанные с новыми технологиями, для инженеров-конструкторов — с новыми инструментами и приспособлениями, автоматизированными линиями, процессами сборки машин. У ребят появляется возможность как минимум проверить себя на соответствие требованиям современности. И даже если кто-то из них что-то не знал, после первого и второго этапа они между собой обязательно обсудят задания и поймут, как это можно было сделать.

Сейчас принимается решение о строительстве автомобильного завода, но помимо этого в республике создана огромная база предприятий по производву автомобильной и сель-скохозяйственной техники. Поэтому нам просто необходимы опытные и квалифицированные кадры, которые при этом быстро учатся.

Мнение Жоржа Адамовича дополнил другой член жюри, доктор технических наук, профессор БНТУ Иван Каштальян.

— Судя по результатам, участники подтвердили наши ожидания, — признается Иван Алексеевич. — Есть работы лучше, есть хуже, но, как оказалось, молодые инженеры подготовлены хорошо. Спорных моментов относительно поставленных баллов у комисси не возникало: все-таки у каждого из нас большой опыт в оценке знаний других людей. Поэтому можете не сомневаться: если стоит, к примеру, восемь, то с этим согласен каждый член жюри.

Впрочем, об ожиданиях и результатах. Среди инженеров-конструкторов на четвертое место с результатом в 30 баллов вышел Игорь Шелест (МТЗ); «бронзу», набрав 32 балла, взял Сергей Кухлевский (КЗТШ); опере-див его на три очка, второе место занял Филипп Федотов (МЗКТ); победителем в этой номинации стал Артем Талашко (БЕЛАЗ), его результат — 39 баллов.

Среди инженеров-технологов места распределились следующим образом. Немного не хватило до пьедестала Александру Святохо (МЗКТ), третье место с 29 очками занял Егор Александров (БЕЛАЗ), «серебро» конкурса было присуждено Евгению Сойко (БЕЛАЗ), который набрал 36 баллов. А лучшим в этой номинации среди молодых работников отрасли стал представитель Минского тракторого завода Игнат Казак.

Мнения:
Артем ТАЛАШКО, первое место среди инженеров-конструкторов (БЕЛАЗ):
— Я работаю инженером-конструктором второй категории на БЕЛАЗе уже три года. В этом конкурсе принимаю участие впервые, однако два раза участвовал в заводском. В прошлом году занял второе место, а в этом — первое. Задания мне не показались сложными — с тем, что необходимо было сделать, я сталкиваюсь на работе ежедневно. Занимаюсь проектированием оснастки, а на конкурсе мне как раз попалось фрезерное приспособление, поэтому задание я сделал максимально подробно. Конечно, вопросы были сложными, но мне повезло с тем, что я учусь до сих пор, сейчас вот оканчиваю магистратуру. Поэтому мне приходится постоянно что-то читать и учить. Такого высокого результата я не ожидал, но мне, конечно, очень приятно. Уверен, подобные конкурсы просто необходимы — они стимулируют работать над собой, читать и развиваться. Ведь при подготовке к ним ты обязательно и конспекты свои студенческие поднимешь, и в Интернете что-нибудь по своей теме поищешь. А это лишним никогда не бывает.

Филипп ФЕДОТОВ, второе место среди инженеров-конструкторов (МЗКТ):
— Я уже восемь лет работаю на Минском заводе колесных тягачей инженером-конструктором станочных приспособлений. На конкурсе показал все, на что был способен, хотя мне не хватило времени на практические задания, хотелось больше почертить, развить и дополнить свой эскиз. Ведь работа конструктора — это работа прежде всего с графикой. Было бы лучше, если бы в следующем году организаторы дали хотя бы на практическую часть больше времени — таким образом у каждого из нас была бы возможность лучше раскрыть себя. Конкурс считаю полезным для молодых работников, ведь на нем мы можем узнать свои сильные и слабые стороны.

Игнат КАЗАК, первое место среди инженеров-технологов (МТЗ):
— На Минском тракторном заводе я работаю уже седьмой год, должность инженера-технолога занимаю четвертый. Считаю, что такие конкурсы просто необходимы хотя бы потому, что молодые специалисты ощущают поддержку профсоюза.

К примеру, за победу в заводском соревновании мы получили премию в размере 12 базовых единиц. Плюс в течение года предприятие выплачивает дополнительные двадцать процентов к нашему окладу. За победу в республиканском конкурсе я получил миллион белорусских рублей. Конечно, между этими соревнованиями есть большое отличие. В заводском акцент делается на практику, а в республиканском — на теорию. Судите сами: три из пяти заданий носили теоретический характер. Жюри этого конкурса состоит из преподавателей БНТУ, поэтому немного проще было тем участникам, которые там учились и готовились по программе университета. Хотелось бы, чтобы конкурс изменился в практическую сторону.

Юлия КУЛИК.
Фото автора.



Добавить комментарий