Николай Веркович: «Я выбрал Минский тракторный, и это навсегда!»

Тракторозаводцы

Начальник бюро рам, верхнего строения и оборудования кабин управления конструкторско-экспериментальных работ № 2 Николай Веркович трудится на нашем предприятии и непосредственно в этом управлении уже двадцать первый год. За это время он стал хорошим, опытным конструктором и снискал уважение в коллективе. В 2018-м Николай Аркадьевич удостоен чести среди 75 лучших работников МТЗ быть занесенным на заводскую Аллею почета передовиков производства. Во время нашей встречи мы говорили о его профессиональной судьбе, свершениях и мечтах.

— Мечта у меня была, если можно так сказать, романтически-прозаическая, — делится мой собеседник. — Мой отец, Аркадий Зенонович, всю жизнь работал водителем. В перерыв он нередко приезжал домой на своем грузовике. И, пока обедал, разрешал мне посидеть в кабине автомобиля. Я садился за руль, имитировал управление, ощущая себя заправским водителем. А иногда папа меня брал с собой на целую смену. Я видел Минск с высоты сиденья грузовика и даже не думал ни о каких других профессиях, кроме водительской. Но после школы умудрился опоздать с подачей документов на курсы слесарей-водителей, а уж тем более в вуз, хотя отец только об институте  мне все время и говорил. После этого он привел меня в свой автопарк и попросил устроить автослесарем, резонно заметив, что знание материальной части машины не помешало ни одному водителю. За год работы там я научился многому, приобрел немалый практический опыт в обслуживании автомобилей, за что безмерно благодарен отцу, и в то же время понял, как грамотному специалисту необходимы знания. Следующим летом я поступил на дневное отделение автотракторного факультета Белорусского политехнического института. В 1997 году, получив квалификацию инженера-механика по специальности «Гидравличе-ские машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика», распределился на Минский тракторный.

Производственную практику я проходил на разных минских заводах — автомобильном, колесных тягачей, автоматических линий. В те годы было очень трудно с распределением выпускников вузов, многим бюджетникам давали свободные дипломы, а я, имея хорошие оценки, попал в тройку лучших дипломников по нашей специальности и получил право самостоятельно выбрать, на какое предприятие пойти. Я выбрал МТЗ.

Первые пару лет Николай думал, что этот завод будет его временным пристанищем, местом приобретения опыта. Тем более что в управление, куда молодой специалист пришел, уже не поступали заказы Министерства обороны, и разрабатывать приходилось исключительно ширпотреб. А хотелось чего-то большего. Но минуло два-три года, и даже в тех условиях Николай предпочел стабильность МТЗ, его возможные перспективы, решив, что от добра добра не ищут. А уж когда ближе к 2000-му ситуация изменилась, началась разработка серьезной лесной техники, с головой окунулся в техническое творчество.

— Под руководством лауреата Ленинской премии, главного конструктора УКЭР-2 Владимира Андреевича Коробкина и начальника бюро Иосифа Юрлевича мы с большим энтузиазмом занялись разработкой этих машин. Тогда наше бюро переименовали в бюро общей компоновки лесных машин, — рассказывает Николай Аркадьевич. — Это было так здорово и интересно — создавать что-то принципиально новое. Был такой всплеск творческого энтузиазма, хотелось искать, быстро и дружно идти к успеху. Мы тщательно изучали зарубежный опыт создания такой техники, с учетом технологических возможностей нашего предприятия предлагали решения, наиболее удобные и для производства, и для потребителей новой техники в условиях Беларуси и стран СНГ.

В 2007 году в УКЭР-2 начался новый интеллектуальный поиск, связанный с выходом Директивы Президента страны № 3 от 14 июня 2007 года по частичному переводу топливно-энергетической сферы республики на местные, вторичные и возобновляемые энергоресурсы. Советом Министров Республики Беларусь нам было поручено разработать рубильную машину для производства щепы из отходов древесины. Для этого оперативно было создано бюро рубильных машин из восьми специалистов, которое мне поручили возглавить. Нам поставили задачу создать такую оригинальную машину в очень сжатые сроки, буквально за полгода. И мы с ней справились — начали разработки в мае, а к декабрю уже представили готовый опытный образец. В бюро у нас тогда была в основном молодежь, смелая и смекалистая, готовая предлагать массу вариантов. Частично эти предложения мы затем учли, создавая по просьбе потребителей более мощные рубильные машины. При наличии заказов они изготавливаются Мозырским машиностроительным заводом и сегодня надежно работают при сопровождении конструкторов и технологов МТЗ на различных предприятиях страны.

После своевременного и качественного выполнения этого правительственного задания меня перевели руководить нынешним бюро. Здесь мы занимаемся не какой-то конкретной машиной, а элементами всех машин, разрабатываемых УКЭР-2, — лесных, шахтных, коммунальных, а также гусеничной техники.

Работа у нас разнонаправленная, и тем она интересна. Сейчас, кроме меня, в нашем бюро трудятся еще шесть специалистов. Самый опытный — ведущий инженер-конструктор Александр Савченко. Его 40-летний стаж и почти такой же стаж тоже опытного и авторитетного профессионала, инженера-конструктора первой категории Леонтия Романчука — фундамент всех поисков и решений нашего бюро. Наставники молодежи, они безупречно знают свое дело и добиваются того, чтобы каждый сотрудник бюро стремился его постичь.

У меня с первых дней моей работы в этом управлении тоже был такой мудрый и доброжелательный наставник — Владимир Иванович Якубов, который многому научил меня при создании лесной техники. Владимир Иванович и сегодня для меня непререкаемый авторитет, человек, к которому я могу всегда обратиться, с которым могу посоветоваться по любому вопросу, получить компетентный ответ и положительный эмоциональный заряд для дальнейшей работы.

Николай Веркович признается, что за два десятилетия так привязался к Минскому тракторному, его людям, что не представляет без него свою жизнь и судьбу.

— Нравится то, что здесь ты свободен в техническом творчестве, — поясняет он. — В большинстве случаев нас никто не ограничивает в нем. Перед нами ставят задачу и очерчивают желаемый результат, а каким путем мы его достигаем — это наше дело. Это плод наших поисков, вдохновения и профессионализма. Этот процесс как раз и обладает большой притягательной силой, которая всю жизнь не отпускает по-настоящему увлеченных людей. Все, что мы делаем в пределах нашей компетенции и должностных обязанностей, каждому из сотрудников бюро известно, но суть нашей работы в том, чтобы видеть перспективы и вносить что-то новое.

Николаю Аркадьевичу это хорошо известно. Хоть он и собирался всю жизнь «крутить баранку», в детстве в кружке юных техников Дворца пионеров и молодежи Фрунзенского района столицы клеил модели самолетов и военной техники, вырезал дома на балконе лобзиком из фанеры самолетики, танки и машинки. Нынешние увлечения Николая Верковича тоже чисто мужские — электроника, электричество, автомобиль. Построил квартиру — полностью собственноручно выполнил внутреннюю отделку, по месту спроектировал кухонную мебель, заказал и собрал ее. Его забота — и мужская работа на родительской даче, с которой пожилому отцу с каждым годом справляться все тяжелей. Большая ответственность за свою семью — супругу, Юлию Аркадьевну, с которой они вместе скоро четверть века, и двух дочерей, двадцатилетнюю студентку Светлану и пятнадцатилетнюю Марию, — одна из многих черт характера Николая Аркадьевича.

— День за днем в рабочем ритме даже не замечаешь, как быстро летит время, как становятся более зрелыми дорогие тебе люди, с которыми ты трудишься, которых уважаешь и расположением которых дорожишь. К счастью, в этом бюро всегда много работы. А когда дело любимое, интересное, жизнь кажется наполненной, а судьба благосклонной к тебе, — говорит Николай Веркович. — Сейчас мы занимаемся созданием шахтной машины нового поколения, у которой будут новый дизайн, двигатель «Дойц», новая трансмиссия. Постоянно мы занимаемся и серийной техникой, которую вместе с технологами завода сопровождаем на всех этапах ее эксплуатации, по предложению потребителей меняя что-то.

В настоящее время у меня все в жизни понятно и определенно — есть семья, любимая работа, квартира, машина. Желаю только, чтобы судьба была благосклонна к моим дочерям, чтобы они нашли свою вторую счастливую половинку. А своим коллегам-конструкторам желаю постоянного поиска и удовлетворения от нашей такой интересной, творческой и ответственной работы!

Наталия ХЛЕБУС.
Фото автора.



Добавить комментарий