Не поверите, но наш Новый год — копия празднеств в древнем Вавилоне

Новости

Согласно свидетельствам историков, 4000 лет назад в главном государстве Междуречья на новогодние торжества готовили особый салат, наряжали деревья, отдыхали двенадцать дней подряд и дарили друг другу подарки. Совсем как у нас!

Новый год в Вавилоне начали отмечать в III тысячелетии до нашей эры. Торжества стартовали в месяц нисан (март — апрель) — самый первый день весеннего равноденствия, — едва в небесах появлялся бледный полумесяц. Праздники длились 12 дней и были так разгульны, что царь Вавилона на пять суток оставлял свои пышные одежды во дворце и в одной набедренной повязке уезжал из города — «дабы не мешать веселиться своим подданным». Один из тогдашних летописцев отметил: «Каждый человек в это время выпивает столько вина, сколько не пил за весь год». Сложно поверить, но главное новогоднее блюдо Вавилона напоминало салат оливье.

Украшали новогоднюю пальму

4000 лет назад местные жрецы, ведя новогоднюю процессию к вратам Иштар, провозглашали, что в эту ночь главный бог Междуречья Мардук (старик в кафтане, с завитой бородой) спускается с неба на колеснице и раздает подарки тем, кто это заслужил. Чествуя бога, вавилонские семьи готовили салат, символизирующий победу Мардука над божеством хаоса Тиамат — «мушхуш», то есть «дракон». Блюдо включало в себя говяжье сердце (согласно мифу Мардук вырвал его из груди богини), горох, морковь, огурцы, яйца, все смешивалось и заливалось сливочным соусом. И верно — чем не оливье?

— В первые четыре дня Нового года на городской площади Вавилона ставились спектакли-мистерии — как Мардук спустился в ад, спас богиню Иштар и совершил прочие подвиги, — рассказывает профессор истории из университета Стамбула Абдул-Хамид Кабир. — На пятый день из храма Эзида стартовало костюмированное шествие, изображавшее приход Мардука на Землю. Покинув колесницу, тот плыл по каналу на корабле «Карнавал». Обратите внимание, сейчас этим словом мы называем веселые народные празднества.

Вдоль канала жители украшали пальмы, вешая на них фигурки животных и звезды, вырезанные из камня и дерева. Не правда ли, похоже на новогодние елки?

Из загорода возвращался царь. Главный жрец отнимал у него корону и бил ею царя по лицу, веля каяться перед богом. Чем сильнее царь каялся и чем горше плакал, тем удачнее  должен был стать следующий год.

Мардук раздавал подарки

За хорошее поведение Мардук дарил подарки не только взрослым, но и детям. Разумеется, презенты от имени бога преподносили сами родители, освятив их в храме. Существовал целый набор поступков, обязательных к исполнению в новогодние праздники. Если вы несправедливо обидели друга, то должны были извиниться в первый день Нового года, подарив обиженному… курицу. Жрецы предупреждали: если вавилонянин откажется праздновать Новый год, Мардук превратит его домашний скот в кровожадных демонов. А уж коли житель Вавилона не вернет долг до Нового года, бог в отместку пошлет ему долгие сны с чудовищами.

Далее, на шестой-седьмой день в Вавилон съезжались люди из других городов для участия в празднествах. Ведь восьмой день был особенно важным: считалось, что боги передают Мардуку свои силы для сражения с невзгодами, ожидающими Вавилон в следующем году. На девятый день шествие жрецов направлялось к дворцу новогоднего праздника — Бит-Акито, туда же несли статую Мардука. И наконец, в последний день Нового года вавилоняне праздновали свадьбу бога Мардука с земной женщиной Сарпанитум: та была одета в голубое платье, а ее волосы заплетены в косу.

Повеселившись во славу «деда» Мардука и «снегурочки» Сарпанитум, Вавилон возвращался к работе: народу следовало «не пить вино еще неделю». Но думается, после 12 дней непрерывных празднеств и возлияний пить и так никто не мог.

Что забавно — при царе Хаммурапи (правившем в 1793–1750 гг. до н. э.) находились жрецы, которые требовали отменить новогодние празднества. Дескать, «люди слишком долго не работают, странно, как государство такое выдерживает». Однако мудрый Хаммурапи ответил: «Если мы вдруг запретим народу праздновать Новый год вволю, это закончится бунтом!»



Добавить комментарий