Наука, не терпящая приблизительности

Партизанский р-н

Анна КОРЯКОВА

Середина июня. Школьные коридоры непривычно пусты и глухи, только редкие голоса да раскатистый звон наших каблучков по бетонным ступенькам нарушают новый, каникулярный порядок этого места.
— Сама не могу привыкнуть к такой тишине — настолько она неестественная, — словно угадав мои мысли, говорит Илона Когарева. — Школе положено звенеть детскими голосами!

Ничего себе заявление, и это после двух десятков лет работы с детьми! Неужели бесконечная суета, хлопоты, ребячьи вопросы, гудение школьного улья не надоели, ну хотя бы немножко? Мы сидим в ее кабинете истории с расставленными вдоль стен партами: здесь вот-вот должен начаться ремонт, со стен невозмутимо взирают господа Геродот, Ключевский (больше, наверное, никого не вспомню), разговариваем о вечных школьных проблемах, точно таких же, как и 20, и 10 лет назад. Илона Владимировна — учитель истории 69-й минской школы. Я уже не в первый раз слышу об удивительной атмосфере, царящей в этом педагогическом коллективе. Вот уже более полувека уровень знаний, который дают учителя своим ребятам, остается на неизменно высоком уровне. Не одна профессиональная династия сложилась здесь за минувшие годы, многие выпускники 69-й выбрали для себя педагогическую стезю и сами вернулись учителями в родную школу. Илона Владимировна — одна из них. Ее классный руководитель — Валентина Трофимовна Морозова — сумела в свое время привить интерес не только к истории, но и к педагогике. (Параллели с фильмом «Доживем до понедельника» неизбежны!) Уже к 10-му классу без пяти минут выпускница знала, что пойдет на истфак педагогического института. Некоторое время она жила в Германии, работала в России, вернулась в Беларусь, но во все времена точно знала: каждый день входить в класс, видеть перед собой десятки таких разных, таких не похожих детей и давать им знания, которые сделают их как людей лучше, — ее призвание. В родной школе она уже более 7 лет.

— История, — говорит она, — это сказка с картинками. Во всяком случае, для учеников младших классов. Дети должны видеть яркую картинку и представлять, как выглядел неандерталец, древний грек или средневековый воин, это подстегивает их интерес узнать больше. Искренне считаю, что знакомить ребенка с историей можно и нужно в любом возрасте. В замечательной серии «Я люблю читать» издаются любопытные материалы по истории, адаптированные в соответствии с возрастом — 3–4, 5–6, 7–8 лет.

Когарева охотно обсуждает со своими учениками художественные произведения и кинофильмы на исторические темы, делая акценты на личной жизни персонажей, стараясь дать ребенку представление о многогранности личности, уча думать и не судить об исторических личностях однобоко. Вильгельм Завоеватель, Витовт, Мария Склодовская-Кюри, Наполеон, Клеопатра, Махатма Ганди, русские князья, американские президенты… Она говорит о них как о хороших знакомых, вспоминает неизвестные эпизоды их жизни и деятельности, и галерея ярких, объемных образов сразу встает перед глазами.

С большим интересом Илона Владимировна говорит о своей любимой эпохе — Древнем Риме, и в социокультурном, и в бытовом плане давшей современному человеку так много, что и представить сложно. С волнением рассказывает о том, что сегодняшний ребенок с трудом представляет реалии жизни советской страны в 1930–1960 годы. Она говорит об этом уже не первый год, но — удивительное дело — интересно, увлеченно, небезразлично. Может, в этом и есть успех ее работы и признание у детей?

В районном смотре кабинеты истории 69-й школы всегда входят в пятерку лучших. В минувшем году Когарева была награждена Почетной грамотой Комитета по образованию Мингорисполкома. Ученики Илоны Владимировны не раз участвовали и занимали призовые места в различных образовательных интернет-проектах. В 2011 году на международном конкурсе детских научно-исследовательских работ, посвященных Великой Отечественной войне, десятиклассница Екатерина Масловская получила Похвальный отзыв. Она готовила работу о малоизвестных мемориалах и памятниках войны в Беларуси. А в 2012 году учитель и ученик провели полноценное исследование жизни и деятельности нашего незаслуженно забытого земляка Максимилиана Рыло. Всего одна статья в журнале стала толчком для написания научной работы. Информацию по крохам добывали в интернете на англо- и италоязычных сайтах, переводили, сопоставляли, делали официальные запросы в иностранные ведомства, чтобы прояснить некоторые факты! В итоге — совершенно заслуженная победа в районной и городской конференциях. С пятого класса участвовал во всех олимпиадах по истории и выпускник этого года Роман Васюкевич. И пускай никто из них жизнь свою с историей связывать не будет, Илона Когарева уверена, что их интерес к науке праздным не окажется, обязательно будет полезен каждому.

В этом году она организовала для своих учеников поездку на родину Тадеуша Костюшки. С транспортом учителю помогли родители, а уж о том, какого экскурсовода получили ребята в лице Илоны Владимировны, и говорить не приходится.

— Я считаю, — говорит она, — что очень полезно показывать детям малоизвестные места Беларуси. Мир, Несвиж — превосходно, но Коссовский дворец магнатов Пусловских достоин не меньшего внимания. Ребята с огромным интересом слушали рассказ о том, что полы у хозяина дворца были стеклянными, под ними был оборудован аквариум, и потрясенные гости могли лицезреть мелькавших под ногами рыб.

В планах Илоны  Когаревой — новые незабываемые поездки, интересных идей у нее хватит надолго. Так, два года назад с настольного флажка Израиля, полученного на выставке «Карьера и образование», началась история коллекционирования флагов разных государств. Идею с удовольствием поддержали и коллеги, и ребята, и родители. Сегодня в классе над политической картой мира на подставке стоят 37 флажков, которые приносят сюда из дальних поездок все желающие. Заодно можно и на карте страну поискать, и увидеть, как ее государственный символ выглядит.

В минувшем учебном году Илона Владимировна единственная в районе провела так называемый «профсоюзный урок» со своими 11-классниками, объясняя молодым гражданам страны назначение профсоюзов в нашей республике.

— Если о мировом профсоюзном движении, о том же тред-юнионском в Англии, ребята знакомятся в ходе школьного курса истории, то о профсоюзах Беларуси в учебниках нет ни строчки, — отмечает моя собеседница. — А представления о том, что профсоюз — это организация, только выдающая новогодние подарки и путевки в санаторий, — мягко скажем, недостаточны. О том, что профсоюз — структура, которая может в ряде случаев отстоять твои права, многие даже не догадывались, а о существовании комиссии по трудовым спорам и вовсе не имели понятия…

Глядя на Илону Владимировну, интересную, умную, с открытым взглядом проницательных глаз и искренней подкупающей улыбкой, веришь, что отношения «ученик — учитель», которые неизменно стоят по разные стороны… парт, действительно могут быть другими. Дружескими. Партнерскими. Паритетными отношениями двух взрослых людей. Думающих. Размышляющих. Ищущих.



Добавить комментарий