Нашим городам зеленый цвет к лицу

Социум

Программой развития ООН в партнерстве с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды при финансировании Глобального экологического фонда в нашей стране реализуется проект «Беларусь: поддержка зеленого градостроительства в малых и средних городах» («Зеленые города»). Его бюджет составляет почти 3,1 миллиона долларов — немалая сумма! Проект рассчитан на 2016—2021 годы и направлен на развитие планов зеленого градостроительства, а также поддержку пилотных инициатив по устойчивому городскому транспорту и повышению энергоэффективности в малых и средних городах Беларуси. Недавно эксперты, отвечающие за реализацию экологических начинаний, рассказали, что уже сделано и что предстоит сделать в этом направлении.

С расчетом на будущее
С момента утверждения экологических проектов развития населенных пунктов в Беларуси были разработаны новые для страны документы: планы зеленого градостроительства для трех пилотных городов — Полоцка, Новополоцка и Новогрудка, а также единый план устойчивой городской мобильности для Полоцка и Новополоцка. Они появились с целью уменьшения выбросов парниковых газов, а разрабатывались с учетом мнения местных жителей.

— Позже отшлифовка практики составления таких планов для других городов будет продолжена, — отмечает архитектор, эксперт проекта по зеленому градостроительству Вера СЫСОЕВА. — Ранее, в 2019-м, был проведен конкурс, по итогам которого эксперты помогут при разработке таких планов Зельве, Корме, Кричеву, Городку. Подобный документ дает четкие ответы на вопросы, почему, где, как и что делать, чтобы город устойчиво развивался. Для малых и средних городов Беларуси очень важно, что план совмещает в себе стратегию социально-экономического развития и пространственную стратегию территории. Стратегия представляет собой список приоритетов и проектов, которые город хотел бы реализовать в ближайшие 2—5 лет, задает вектор развития на перспективу до 2040 года.

По словам специалиста, по проекту для каждого из трех пилотных городов подготовлена серия открытых картографических материалов, которая включает данные о состоянии жилого фонда, качестве застройки, распределении плотности населения, зеленых территорий, доступности остановок общественного транспорта и других объектов городской инфраструктуры. Всего 20 электронных карт для каждого пилотного города, размещение которых планируется в открытом доступе.

— Понятно, что для осуществления задумок необходим поиск финансирования и планирование городского бюджета, — говорит Вера Сысоева. — Приоритетные мероприятия в планах зеленого строительства содержат отсылку на возможные источники финансирования.

Три «первопроходца»
Теперь подробнее о каждом из трех пилотных проектов.
«Полоцк. Наведем мосты» — программа действий для рай-центра Витебской области. Среди поставленных задач — обновление мостов и налаживание связи между центром и окраинами. Параллельно предстоит обозначить преемственность между прошлым и будущим, сохранив культурное и природное наследие этого старинного города. План предусматривает три темы-направления: разносторонний город, уютная среда и гар-мония с природой. Это усиление центров и развитие самодостаточных районов, мобильность без личных авто, создание и приумножение климатически устойчивой энергоэффективной инженерной инфраструктуры.

План «Новополоцк снова новый. Версия 2.0» призван повысить привлекательность этого города как места для жизни и инвестирования, обеспечив при этом экономический рост и сохранение окружающей среды. Разработана модель с увязкой старых и новых центров как внутри агломерации «Полоцк — Новополоцк», так и в самом городе нефтяников. Предполагается формирование единой водно-зеленой системы, развитие инфраструктуры экономики замкнутого цикла, повышение комфорта проживания с помощью умных технологий и транзитно-ориентированное развитие.

Наконец, целью плана «Новогрудок. Сохраним будущее» является устойчивое развитие для повышения качества жизни населения. Мероприятия будут реализовываться в трех приоритетных областях: комфортная и уникальная городская среда, преобразование территорий с использованием историко-культурного потенциала, использование альтернативных ресурсов в циркулярной экономике и работе городских объектов.

— Проект пошел дальше: хотим показать, как должны работать составленные документы и сколько потенциала скрывается в уже освоенных городских территориях, — говорит Вера Сысоева. — Для пилотных городов разработаны проекты трансформации сложившихся районов в соответствии с принципами зеленого градостроительства.

К примеру, в Новогрудке это район Центральный в границах улиц Мицкевича, Волчецкого, Гродненской. Сейчас он морально устарел, никак не влияет на привлечение туристов, не насыщает жизнь молодежи какими-то мероприятиями. Рабочее название проекта — «Диагональ роста». Сложившийся треугольник застройки прорезает диагональ, которая обеспечивает транзит от исторического ядра к новым районам юго-запада Новогрудка. Обеспечивается мобильность внутри города, где и так короткие расстояния. К этой диагонали притягиваются объекты интереса районного масштаба, которые также позволят привлечь гостей, туристов. Это и студенческий сквер, и площадка перед торговым центром, вплоть до музыкальных концертов на водоеме. Продумано функционирование каждого квадратного метра общественного пространства. При этом дворы изолируются от транзитных путей за счет добавления новой за-стройки, которая к тому же разнообразит типологию жилья. Появятся урбан-виллы — одноподъездные дома средней этажности, блокированные дома-таунхаусы. Словом, то, что в Новогрудке в принципе не было представлено. Сейчас территория этого района общей площадью примерно 40 гектаров используется лишь на четверть. Дополнительно здесь можно в перспективе разместить еще 1000 жителей, при этом в комфортных условиях и с сохранением нормальной плотности населения.

По словам руководителя проекта «Зеленые города» Ирины УСОВОЙ, в 2018 году на конкурсной основе были отобраны пять городов, которые присоединились к международной инициативе
«Соглашение мэров по энергии и климату», для оказания им эксперт-ной поддержки в разработке планов действий по устойчивому энергетическому развитию и климату. Такую помощь получили Барановичи, Пружаны, Лиозно, Мстиславль, Славгород. Всего же к этой инициативе присоединились уже более 40 белорусских городов.

Экономия и экономика — во главе угла
Летом прошлого года в Новогрудке прошел Республиканский экологический форум, во время которого была торжественно презентована система умного светодиодного освещения, внедренная проектом пока на нескольких улицах города.

Работа 400 светильников регулируется интеллектуальной системой управления, что позволяет экономить до 30 процентов электроэнергии.
— Мы продолжим мониторинг, чтобы видеть более детальные цифры экономии, — рассказывает руководитель проекта «Зеленые города» Ирина УСОВА. — Опыт Новогрудка планируется распространить еще на семь городов, в том числе на Полоцк и Новополоцк. Готовится технико-экономическое обоснование по модернизации уличного освещения, это необходимо и для дальнейшего поиска финансирования предстоящих мероприятий.

Кроме того, начинается проект по реализации технологии smart-учета потребления ресурсов на примере двух жилых домов в Новогрудке. Предполагается, что в 2020 году он будет запущен в полную силу. Сейчас завершается разработка проектно-сметной документации, затем будет проведен тендер на закупку оборудования. Это будет комплексная интегрированная система, которая включает подсчет по электричеству, теплу, воде и газу. Предполагается, что экономия потребляемых ресурсов в сумме за год составит от 5 до 10 процентов.

В рамках проекта «Зеленые города» также разработаны рекомендации по внедрению принципов «зеленых» закупок в практику закупок на городском и районном уровне. Впервые в Беларуси издано соответствующее методическое пособие. В этом году на примере нескольких предприятий пилотных городов предполагается реализовать закупки с применением этих принципов. Параллельно в 2020-м пилотным городам будет оказываться помощь в подготовке инвестпроектов для будущей реализации.

Начинающим всегда непросто
Транспортная инфраструк-тура одного из участников проекта — Полоцка — нынче регулярно становится сферой для новаций.
— Мы очень тщательно подошли к организации дорожного движения, — полагает первый заместитель председателя Полоцкого райисполкома Сергей ЛЕЙЧЕНКО. — Потому что реально до нас этим никто не занимался. За последние три года мы второй раз переделываем генеральный план с учетом транспортных новшеств, которые придумали и внедрили. Например, в новый мост, который строим в этом году, сразу заложили и велодорожку, чтобы закольцевать ее через весь город. Я не слышал, чтобы кто-то у нас строил мосты с велодорожками.

Полоцк первым присоединился к проекту «Зеленые города». Здесь уже внедрена выделенная полоса для общественного транспорта протяженностью 3 км. Также в Полоцке и соседнем Новополоцке обновляются велосипедные полосы: устраняются шероховатости, улучшено покрытие, ликвидированы барьеры. Обновлена разметка, а где-то была изменена ее траектория.

Начинается нанесение специальной зеленой разметки, срок службы которой в четыре раза дольше, чем обычной. Она появится на велосипедных переездах, то есть в тех местах, где велодорожка пересекается с автомобильной трассой. Далее по проекту планируется строительство конструктивно выделенной пешеходной и велодорожки — в продолжение улицы Молодежной в Новополоцке, которая идет вдоль коттеджной застройки. Дорожка будет проложена по нечетной стороне улицы Молодежной от улицы Полевой до улицы Прибрежной. К сожалению, строительство велодорожки, которая связала бы Полоцк и Новополоцк, пока откладывается.

Что еще? Внедряется алгоритм «зеленая волна» в Новополоцке и Полоцке. Для этого предусмотрено строительство трех «умных» светофорных объектов в Новополоцке, замена 22 старых светофорных контроллеров на новые, «навороченные». Это увеличит скорость транспортного сообщения, уменьшит количество разгонов и торможений, что должно привести к снижению выбросов СО2. Также в обоих городах планируется установить по пять современных остановочных пунктов и еще по десять новых информационных табло на остановках, которые в режиме реального времени будут отображать сведения о движении общественного транспорта. В Новополоцке впервые будут установлены пять крытых велопарковок.

Удастся ли закрепить полученные результаты?

В нашей стране проводится множество мероприятий по озеленению территорий жилой застройки, однако есть вопросы к сохранности насаждений. По мнению начальника главного управления экологической политики, международного сотрудничества и науки Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Татьяны КОНОНЧУК, контроль со стороны Минжилкомхоза и территориальных органов Минприроды надо усиливать, потому что уход за зелеными насаждениями — это важный вопрос.

— В генеральных планах Минска и областных центров есть показатели необходимого уровня озелененности, — напоминает представитель Минприроды. — Для белорусской столицы план — от 30 до 55 процентов в высокоплотной и смешанной многоквартирной застройке, от 30 до 70 процентов — в усадебной застройке (до 2030 года).

В Бресте до 2030 года предполагается достичь уровня озелененности в 45 процентов, в Витебске до 2025 года — 43 процента, в Гомеле до того же срока — 41 процент, в Гродно до 2030 года — 40,3 процента, в Могилеве — 41 процент до 2025 года. По данным на первый квартал 2019-го, фактический уровень озелененности в этих городах был заметно меньше: в Бресте — 26 процентов, в Витебске — 24,6 процента, в Гродно — 21,3 процента, в Могилеве — 32 процента. Более высокие показатели получены по Минску — 41,06 процента, Гомелю — 40,7 процента.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий