Наши на параде. Равнение на героев

Наша марка Тракторозаводцы

Одним из самых ярких событий, приуроченных к празднованию Дня Независимости, безусловно, является парад. Думаю, не ошибусь, если скажу, что работники Минского тракторного, особенно те, кто отдал предприятию много лет, с особым волнением ждут того момента, когда в колонне техники появятся «Беларусы». Согласитесь, приятно увидеть на параде машины, в которые вложена частица твоего труда, услышать комментарий о том, что они были и остаются одними из самых надежных помощников для аграриев в разных странах. Многие телеканалы транслировали фрагменты белорусского парада 2017 года, обязательно используя кадры, на которых «Беларусы» исполняют свои неповторимые «танцы», а также те, на которых величественно шествуют наши красавцы моделей 3522 и 4522. Немногие знают, но в нынешнем году рядом с водителем в этих «Беларусах» впервые ехали пассажиры. Да не просто пассажиры, а настоящие герои – полные кавалеры ордена Трудовой Славы.

Эта одна из самых высоких  наград СССР была учреждена в 1974 году и имела три степени. До декабря 1991 года, когда состоялись последние награждения орденом, полными его кавалерами, то есть обладателями орденов всех трех степеней, стали 952 человека. В Беларуси таковых было немногим более двадцати. Особую гордость заводчан всегда вызывал и будет вызывать тот факт, что один из них работал на МТЗ. Найти белорусов, удостоенных этих наград, и пригласить их поучаствовать в праздничном параде — стало главной идеей, над которой несколько месяцев работало руководство предприятия, сотрудники бюро идеологической работы.

Одним из почетных гостей на парад был приглашен Юрий Вахромин. Модельщик металломодельного участка модельного цеха, делегат XXVII съезда КПСС, депутат Мингорсовета — личность на заводе более чем известная. Юрий Николаевич не раз становился героем многочисленных материалов в нашей газете, его помнят, любят и уважают друзья и коллеги. Несколько лет назад его проводили на заслуженный отдых, но жить, не интересуясь проблемами завода, не быть в курсе его событий у Юрия Николаевича, к счастью, не получается.

Иван Синицкий многие годы трудился в совхозе «Загальский» Любанского района Минской области. Высоких наград Иван Григорьевич был удостоен благодаря системе выращивания картофеля, которую, он как звеньевой, с успехом применял на практике на протяжении многих лет. Полный цикл — от подготовки почвы до уборки уро-
жая, — выполняемый по звеньевой системе, тесное сотрудничество с институтом картофелеводства, использование в работе 12—15 (!) сортов картофеля позволили в несколько раз повысить урожайность этой культуры. В 1984 году, через год после получения ордена Трудовой Славы первой степени, Ивану Синицкому был торжественно передан двухмиллионный трактор МТЗ-80. Пересев на него с МТЗ-50, Синицкий отработал на легендарной машине 11 лет. За годы службы, вспоминает Иван Григорьевич, «железный конь», бывало, ломался, но всегда оставался самым надежным и выносливым помощником. Если нужно было, поломку устраняли в ночное время, а уже
к утру трактор вновь был «в строю».

Познакомиться ближе с техникой марки «Беларус» Анатолию Демьянову довелось только на параде, более сорока лет он был на «ты» с другой техникой в Полоцком лесозаготовительном объединении. В свои 79 лет Анатолию Григорьевичу есть что вспомнить. После службы в погранвойсках в Армении он пять лет трудился на стройке Красноярской ГЭС. Когда вернулся в родной Полоцк, некоторое время работал в таксомоторном парке, но, придя в лесхоз навсегда, сменил легковушку на тяжелый лесовоз. Кавалером ордена Трудовой Славы стал за умение так организовать труд в своей бригаде, что она не раз становилась победителем не только республикан-
ского соцсоревнования, но и оказывалась лучшей в Советском Союзе. Рабочий день Анатолия Григорьевича нередко начинался задолго до положенных 7 часов утра и зачастую оканчивался гораздо позже 6 вечера. Кроме того, с погрузкой и разгрузкой машины Демьянов научился справляться самостоятельно, без посторонней помощи.

А невероятной истории о том, как за два дня ему одному удалось загрузить и разгрузить 700 кубометров леса (!), пожертвовать сном, забуксовать, но выбраться и выполнить задание безупречно, — еще предстоит быть написанной!

За день до парада они встретились все вместе — три полных кавалера ордена Трудовой Славы, три героя, три человека непростой, но замечательной судьбы. Им было что вспомнить, что обсудить.

Прохождение «Беларусов» перед главной трибуной длилось всего 30 секунд, и потому зрители не узнали, какие легендарные люди сидят в кабинах тракторов рядом с водителями. После парада сотрудники Минского тракторного преподнесли почетным гостям подарки — фирменные рубашки и галстуки, а также набор рекламной продукции, буклет об истории завода, сувениры с логотипом предприятия.

P.S. Пока мы общались с нашими героями, в бюро информационной работы предприятия сообщили, что двухмиллионный трактор — тот самый, на котором работал Иван Синицкий — был выкуплен у совхоза по остаточной стоимости и находится сейчас в цехе опытного производства. После необходимого ремонта трактор займет почетное место в экспозиции тракторов перед музеем истории Минского тракторного завода. Рядом с ним разместится и миллионный трактор — МТЗ-52. В 1972 году Петр Машеров передал его самой известной нашей трактористке, Герою Социалистического Труда Надежде Куницкой. На этой машине белорусская Паша Ангелина, как ее нередко называли, трудилась в совхозе «Логоза» Логойского района Минской области. После выхода на заслуженный отдых Надежда Ивановна работала на своем именном тракторе в Ждановичах, в доме-интернате, где тогда проживала. Сегодня трактор, ставший историей, снова на Минском тракторном и ждет своего часа — быть представленным во всей красе рядом с другими легендарными тракторами — МТЗ-2, МТЗ-5, МТЗ-7. В планах организаторов экспозиции разыскать еще и трехмиллионный трактор, выпущенный в 1995 году, который работал в Германии.

Так что, уважаемые Юрий Николаевич, Иван Григорьевич и Анатолий Григорьевич, мы надолго не прощаемся с вами и с удовольствием встретимся еще раз, на открытии большой экспозиции музея истории Минского тракторного завода.

Анна КОРЯКОВА.
Фото из открытых Интернет-источников и архива редакции.



Добавить комментарий