Нагружать все больше нас стали почему-то

Социум

Валерия ГАВРУШЕВА

163647_image_large«Сходи прогуляйся!» «Не могу, мне еще «домашку» к репетитору сделать надо…» Знакомая родителям многих одиннадцатиклассников ситуация. Дети заняты подготовкой к централизованному тестированию, и из-за этого у них нет времени на отдых. Все понимают, что это плохо и надо решать проблему. Чем конкретно чреваты большие нагрузки и как с ними справиться?

Что хуже – восемь или три?

«В свое время мы по восемь экзаменов сдавали, и ничего, живы-здоровы. А тут три сдать – и такая проблема», – услышала я от одной учительницы. Что же изменилось, если раньше сдать восемь экзаменов было меньшей заботой, чем нынче три?

Сейчас не попасть в вуз у молодежи считается чуть ли не позорным. Отсюда и страх, и истерики. Четыре девочки признались мне, что плакали из-за боязни не поступить.

Подготовка к экзаменам «съедает» все свободное время. По результатам опроса, который проводился среди абитуриентов, учеба занимает более 12 часов в день у 17 процентов учеников, 10–12 часов в день – у 30,7 процента, 8–10 часов в день – у 37 процентов, 6–8 часов в день – у 13,8 процента, менее 6 часов в день – у 0,01 процента школьников.

Из опроса видно, что большое количество абитуриентов тратит на учебу от 8 до 12 часов в день. Именно на учебу! А ведь еще нужно время на дорогу, еду и так далее. В итоге на полноценный отдых его почти не остается.

Эту ситуацию прокомментировала врач-педиатр 3-й детской поликлиники г. Минска Татьяна Неевина:

– Конечно, это ненормально. И на здоровье сказывается не лучшим образом. Чрезмерные нагрузки ослабляют иммунитет, из-за этого риск заболеть увеличивается. Чтобы поддержать свой организм, нужно не забывать о зарядке, закаливании, о прогулках на свежем воздухе. Необходимо правильно питаться, высыпаться.

— А витамины? Стоит ли их принимать?

— Да, конечно. Но следует помнить, что просто таблетка особо не поможет, важно соблюдать режим. Поступишь или нет – здоровье надо беречь.

«Шесть» по математике? Катастрофа!

2Волнение, нагрузки перед поступлением негативно сказываются и на эмоциональном состоянии. Тому подтверждение – история одиннадцатиклассницы Юли, которая хотела вскрыть себе вены из-за неудачно написанной работы.

День в школе выдался нелегким: контрольная по математике, проверочная по химии. С обоими предметами у девочки как-то не ладилось. Несмотря на то, что Юля выучила все необходимые формулы и решила много примеров, математику она «завалила». На уроке химии нервы не выдержали, началась истерика. Слезы в туалете, крики… Школьному психологу Юля сказала так: «Я боюсь получить плохую оценку. Мне нужен хороший аттестат, чтобы поступить. Я так готовилась, так старалась, и все зря». Девочку отпустили домой. Там у Юли снова началась истерика, и она хотела вскрыть себе вены. Если бы не подоспевшая вовремя бабушка, девочки могло бы уже не быть.

Этот случай единичный, но все же сколько ночей абитуриенты проводят без сна, думая о том, что с ними будет, если они не поступят. Ведь столько сил, денег и времени потрачено на подготовку!

Проблему прокомментировала педагог-психолог гимназии № 56 Ирина Гриценко, дав поступающим несколько советов:

— Жизнь детей переполнена эмоциональными нагрузками, что при неблагоприятных обстоятельствах может оборачиваться психологическими срывами. Поскольку полностью избежать нервных перегрузок нельзя и трудно исключить влияние стрессов на организм, необходимо научиться снимать напряжение. Думаю, если бы Юля умела это делать, у нее не возникло бы таких проблем.

Также, специально для подростков, хочу заметить следующее. Чтобы успокоиться, многие начинают принимать транквилизаторы. И результат печален: по мере привыкания к ним требуется все большая доза. На самом деле гораздо проще соблюдать простые правила психогигиены, чтобы снять нервное напряжение, не прибегая к лекарствам. Во-первых, надо уметь мгновенно расслабляться. Во-вторых, следует давать отдых нервной системе, и лучшее средство для этого – сон. В-третьих, надо стараться вытеснять неприятные эмоции, заменяя их приятными.

Советы специалиста

Ирина Гриценко,
педагог-психолог гимназии № 56

.Многие считают, что музыка, шум, разговоры не мешают им во время занятий. Но это не так. Утомление в данном случае наступает значительно быстрее. Продуктивная умственная деятельность возможна только в условиях тишины.

. Чтобы лучше подготовиться к экзаменам, дети часто недосыпают, занимаются вечером и даже ночью, поддерживая себя крепким чаем или кофе. Этого делать ни в коем случае нельзя. Ночные занятия неэффективны, они истощают нервную систему. После бессонной ночи трудно будет продолжать работу, придется сначала выспаться, а значит, потерять время, когда работоспособность наиболее высокая. В этом смысле может быть также интересен сонник, где можно найти толкования снов.

. Для сохранения сил и повышения работоспособности нужно организовать правильное питание. Нельзя заниматься на голодный желудок. Важное значение имеет употребление овощей и фруктов.

Так что же делать?

title_studentFormsКак избавиться от загруженности или сделать так, чтобы находилось время на отдых? Найти ответ на этот вопрос попробовали учителя, абитуриенты и студенты.
Раиса Лапатко, учитель немецкого языка:
– Я думаю, что ученикам нужно правильно расставить приоритеты. В 11-м классе подросток, как правило, уже определился, по каким предметам он будет сдавать централизованное тестирование, к чему ему нужно готовиться. На эти предметы стоить обращать большее внимание в школе, усердно ими заниматься. Это, конечно, не значит, что к остальным урокам можно не готовиться, но все же, если что-то не получается, не надо «зацикливаться» на этом. Важную роль играет и отношение учителей. Их понимание просто необходимо старшеклассникам.
Анастасия Юркевич, учитель немецкого языка:
– Мне кажется, нужно правильно организовывать время, составлять план на день и отводить определенное количество времени на каждое занятие. Тогда все будет получаться. Если, например, решил, что на подготовку домашнего задания должно уйти два часа, – значит, два часа делай уроки, а если что-то не успел, лучше оставь на утро. И надо не забывать, что в плане должно быть также время на отдых.
Светлана Гриневич, учитель географии:
– Мне очень нравится метод интерактивного обучения. Я бы могла прислать школьнику по электронной почте конспект, который он должен выучить. Если что-то непонятно, ученик всегда мог бы обратиться ко мне. На сдачу темы отводился бы определенный срок, до окончания которого ученик в любое время мог бы подойти и ответить. И не обязательно пересказывать весь конспект. Учителю достаточно задать несколько вопросов, чтобы понять, учил ребенок или нет. Я думаю, это позволило бы сэкономить время и детям, и учителям не в ущерб знаниям.
Стас Вышимирский, ученик 11-го класса:
– Я очень жалею, что не начал готовиться к ЦТ в прошлом году. Сейчас было бы намного проще… Не обязательно загружать себя в 10-м классе репетиторами, но курсы посещать не помешало бы, тогда в 11-м нагрузка была бы меньше.
Стас Агейчик, ученик 11-го класса:
– Проблема в том, что в 10-м классе мало кто знает, куда он будет поступать. Было бы неплохо снова ввести систему распределения по профилям. Это позволило бы на протяжении нескольких лет углубленно изучать необходимые в будущем предметы.
Сергей Масюк, первокурсник Белорусского государственного экономического университета:
– На мой взгляд, универсального решения данной проблемы не существует. Ведь все люди разные! Например, я такой человек, что в последний момент делаю все лучше, чем если бы потратил на выполнение задания много времени. Так что к тестированию я начал готовиться месяца за два-три. Сидел и учил, учил, учил… Сдал в итоге хорошо. И измученным себя не чувствовал.
Евгений Кабаков, первокурсник Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка:
– Первые две четверти года перед поступлением больше внимания уделял школе, последние две – репетиторам и курсам. Время на отдых, пускай и не всегда, но все же было.



Добавить комментарий