Начиналось все с…

Новости

Untitled-1Летом 1945 года был окончательно решен вопрос о строительстве Минского тракторного на месте авиационного завода № 453. Сельхозмашины были необходимы больше, чем самолеты. Молодое предприятие, благодаря оборудованию, зданиям и личному составу, оставшимся от авиазавода, быстро развивалось. Начали работать первые цехи МТЗ. Какие именно это были подразделения, я узнала в заводском архиве.

Если смотреть историческую справку, то некоторые из этих цехов функционируют и сегодня. К примеру, ремонтно-механический и электроремонтный. По документам они начинали работать еще на авиационном заводе — с 1944 года в качестве цехов №№ 8 и 11. Эти цехи и сегодня имеют немаловажное значение в производстве тракторов. Причем сохранилось не только их предназначение, но и названия. Первоначальное название сохранил и железнодорожный цех, который упоминается в документах авиационного завода.

С вышеперечисленными подразделениями авиазавода на баланс Минского тракторного перешел и паросиловой-тепловой-котельный цех, который в 1944 году считался цехом № 10. Кстати, это подразделение в 1946 году было объединено с деревообделочным.

В 1946 году приказом № 159 создан цех связи, а приказом № 150 – монтажный цех. В этом же году был образован ремонтно-литейный цех, который сегодня тракторозаводцы знают как литейный цех № 3.

В документах 453-го завода есть упоминание о подсобном хозяйстве, находящемся в совхозах «Малая Слепянка» и «Большевик». В начале 80-х было организовано подсобное хозяйство на землях заводской испытательной станции.

Отдельная строка в истории Минского тракторного — 1947 год. Именно тогда было создано немало новых заводских подразделений, среди которых и модельный цех. По приказу № 83 от 13.02.1947 г. он создавался на площадях ДОЦ как временный. А в соответствии с приказом № 488 от 22.10.1947 г. начальнику цеха М. В. Гвоздику было необходимо организовать работу подразделения на постоянном месте. В этом же году, в июне, заработал и моторный цех (там начали производить рекс мотобуксировщик), а с 1961-го это подразделение начало свое функционирование как первый механический цех, коим является и теперь.

В августе 1947 года вступил в строй автоматный цех, ныне третий механосборочный.

В этом же году в соответствии с приказом № 125 появился прессовый цех. Правда, в 1969 году его переименовывали в прессово-сварочный корпус. Сегодня подразделение носит свое первое название.

Отдельно стоит сказать о цехе опытного производства. В приказе № 299 от 14 мая 1947 года говорилось: «Создать при ОГК экспериментальную мастерскую, которая должна быть базой создания экспериментального цеха». Первым начальником этого подразделения назначили Алексея Желтонога, который также исполнял обязанности заместителя генерального конструктора завода. Сам экспериментальный цех организован позже, в 1949 году.

1 июля 1947 года в целях обеспечения издания бланков, инструкций, приказов, оформления дел, документации по заводу, а также для издания газеты «Трактор» была организована переплетно-типографская мастерская. В этом же году согласно приказу № 65 организован цех благоустройства и озеленения на базе дворового цеха, который появился несколькими месяцами ранее.

Остается не уточненной дата создания участка сетей и подстанций. Но в документах 1947 года есть упоминание о награждении цеха сетей и о благодарности, объявленной начальнику цеха Н. Е. Бутенко.

В декабре 1948 года был организован кузнечный корпус. В этом же месяце образован термический цех.

Приказом № 130 от 29 марта 1949 года был организован чугунолитейный цех, который с 1961 года известен как литейный цех № 1. В 1949-м создан и тракторный цех. В 1955 году вышел приказ № 18 об объединении тракторного цеха № 1 и тракторосборочного цеха № 1 в цех трелевочных тракторов. Сегодня это второй механический.

В 1949 году организован цех ширпотреба, в 1967 году переименованный в цех по производству товаров народного потребления. В 1976 году он вошел в состав седьмого механического, а в 1996-м был упразднен приказом № 121.

В 1950 году из компрессорного участка была организована компрессорная станция на базе цеха ТВК. При отделе сбыта в 1951 году образован цех консервации и упаковки запасных частей. В том же году появился и скрапоразделочный цех, ныне цех заготовки шихты.

Цех задних мостов, созданный в 1952 году, — сегодня четвертый механический. В 1953 году организован тракторосборочный цех, который впоследствии стал цехом сборки тракторов. 4 апреля 1987 года был пущен новый корпус сборки тракторов.

Позже на МТЗ появились второй литейный, пятый и шестой механические, немногим позже — седьмой механический. Заработал и цех комплектации на базе складского хозяйства и производственных участков отдела внешней кооперации.



Добавить комментарий