На рынках сбыта стран СНГ отмечается повышенный спрос на «Беларусы»

Наша марка

Наталья КОВАЛЕВА

SPA51316 (копия) копияТенденция увеличения спроса на белорусские тракторы на рынках СНГ наметилась с ноября минувшего года. Постепенный выход экономики государств из кризиса вернул ситуацию в прежнее русло. «Беларусы» всегда занимали лидирующие позиции на постсоветском пространстве. То, что нашему заводу удалось эти позиции не сдать и сохранить свой производственный потенциал, позволило с появлением первых признаков подъема на рынках сбыта оперативно увеличить продажи техники. О том, как сегодня развивается сотрудничество с государствами Содружества в области экспорта «Беларусов», накануне празднования 65-летия Минского тракторного рассказал первый заместитель маркетинг-директора РУП «МТЗ» по коммерческой работе в РБ и странах СНГ Виктор ПРИХОДЬКО.

— Виктор Николаевич, очередная дата со дня основания предприятия — достойный повод подвести итоги деятельности и оценить достигнутые результаты. С какими успехами в деле дальнейшего продвижения  на территории СНГ техники с заводским брендом встречает свой  65-й день рождения МТЗ?

— На рынках сбыта этих государств в настоящее время отмечается повышенный спрос на «Беларусы». С учетом этого факта растут плановые задания выпуска тракторов и увеличиваются  поставки техники. Только за 4 месяца нынешнего года в странах СНГ продано 13068 тракторов, что по отношению к аналогичному периоду года минувшего на 5388 машин больше. В том числе в Российскую Федерацию в январе – апреле 2011-го предприятие поставило 8035 «Беларусов», достигнув темпа роста объемов экспорта на российский рынок в 179,9 процента. Причем от некоторых фирм-покупателей мы уже в полном объеме получили предоплату под годовую программу поставки нашей техники. В планах экспорта «Беларусов» в РФ в 2011-м — продажа не менее 25 тысяч тракторов.

— Одним из последствий мирового финансового кризиса в свое время стало снижение покупательского спроса россий-ских потребителей тракторов. С целью активизации продаж нашей техники тогда был предпринят ряд мер, в соседнем государстве начали действовать две программы кредитования закупки «Беларусов». Работают ли сегодня эти программы с учетом повышенного спроса на наши тракторы?

—  Их реализация по-прежнему продолжается, и в полном объеме осуществляется финансирование. В частности, это касается программы по линии Сбербанка России, предусматривающей погашение Министерством финансов Беларуси части кредитной ставки в размере ставки рефинансирования Центробанка РФ. За два года с начала ее действия уже продано более 1100 «Беларусов». Напомню, что эта программа распространяется на закупку техники, выпущенной на МТЗ, а вторая, по линии Россельхозбанка, — на наши тракторы, собранные на российской территории. Она также продолжает успешно работать.

— Открытие новых сборочных производств в России предприятием не планировалось, а вот о возможном расширении модельного ряда собираемых в соседнем государстве «Беларусов» говорилось.

— Пока в этом нет необходимости. Однако с учетом увеличившегося спроса в настоящее время мы вернулись к сборке тракторов 1221-й модели в ПО «ЕлАЗ».

— На рынки сбыта каких государств Содружества в нынешнем году поставки «Беларусов» увеличились так же значительно, как на российский?

—  Если говорить о темпах роста экспорта за 4 месяца относительно аналогичного периода минувшего года, то этот показатель сотрудничества с некоторыми государствами даже намного больше. К примеру, темп роста продаж наших тракторов в Туркменистане составил 988,2 процента. В январе–апреле 2011-го в эту страну было поставлено 168 машин, тогда как за 4 месяца 2010-го – 17. В Таджикистане за такой же период нынешнего года продано 196 «Беларусов», в Молдове – 298. Темп роста экспорта на эти рынки составил 297 и 231 процент соответственно. Значительно увеличились и поставки  в Украину – по сравнению с январем–апрелем 2010-го на 1495 тракторов. На 300 «Беларусов» больше продано в Казахстане.

— Осенью минувшего года на втором заседании Белорусско-Казахстанской подкомиссии по вопросам развития сотрудничества в сфере промышленной кооперации и взаимной торговли в Усть-Каменогорске была достигнута договоренность о реализации совместного проекта организации сборочного производства «Беларусов-3022ДЦ.1» на базе ТОО «СемАЗ». Как обстоят дела с воплощением в жизнь этих планов?

— Как и намечалось, проект включен в «Региональную карту индустриализации Восточно-Казахстанской области РК», что предполагает его частичное государственное финансирование казахстанской стороной. По прогнозам в августе нынешнего года в ТОО «СемАЗ» будет собрана пилотная партия из пяти тракторов. На первоначальном этапе мощность выпуска «Беларусов-3022ДЦ.1» здесь составит 50 машин в год.

— В 2010-м сборочные производства тракторов этой модели были открыты в Российской Федерации и Украине. Как они работают?

— ООО «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ», действующему на российской территории, поставлено 145 тракторокомплектов. Из них уже собрано 132 «Беларуса-3022ДЦ.1»  и 80 машин продано. В  Украину на сборочное производство, открытое в конце минувшего года на базе ООО «ТД МТЗ-Беларус-Украина», отправлено 85 тракторокомплектов.

— Тем не менее, эти тракторы можно считать относительно новым товаром производства МТЗ на рынках сбыта зарубежных стран. Какие направления маркетинговой стратегии сегодня являются приоритетными в деле их дальнейшей популяризации на территории СНГ?

— На нынешний год на предприятии разработана Программа по продвижению и реализации тракторов «Беларус» серии 3000 в Российской Федерации, Украине, Казахстане. В нее включены мероприятия, предполагающие действия в нескольких направлениях. Это, к примеру, проведение широкомасштабной рекламной кампании с посещением дилерами и руководителями крупных хозяйств сборочных предприятий «Беларусов-3022ДЦ.1», организацией демонстраций этих машин в работе и участием в выставках техники. Кроме того, программа предусматривает принятие ряда мер, направленных на совершенствование системы сбыта этих тракторов, проработку схем их реализации, дальнейшее развитие сборочных производств, материально-технической базы сервисной сети, а также организацию информационного обеспечения, обучение специалистов дилер-ских центров и другие мероприятия. Многие из них уже успешно выполнены.

— Кроме поставки тракторов, какие еще направления экспортной деятельности могут быть реализованы в перспективе на рынках стран СНГ?

— В настоящее время мы начали продвигать, в частности на российском рынке, выпускаемую на МТЗ лесную технику. Эта тема актуальна, и в дальнейшем планируем ее развивать. Российские потребители также высказывают интерес к гусеничным «Беларусам». Три такие машины уже поставлены в РФ. Думаю, в перспективе там с успехом будут реализовываться и другие альтернативные «Беларусы».



Добавить комментарий