На помощь исследователям приходят автоматизированные системы

Новости

Валентина ШИЛИХИНА
Фото автора

SDC13572Научно-технический центр Минского тракторного завода, работой которого руководит генеральный конструктор ПО «МТЗ», РУП «МТЗ» — директор НТЦ ПО «МТЗ», РУП «МТЗ» Иван Усс, был создан 21 мая 2004 года на базе нескольких структурных подразделений предприятия. В него вошли два управления конструкторско-экспериментальных работ, три цеха – опытного производства № 1, опытный № 2, испытаний и испытательный центр «Трактор». В составе последнего работают восемь конструкторско-исследовательских бюро (КИБ) управления конструкторско-экспериментальных работ № 1. Одно из них —КИБ стендового оборудования и технических измерений — возглавляет старейший работник МТЗ, лауреат Государственной премии БССР Анатолий Бобко.

Анатолий Михайлович пришел в ГСКБ Минского тракторного завода после окончания автотракторного факультета БПИ в 1971 году. Начинал инженером-конструктором в бюро навесных систем. Затем стал начальником бюро стендового оборудования и технических измерений. Анатолий Михайлович посвятил исследованиям тракторной техники свыше 30 лет профессиональной деятельности. Он не только очевидец, но и активный участник создания испытательного центра «Трактор». Поэтому в канун Дня белорусской науки корреспондент газеты «Беларус-МТЗ обозрение» побеседовала с Анатолием Бобко об истории создания центра, о сегодняшних делах и замечательных специалистах, призванных испытывать заводскую технику и содействовать повышению ее качества, надежности и конкурентоспособности.

SDC13571— Во времена Советского Союза наши тракторы проходили исследования на машинно-испытательных станциях (МИС), расположенных на территории СССР, — рассказал Анатолий Михайлович. — Была выстроена четкая система испытаний, которые проводились в различных зональных МИС. После развала Союза, когда Беларусь обрела независимость, необходимо было создавать свои центры по испытанию изделий тракторо- и машиностроения. 20 декабря  1993 года был образован испытательный центр «Трактор». Новое формирование объединило инженеров-исследователей ГСКБ, нас, специалистов по стендовым испытаниям, располагавшимся на тот момент в ЦОПе, слесарей-испытателей и трактористов-испытателей цеха испытаний.

В 90-е годы прошлого века у нас еще не было компьютеров, как сейчас, и результаты испытаний фиксировались испытателем, что занимало много времени и требовало больших усилий. Паспорт испытательного центра, все регламентирующие материалы, оборудование были изготовлены благодаря кропотливому труду. После чего мы получили первый аттестат аккредитации.

К слову, ИЦ «Трактор» не входит в штатное расписание предприятия: эту работу совмещают конструкторы-исследователи УКЭР № 1 и свои знания и умения направляют на то, чтобы качественно испытывать создаваемую технику. После строительства специальных зданий и сооружений к нам присоединились представители УКЭР № 2, которые испытывают альтернативную технику. Кстати, в последнее время стал популярна услуга аренда строительной техники, а также аренда спецтехники.  Хочу упомянуть, что у истоков строительства объектов испытательного центра, которое шло с 1994 по 1997 год, стоял ведущий инженер-конструктор Владимир Кшановский. Надо отдать должное не только конструкторским способностям Владимира Ивановича, но и архитектурно-строительным. Он разбирался в этих непростых вопросах, и под его руководством разрабатывались проекты стендов,  подъемно-транспортного оборудования, закладывались размеры проездов и габариты корпусов, координировался ход строительства.

SDC13566— Анатолий Михайлович,  что из себя представляет производственная база испытательного центра сегодня?

— Начнем с того, что научно-технический центр, в состав которого входит ИЦ «Трактор», решает стратегически важные для предприятия задачи по разработке, изготовлению, испытаниям и внедрению в производство тракторов, сельскохозяйственных машин и специальной техники. А под эти цели создана мощная лабораторно-исследовательская и опытно-полевая база, состоящая из корпуса ускоренных испытаний, комплекса полигонов и блока обслуживающих зданий и сооружений.

Корпус ускоренных испытаний предназначен, соответственно, для проведения ускоренных доводочных испытаний модернизируемых и новых моделей тракторов, их агрегатов, деталей, гидросистем и электрооборудования. В его арсенале —свыше 50 испытательных стендов собственного изготовления 5—6 групп сложности, около 1000 единиц информационно-измерительного оборудования. Здесь имеется более 40 единиц импортного покупного испытательного оборудования ведущих мировых производителей из США, Австрии, Германии, Дании. В распоряжении специалистов по изготовлению стендового оборудования своими силами находятся 33 станка различного назначения.

Комплекс построенных полигонов позволяет проводить проверку технических характеристик «Беларусов» в искусственно заданных условиях: горки с различными уклонами, площадка для определения освещенности и обзора, круговых полигонов с различными препятствиями.

Начиная с 2004 года проводится модернизация существующего стендового и измерительного оборудования, для чего приобретаются современные приводные и тормозные устройства. Закуплено и внедрено сервогидравлическое оборудование с двумя цилиндрами американской фирмы «MTS» для испытаний корпусных и несущих деталей, сидений. Приобретены три измерительных систем «Spieder-8» германского производителя «HBM». Внедрено 6 гидравлических тормозов «HORIBA» для испытания трансмиссий и двигателей.

В последнее время приобретены шумовиброизмерительная аппаратура датского производства, австрийские расходомеры топлива «AVL» и датские расходомеры масла «SIEMENS». В 2004—2009 годах введены в эксплуатацию аппаратно-программные комплексы для стендов испытаний валов отбора мощности, коробок передач, муфт сцепления и трансмиссий гусеничных тракторов, гидромеханических передач на базе «MITSUBISHІ» (Япония). Ввод в эксплуатацию первой очереди автоматизированной системы стендовых испытаний подтвердил ее эффективность. Теперь продолжаются работы по внедрению второй ее очереди. В 2010 году введены в эксплуатацию автоматизированные рабочие места испытателей в трех боксах. Руководство МТЗ при поддержке государства уделяет большое внимание развитию материально-технической базы испытательного центра «Трактор», что способствует проведению исследований на  уровне, соответствующем мировым стандартам.

SDC13558— Какие же в итоге испытания могут проводиться на базе ИЦ «Трактор»?

— Наш испытательный центр позволяет проводить все виды испытаний тракторов и их узлов в соответствии с требованиями нормативной документации Республики Беларусь, зарубежных стран и международных организаций, в том числе и на соответствие Директивам Европейского парламента и совета и Правилам Европейской      экономической комиссии ООН. Это сертификационные испытания полнокомплектных тракторов, лабораторно-полевые испытания «Беларусов», их ускоренные испытания на полигонах, ускоренные стендовые испытания узлов и агрегатов и приемочные испытания новой техники.

Испытательный центр «Трактор» в 1993 году был аккредитован на право проведения сертификационных, приемочных и других официальных испытаний тракторов, их узлов и агрегатов в Республике Беларусь. Затем были проведены работы по проверке и признанию ИЦ «Трактор» Системой сертификации России, что подтверждено соответствующим аттестатом аккредитации, полученным в 2006 году. А впоследствии, когда комиссия Всероссийского научно-исследовательского института машиностроения провела научно-техническую экспертизу документов ИЦ «Трактор», было принято решение о продлении аттестата аккредитации до 25 августа 2014 года. Кроме того, получено подтверждение о пригодности испытательного центра «Трактор» для проведения сертификационных испытаний согласно базовой Директиве 2003/37/ЕС в рамках компетенции технической службы автомобильного испытательного центра «DEKRA» (Германия).

SDC13556— В составе испытательного центра восемь конструкторско-исследовательских бюро, созданных для проведения испытаний определенных деталей, узлов и в целом полнокомплектных тракторов. Какую роль в общем процессе играет бюро, которым вы руководите?

— Конструкторами МТЗ создана большая гамма тракторов, и все надо испытать. Линейка выпускаемых «Беларусов» и по мощности стала шире. Поэтому нам необходимо создавать такие стенды, чтобы могли испытываться и тракторы  малой мощности, и сверхмощные энергонасыщенные «Беларусы» нового поколения, которых никто в мире, кроме Минского тракторного завода, не выпускал.

Все начинается с очередной конструкторской разработки трактора или узла и выдачи задания на его испытания. К примеру, одному из КИБов необходимо провести испытания шасси, а нам, в соответствии с этим заданием, поручается разработать стенды непосредственно для испытания конкретного узла определенной модели трактора. Мы занимаемся проектированием стендов, исследованиями в области измерительных приборов, испытательного оборудования. Одним словом, ведем весь цикл работ — от проектирования до закупки оборудования и приборов и их внедрения.

— Анатолий Михайлович, расскажите о коллективе бюро стендового оборудования и технических измерений.

— Ведущий инженер-исследователь Дмитрий Грузд работает в нашем бюро с 1987 года, с момента его основания. Между прочим, отец Дмитрия, Марат Грузд, был трактористом-испытателем. О его профессионализме и теперь с восхищением вспоминают в испытательном центре «Трактор». Дмитрий Маратович принял лучшие качества отца — технические способности, трудолюбие,  доброжелательность. В модернизации и разработке стендов равных ему специалистов нет.

Инженер-конструктор Наталья Финская более 20 лет участвует в разработке и создании стендов для испытания деталей и узлов. Ее деловой стиль характеризуют аккуратность, скрупулезность, продумывание всего до мелочей.

У инженера-конструктора Виталия Кользуна особая роль в бюро. И хотя он у нас работает всего 5 лет, по сути еще молодой человек,  авторитет у коллег успел завоевать. В задачи Виталия входит подготовка плана технического перевооружения и контроль за его выполнением. К примеру, в 2011 году предстоит сделать многое. Намечено создание новых стендов для испытания муфт сцепления, ходоуменьшителей,  задумана модернизация стендов испытаний переднего ведущего моста, динамики коробки передач. Кроме того, в наступившем году продолжается модернизация стенда испытаний вала отбора мощности.

Инженер-конструктор Виктория Грузд продолжает трудовую династию белорусских тракторостроителей. Ее отец Юрий Шевик руководит бюро малогабаритной техники в управлении конструкторско-экспериментальных работ № 1. С мужем, Дмитрием Груздом, Виктория Юрьевна работает в одном бюро. У них есть дочка — Вероника. Как знать, может, и ей в будущем захочется конструировать тракторы «Беларус» или проектировать стенды для их испытаний.

Елена Шароварская по специальности экономист, и это ей очень помогает в работе. Ведь Елена ведет регистрацию и учет всей документации, которая проходит по испытательному центру «Трактор». Она оформляет задания на испытания деталей и узлов, протоколы.

На днях ведущий инженер-конструктор Олег Санчук, приехавший в Беларусь с Камчатки, отметил свое 46-летие, причем в 14-й раз — в кругу коллег, вместе с которыми делит профессиональные успехи и трудности. Он разрабатывает схемы электроподключения стендового оборудования, согласовывает компоновки с заводскими техническими службами, обеспечивая безопасность проведения испытаний.

В прошлом, до аварии на Чернобыльской АЭС, Игорь Черников работал главным метрологом на Добрушском фарфоровом заводе. А после переехал с семьей под Минск и пришел в испытательный центр электриком. Я заприметил в нем нужного нам специалиста, пригласил в бюро на должность инженера-исследователя и не ошибся. Методику аттестации стендов Игорь Павлович знает превосходно и хорошо справляется со своими обязанностями.

У инженера-исследователя Сергея Карабана за плечами хорошая практическая школа. Прежде он работал слесарем в цехе опытного производства, а получив высшее образование, перевелся к нам.  Ему поручен ответственный и объемный участок работы — проведение измерений всех параметров на стендах испытаний.

Настоящая находка для нашего коллектива — инженер Людмила Хурсан, имеющая образование по специальности «станки и автоматика». Она к любому техническому заданию относится творчески. Особенно я благодарен ей за решение задачи по внедрению сервогидравлического цилиндра. Людмила проявила себя и активной спортсменкой, увлекается   спортивным  ориентированием и туризмом. Сейчас она находится в отпуске по уходу за двухлетним сыном.

— С каким из подразделений цеха испытаний ваше бюро наиболее плодотворно сотрудничает?

— Хотелось бы отметить колоссальное значение универсальных специалистов, профессионалов высочайшего класса, работающих на механическом участке. Они изготавливают сложнейшие детали. Без них наши идеи не смогли бы воплотиться в жизнь. Под руководством мастера механического участка Николая Латушкина успешно работают, помогая нам в создании стендового оборудования, бригадир Владимир Пунтик, слесарь механосборочных работ, человек с большим чувством юмора Иван Марковский, шлифовщик Андрей Крылов и фрезеровщик Казимир Мазуркевич.

Лабораторные испытания для медалиста

Трактор с электромеханической трансмиссией «Беларус-3023», завоевавший серебряную медаль на международной выставке в Ганновере, — гордость Минского тракторного завода. Как складывается его судьба в настоящее время?

Рассказывает заместитель генерального конструктора ПО «МТЗ» по испытаниям – начальник испытательного центра тракторной техники Михаил МЕЛЕШКО:

— В соответствии с планом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ НТЦ на 2011 год мы должны подготовить два таких трактора с электромеханической трансмиссией для приемосдаточных испытаний. Сейчас ведется корректировка параметров регулирования совместно со специалистами фирмы «Русэлпром электропривод». Все параметры, которые мы закладывали, достигнуты. Есть отдельные вопросы по увязке между собой различных систем управления как электромеханической трансмиссии, так и трактора в целом. Эта работа выполняется на специально созданном стенде, имитирующем основные виды работ трактора в эксплуатации. После проверки параметров трансмиссий на стенде они будут установлены на тракторы для приемочных испытаний, которые будут проводиться в испытательном центре «Трактор». Специалисты готовы провести испытания в сжатые сроки.



Добавить комментарий