Мы говорим — Минск, подразумеваем — Венеция

Новости

Что делают столичные службы и организации, чтобы избежать подтоплений городских улиц?

Александр НЕСТЕРОВ

В июле в Беларуси наступил сезон летних ливней. И вновь, когда над городом сгустились тучи, избежать потопов не удалось. Страдают от капризов природы все — и люди, и транспорт, и здания, и имущество. Спасатели, к их чести, оперативно реагируют на разгул стихии, а синоптики разводят руками: наука пока не способна заблаговременно предсказывать ливни на той или иной территории, особенно когда предпосылки для обильных осадков возникают в считанные минуты. Неужели от потопов нет спасения? Вот что говорят на этот счет представители различных служб и организаций белорусской столицы.

«Посейдон» спешит на помощь

В последний раз (на момент написания материала.Прим. авт.) о введении в городе плана «Посейдон» минчане слышали 19 июля, когда вечером в результате сильного ливня были подтоплены 19 участков проезжей части улиц столицы. Пресс-служба МЧС сообщила: с 19.00 до 21.40 выпало 34 мм осадков — более трети среднемесячной нормы в 90 мм. Из-за мощного дождя остановилось движение общественного транспорта — 40 троллейбусных, 3 трамвайных и 50 автобусных маршрутов. Наибольший перерыв в работе транспорта составил 55 минут. В связи с подтоплениями в Минске был объявлен план «Посейдон».

Что такое план «Посейдон»? Это специальный комплекс действий на случай сильных ливней. Бригады спасателей совершают объезд улиц в целях оценки ситуации с точки зрения потенциальной опасности для людей. Одновременно работают экипажи ГАИ, техника «Горремавтодора».

— Подразделения МЧС столицы задействуют план «Посейдон» с 2009 года, — говорит первый заместитель начальника Минского городского управления МЧС Андрей КРАВЧУК. — В нем обозначены 104 точки, где могут возникать подтопления улиц и кварталов. В арсенале спасателей мощная водооткачивающая техника. Так, недавно были приобретены две пожарные насосные станции, способные откачивать воду со скоростью 133 литра в секунду. Для оповещения горожан о приближающемся ливне и вероятной опасности в столице установлены 664 сирены, некоторые из этих устройств могут передавать речевые сообщения. Кроме того, у МЧС в городе есть возможность оперативного перехвата 17 FM-радиостанций и прямого выхода в эфир с сообщениями о надвигающейся опасности.

В случае возникновения ЧП максимально может быть задействовано до 32 единиц техники МЧС и до 141 единицы техники заинтересованных субъектов хозяйствования.

Кстати, сотрудники МЧС регулярно отрабатывают подобные ситуации. Например, одно из недавних учений прошло на улице Немига. В четыре часа ночи подразделения МЧС прибыли сюда со специальным оборудованием: лодками, досками для транспортировки людей и мощными насосными станциями, с помощью которых можно эффективно откачивать воду из проблемных участков. На время учений ГАИ даже закрыла Немигу для движения личного транспорта и такси. Что вполне понятно: кто поедет на своем авто по этому участку, если во время ливней вода иногда бывает на уровне стекол машин? Между тем учения проводятся не только на улице Немига.

Где ждать «наводнений»?

Госавтоинспекция столицы, со своей стороны, определила наиболее опасные в ливень участки дорожной сети Минска.

— При объявлении штормового предупреждения эти участки сотрудники ГАИ берут под особый контроль, — говорит начальник отдела дорожной инспекции УГАИ ГУВД Мингорисполкома Андрей ЗЫРЯНОВ. — Разработаны схемы объезда данных территорий и ограничения движения. В Центральном районе в зоне риска находятся участок улицы Немига, пересечение проспекта Победителей и улицы Игнатенко, улиц Тимирязева и Орловской, в Советском районе — площадь Бангалор, перекресток улиц Куйбышева и Веры Хоружей, в Первомайском — пересечение улицы Толбухина и проспекта Независимости, улиц Калиновского и Кнорина, Калиновского и Логойского тракта. В Партизанском районе подтопления возможны в районах улиц Ваупшасова и Солтыса, площади Победы, в Ленинском — на пересечении улиц Маяковского и Свердлова (в районе железнодорожного путепровода), на улицах Кирова, Денисовской (в районе моста через реку Свислочь). В Заводском районе в плане подтоплений неблагополучны два участка Партизанского проспекта, а также пересечение Партизанского проспекта с улицей Жилуновича, в Октябрьском районе — площадь Казинца, в Московском — пересечение проспекта Дзержинского и улицы Богушевича, улица Железнодорожная, во Фрунзенском — перекресток улицы Притыцкого и проспекта Пушкина, улиц Кальварийской и Пинской.

Коллектор нам поможет?

Строительство ливневого коллектора «Центр», считающегося чуть ли не панацеей от подтоплений, превратилось в эпопею, схожую со строительством метро. Сроки сдачи этого грандиозного объекта неоднократно переносились, затем горожанам, обеспокоенным регулярными потопами, сообщалось, что возведение «Центра» осуществляется постепенно, очередями.

Сегодня ситуация выглядит следующим образом. Первая, вторая и третья очереди коллектора уже сданы в эксплуатацию. Это участок от деревни Ржавец до Дворца спорта на проспекте Победителей. Работы выполнены способом бестраншейных технологий. На глубине от 16 до 28 метров проложена труба диаметром 2,4 метра. На эту часть проекта было израсходовано около 120 миллиардов рублей. Ливень 19 июля 2012 года показал, что серьезных подтоплений в районе Немиги не произошло.

— В настоящее время проектируются четвертая и пятая очереди ливневого коллектора «Центр», — говорит главный инженер проектного предприятия «Минскинжпроект» Владимир КОТОВ. — В результате строительства двух участков от улицы Белорусской до Лошицы вдоль Свислочи на глубине около 11,5 метра будет проложена труба диаметром 2,7 метра протяженностью 6,5 км. Кроме того, предусмотрено возведение насосной станции и очистных сооружений в Колядичах под Минском. Технология, разработанная компанией «Биотехпрогресс» из Санкт-Петербурга, позволит извлекать из дождевых стоков крупные загрязнения, песок, нефтепродукты и получить на выходе качественную воду в соответствии с нормативами. Стоимость проекта составит 2,7 триллиона рублей. Сроки реализации следующие: начало в 2013—2014 годах, окончание — через семь лет. Объемы, масштабы строительства не имеют аналогов в мировой практике. Таких систем дождевой канализации, которая создается у нас, больше ни в одной стране нет.

К слову, в настоящее время протяженность системы ливневой канализации Минска превышает 1000 км. В нее входят дождеприемные колодцы, подземные коллекторы. Их строительство велось с 1950-х годов. Дождевой канализацией оборудуются новые улицы города, реконструируются старые «ливневки».

Превратности цивилизации

Меры борьбы с подтоплениями предпринимались в Минске еще в 1990-х. Однако в последнее время количество водных ЧП увеличилось. С чем это связано?

— Существующая дождевая канализация — это достаточно мощная система, — говорит Владимир Котов. — С другой стороны, она не всегда справляется с теми задачами, которые на нее возложены. Причин тут несколько. Прежде всего — изменение климата. Математическая модель расчета количества осадков, выпадающих при движении дождевого фронта, была создана в 1960-е и используется до сих пор. С течением времени претерпели изменения и правила застройки Минска и других городов. Появилось больше водонепроницаемых поверхностей. Затапливает не только нас. Это мировая проблема, над которой работают ученые.

В столичной мэрии обещают, что полностью Минск перестанет затапливать ориентировочно в 2020 году. Что ж, подождем. И не будем забывать захватывать с собой в пасмурную погоду зонтики. Хотя бы головы сухими оставим, раз уберечь ноги не получается.

Немигу «осушат» в следующем году?

Проблему периодических подтоплений в районе улицы Немига во время сильных дождей планируется решить уже в 2013 году, когда будет введен в эксплуатацию центральный ливневый коллектор.

— Коллектор в следующем году заработает, он и примет все дождевые потоки, — заявил в конце июня председатель Мингорисполкома Николай ЛАДУТЬКО. — Стоимость строительства данного объекта — около 150 миллиардов рублей. В других местах города, где могут возникать подтопления из-за сильного дождя и возможно появления проблем с движением общественного транспорта, строительство коллекторов не планируется. Будут проводиться только локальные мероприятия.

Между тем, по словам мэра, город намерен построить коллектор, который будет собирать дождевые воды в Каменной Горке и Лебяжьем. По нему сточные воды будут поступать в промузел «Колядичи» на очистные сооружения, а после очистки — сбрасываться в Свислочь ниже городской черты. В будущем также предполагается закупить агрегат, который обеспечит очистку Свислочи, движение воды в реке. Кстати, содержание акватории главной водной артерии белорусской столицы ежегодно стоит десятки миллиардов рублей.



Добавить комментарий