МТЗ-70: история и биография: 1979-90 гг.

Наша марка

«Несколько лет назад в бригаде заливщиков было 6 человек. Сегодня тот же конвейер мы обслуживаем вчетвером. Помогло техническое новшество, разработанное в отделе механизации и автоматизации, — винтовые подъемники разливочных ковшей. Раньше два заливщика работали на этой очереди, сегодня с помощью механизации легко управляется один. Да и производительность значительно повысилась. Вшестером мы обычно заливали не более 500 форм, сегодня вчетвером — 650.
Внедрение чайниковых ковшей с поворотным стендом на нашем участ-ке позволило высвободить девять человек и сэкономить в этом году свыше 2 миллионов киловатт-часов электроэнергии. Намного улучшилась культура производства».
(«Трактор», № 5, 5 января 1976 г.)

«До недавнего времени коленчатый вал двигателя трактора «Беларусь» закалялся после ковки в специальном масле. Специалисты отдела главного металлурга предложили ступенчатую закалку водой и воздухом. Температура воды в закалочном баке 40—70 градусов, время нахождения коленчатого вала в воде 70 секунд.

Внедрение нового вида термообработки, кроме того, что это значительно улучшило качество изделий и санитарно-гигиенические условия труда, позволило ежегодно экономить 12860 рублей».
(«Трактор», № 22, 31 января 1976 г.)

«На ведущих предприятиях автомобильной и электротехнической промышленности, тракторного и сельхозмашиностроения вводятся поточные и конвейерные линии сборки и сварки машин. На Минском тракторном заводе решили создать такое оборудование своими силами.

С внедрением автоматических линий качество сваренных узлов на тракторах «Беларусь» значительно повысилось, улучшились условия труда, выросла его производительность. Экономический эффект от внедрения линий сварки капота, внутреннего каркаса и передней стенки кабины трактора МТЗ-80 составил
90 тысяч рублей в год с условным высвобождением 70 работников».
(«Трактор», № 95, 15 мая 1976 г.)

«В механических цехах тракторного завода внедрена электролитическая заточка твердосплавного режущего инструмента.

Этот процесс гарантирует инструмент от трещин, которые образовывались при обработке прежним способом. Сейчас при заточке резцов и фрез девяносто процентов металла удаляется путем анодного растворения и лишь небольшая часть — шлифованием, ранее прижигавшим кромку режущей части. В результате стойкость твердого сплава возросла почти на треть».
(«Трактор», № 206, 19 октября 1976 г.)

«В первом механическом цехе завода шестерен впервые в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении внедрен технологический процесс кругового протягивания зубьев прямозубных конических колес.

Новый технологический процесс позволил заводу сократить парк такого рода обрабатывающих станков, снизить трудоемкость изготовления деталей, высвободить 9 рабочих».
(«Трактор», № 211, 26 октября 1976 г.)

«Конструкторами бюро электроавтоматики ОМА разработана и внедрена электрическая схема монорельса для перевозки жидкого металла в литейных цехах завода. Она обеспечивает безопасные условия работы при движении тележки».

«Специалисты бюро литейного оборудования отдела механизации и автоматизации МТЗ разработали и внедрили в производство поточно-механизированные и автоматические линии очистки и обнаждачивания отливок.

В результате основные литейные цехи МТЗ переведены с трехсменного на двухсменный режим работы. Значительно повысилась производительность очистных отделений, вы-свободилось немало людей, занимающихся тяжелым ручным трудом, повысилась культура производства».
(«Трактор», № 24, 3 февраля 1977 г.)

«В цехе кабин МТЗ на окрасочном участке началась отладка оборудования, поставленного Венгерской Народной Республикой.

На участке — две линии. На первой из них будут окрашиваться кабины в сборке, на второй — отдельные ее детали. Все работы по окраске, сушке и транспортировке механизированы. На линиях установлено 16 электророботов. Они позволяют высвободить десятки рабочих».
(«Трактор», № 94, 17 мая 1977 г.)

«Комсомольцы отдела механизации и автоматизации проектируют новый гидравлический пресс усилием 400 тонн. Он предназначен для изготовления полуоси трактора. С внедрением его в производство при изготовлении каждого трактора будут экономиться 15 килограммов легированной стали».
(«Трактор», № 122, 24 июня 1977 г.)

«Участок доделки и окраски тракторов экспортно-сдаточного цеха меняет свое название — отныне он станет участком сборки кабин. Две недели назад здесь начался демонтаж оборудования, а сейчас уже смонтированы трасса и привод будущего 130-метрового сборочного конвейера. Его ввод в строй действующих позволит ускорить темп выпуска кабин для «МТЗ-80», полнее и ритмичнее удовлетворять потребность в них главного конвейера».
(«Трактор», № 68, 8 апреля 1978 г.)

«Группа инженеров из отделов механизации и автоматизации, главного технолога, главного энергетика и других служб работает над подготовкой технического проекта межцеховой конвейерной системы.

Будущая линия соединит цехи: кабин, механические второй, четвертый, прессовый корпус и склад резины с главным сборочным конвейером. По ней крупногабаритные детали — облицовка, задний мост, кабина, колеса — подвесным путем направляются из цехов на сборку. Тем самым на этих перевозках будет полностью исключен колесный транспорт и ручной труд. По предварительным расчетам, транспортный конвейер окупится за четыре года, а экономический выигрыш от внедрения составит один миллион рублей».
(«Трактор», № 82, 28 апреля 1978 г.)

«Недавно коллективом проблемной литейной лаборатории МТЗ разработана и защищена авторским свидетельством принципиально новая конструкция устройства для дозирования и ввода, которая имеет значительные преимущества по сравнению с существующими. Оригинальное устройство внедрено в литейном цехе № 1 нашего завода.

Его применение позволило сократить трудоемкость процесса, а главное — улучшить условия труда плавильщиков. Устранена опасность выброса жидкого металла во время модифицирования, стабилизировалось качество чугуна».
(«Трактор», № 165, 26 августа 1978 г.)

«Инженерами отдела технического контроля Минского тракторного завода имени В. И. Ленина внедрена оперативная оценка качества выпускаемых тракторов с обработкой на ЭВМ «Минск-2». Это еще одно звено комплексной автоматизированной системы управления качеством продукции».
(«Трактор», № 14, 19 января 1979 г.)

«На Минском тракторном заводе имени В. И. Ленина изготовлена и внедрена установка для погрузки тяжелых форм на литейные конвейеры и их съема после заливки металла.

Роботы умеют захватывать, перемещать и устанавливать грузы. Все эти операции осуществляются с помощью гидравлического привода, которым снабжены оба робота. Это делает возможным независимую работу послед-них и синхронизацию их с ритмом литейного конвейера».
(«Трактор», № 16, 23 января 1979 г.)

«Сейчас на Минском тракторном заводе создают новый трактор. Его мощность — 150 л. с. при весе в четыре тонны. По всем основным параметрам, определяющим технический уровень машины, новая модель МТЗ-142 превосходит лучшие мировые аналоги. Энергонасыщенность нового трактора в полтора раза выше, чем у остальных моделей такого же класса, известных на международном рынке. Быстрый задний ход, оригинальное навесное уст-ройство и передний вал отбора мощности позволяют навешивать сменные сельскохозяйственные орудия спереди и сзади, совмещая несколько операций за один проход агрегата по полю».
(«Трактор», № 25, 3 февраля 1979 г.)

«В этом году на Минском тракторном заводе освоен выпуск деталей и узлов 36 наименований для новой жатки ЖТК-4АМ. Этот агрегат, предназначенный для уборки полеглых хлебов, будет работать в сцепе с трактором «Беларусь». Усовершенствовав производство деталей и узлов новой жатки, тракторозаводцы в сжатые сроки выполнили полугодовую программу».
(«Трактор», № 133, 12 июля 1979 г.)

«Изменить конструкцию литниковой системы отливки коробки дифференциала предложил совместно со специалистами отдела главного металлурга инженер-технолог первого литейного МТЗ Н. А. Лихачевский.

После внедрения этого предложения в производство брак по отливке снизился почти на двадцать процентов. Экономический эффект новинки — около пяти тысяч рублей».
(«Трактор», № 170, 1 сентября 1979 г.)

«Интересное новшество — технологический процесс грунтования и окраски деталей кабины в электрическом поле высокого напряжения — внедрили на Минском тракторном заводе специалисты центральной заводской лаборатории.

Суть новшества заключается в том, что обрабатываемые детали движутся внутри окрасочной камеры по заземленному конвейеру. При подаче высокого напряжения раздробленные частицы краски приобретают заряд и, перемещаясь в электрическом поле, осаждаются на поверхности заземленных деталей.

Новый процесс обеспечивает равномерное покрытие деталей лакокрасочным материалом. Кроме того, значительно снизилась трудоемкость и расход ресурсов».
(«Трактор», № 223, 17 ноября 1979 г.)

«При производстве режущего инструмента обычно используется дорогостоящая, дефицитная быстрорежущая сталь. Коллектив проблемной лаборатории и термообработки научно-исследовательского центра МТЗ предложил эффективный заменитель — цементованную теплостойкую сталь. С этой целью на заводе разработан и внедрен в производство технологический процесс упрочнения методом цементации. Обработанный таким методом инструмент не уступает по износостойкости изделиям из быстрорежущей стали, а по некоторым свойствам даже превосходит ее. В работе он более надежный, не подвержен преждевременным поломкам. Эффект от внедрения инструмента из цементованной стали — полторы тысячи рублей на каждой тонне металла».
(«Трактор», № 225, 21 ноября 1979 г.)

«Специалистами проблемной лаборатории и отдела главного металлурга создан новый чугун для направляющих втулок клапанов двигателя. Изготовлены первые партии отливок. Сейчас ведется разработка технологии».
(«Трактор», № 64, 29 марта 1980 г.)

«Внедрение на стержневом участке автоматов по изготовлению стержней в горячих ящиках стало реализацией намеченных планов по наращиванию темпов производства и улучшению условий труда. В нынешнем году к девяти действующим добавятся еще два автомата. Это даст возможность на участке высвободить условно от работы 30 человек и повысить производительность труда в среднем на 15 процентов».
(«Трактор», № 181, 17 сентября 1980 г.)

«Слесари В. Царик, И. Залевский, фрезеровщик В. Рослик и другие решили к открытию XXVI съезда партии добиться экономии металла не менее чем три тонны на каждого члена творческой бригады.

На сегодня это обязательство уже выполнено. Только предложение по изменению конструкции двух штампов на скобу 70-6801323 позволит сэкономить 15 тонн металла. Уже изготовлена опытная партия таких штампов.

Также внедрена измененная конструкция штампа на деталь 70-6801306. Экономический эффект составил более 1,5 тысячи рублей». («Трактор», № 27, 7 февраля 1981 г.)
«В подразделениях третьего литейного широко развернута работа по техническому перевооружению цеха.

В настоящее время полным ходом идет монтаж второй сталеплавильной печи. С вводом ее в действие будет значительно облегчен труд сталеваров — печь оснащена устройством механизированной загрузки материалов. Новая печь предназначена для выплавки специальных сортов жароупорных сталей».
(«Трактор», № 33, 17 февраля 1981 г.)

«Ежегодно термисты осваивают по нескольку новых техпроцессов. Вот и недавно на цементационно-закалочном участке № 3 технологи начали исследования способов термообработки деталей «шатун двигателя» из новой марки стали. Получены положительные результаты при обработке экспериментальной партии изделий.
В ближайшее время новый техпроцесс будет внедрен в производство».
(«Трактор», № 34, 18 февраля 1981 г.)

«Удачное техническое решение предложили недавно рационализаторы цеха кабин Минского тракторного завода.

Конструкцию одной из деталей кабины — сектора — они изменили так, что это дало возможность использовать отходы от нее на изготовление другой детали — вставки. Годовая экономия металла, полученная от внедрения новшества в производство, составила 58 тысяч рублей».
(«Трактор», № 67, 4 апреля 1981 г.)

«В цехе точного стального литья Минского тракторного завода на плавильных баках, заполненных модельным составом, внедрено автоматическое регулирование температуры. Кроме удобства, такое нововведение имеет еще одно преимущество: экономится большое количество тепловой энергии».
(«Трактор», № 131, 7 июля 1981 г.)

«На МТЗ разработана и внедрена в производство новая конструкция мостовых кранов. В отличие от прежних эти механизмы менее материалоемки, за счет чего достигается значительная экономия металла. Кроме того, в них предусмотрено управление с пола. Оно упрощает обслуживание и ремонт оборудования».
(«Трактор», № 138, 16 июля 1981 г.)

«В третьем механосборочном корпусе Минского тракторного завода внедрены в производство новые стенды для испытания самоблокирующегося дифференциала переднего ведущего моста трактора».
(«Трактор», № 204, 20 октября 1981 г.)

«Износостойкий чугун создали инженеры проблемной лаборатории МТЗ. Новый материал незаменим при изготовлении лопаток и других деталей дробеметного оборудования. Экономический эффект от использования составил 32 тысячи рублей».
(«Трактор», № 11, 16 января 1982 г.)

«Одна из важных статей расхода топливных ресурсов любого предприятия — обогрев производственных помещений. Значительное количество энергии требуется, в частности, для создания воздушной тепловой завесы у входов в здания в зимнее время. Способ существенно уменьшить ее расход нашли специалисты отдела главного энергетика В. П. Юрко и Р. С. Рогачевский. Они предложили использовать для этой цели тепло газов, исходящее от нагревательных печей. Реализация этого замысла в цехе технологического оборудования, например, позволила сберечь около двух тысяч рублей».
(«Трактор», № 87, 7 мая 1982 г.)

«Пополнилось семейство тракторов марки «Беларусь». К восьми его модификациям прибавилась еще одна — машина с реверсируемым постом управления. Это значит, что механизатор может в течение полутора-двух часов переоборудовать свое рабочее место в кабине и уверенно управлять машиной, используя задний ход».
(«Трактор», № 175, 9 сентября 1982 г.)

«Желанными помощниками стали на селе легкие, маневренные мини-тракторы МТЗ-05, выпуск которых начат на Минском тракторном заводе. За истекший год изготовлено 525 таких машин. В нынешнем году на участ-ке сборки мотоблоков запланировано увеличить их производство вдвое».
(«Трактор», № 9, 14 января 1983 г.)

«Инструментальщики первыми в объединении начали широкое внедрение в производство станков с числовым программным управлением. Это позволило повысить производительность труда в два-четыре раза. В настоящее время на заводе специнструмента и тех-оснастки работает 21 станок с ЧПУ».
(«Трактор», № 121, 28 июня 1983 г.)

«На третьем участке механосборочного корпуса № 3 тракторного завода заработал новый гайконарезной автомат. Раньше резьбу на детали «гайка» нарезали на вертикально-сверлильном станке. Теперь на этой операции рабочего заменил автомат». («Трактор», № 133, 14 июля 1983 г.)

«В прессовом корпусе работает двухрядная гальваническая линия цинкования деталей на подвесках. Автоматизация производственного процесса осуществляется за счет применения 47 манипуляторов, перемещающих подвески с деталями по всем 17 операциям. Управление централизовано, ведется оно со специального пульта».
(«Трактор», № 141, 26 июля 1983 г.)

«Коленвал — деталь громоздкая. Раньше при его установке рабочему приходилось затрачивать много сил. Теперь эту операцию легко выполняет манипулятор. Он установлен на главном конвейере цеха сборки и испытания моторов».
(«Трактор», № 205, 26 октября 1983 г.)

«Сегодня собран двухмиллионный белорусский трактор. Это наш конкретный вклад в выполнение Продовольственной программы страны».
(«Трактор», № 60, 26 марта 1984 г.)

«В текущем году в цехе отделки и окраски тракторов мойка бочек из-под краски производится растворителями. Новшество разработало техническое бюро подразделения совместно с рабочими производственных участков. Нововведение позволило с каждой 200-килограммовой бочки сберегать в среднем 4 килограмма продукции.
За восемь месяцев коллектив сэкономил более 9 тонн красок». («Трактор», № 182, 17 сентября 1985 г.)

«Простое, но оригинальное рацпредложение разработали инженеры прессового корпуса. Они предложиливвести на заготовительном участке магнитное железо для поднятия листов. Тем самым облегчили труд резчиц металла, которые до нововведения отрывали листы друг от друга со значительным применением ручного труда».
(«Трактор», № 192, 2 октября 1985 г.)

«Старший мастер ремонтно-механического цеха Аркадий Шумский предложил изменить технологический процесс изготовления крепежного болта к подвесному конвейеру. Раньше детали делали с помощью механической обработки, сейчас методом горячего выдавливания. Экономический эффект от новшества — 535 рублей».
(«Трактор», № 207, 23 октября 1985 г.)

«На участке переднего бруса второго механического цеха МТЗ начали выдавать продукцию два новых специальных двухшпиндельных агрегатно-фрезерных станка модели БС514. Их конструкцию разработали специалисты МЦ-2.

Новые механизмы оказались значительно совершеннее старых: производительность труда рабочих возросла в два раза, высвободился один фрезеровщик.
Экономический эффект от применения продукции собственного машиностроения составил более 3 тысяч рублей».
(«Трактор», № 20, 29 января 1986 г.)

«В кузнечном корпусе МТЗ наплавка обрезных штампов выполнялась вручную. Сегодня для этого используется специальная установка УНФ-6М. Прогрессивная технология наплавки повысила стойкость штампов в два-три раза, экономится остродефицитная инструментальная сталь».
(«Трактор», № 155, 11 августа 1988 г.)

«На главном сборочном конвейере, да и не только на нем, а во всех подразделениях Минского тракторного завода ждали этого торжественного дня, волнующего часа. Знаменательную дату в истории МТЗ — досрочный выпуск 2500000-го трактора «Беларусь» — приближали ударным трудом тысячи рабочих, служащих, инженерно-технических работников. И вот этот день наступил — 26 апреля».

«В среду, 15 ноября, на Минском тракторном заводе произошло памятное событие. На участке сборки мотоблоков был изготовлен 50000-й мини-трактор, младший собрат всем известного трактора «Беларусь».
(«Трактор», № 223, 18 ноября 1989 г.)

Автор выпуска Евгения ЕЛИНСКАЯ.



Добавить комментарий