«Мой лёс, апалены вайной». Валерий Андрон: «Время притупляет страх

Тракторозаводцы

Жизнь слесаря-инструментальщика цеха № 92 механосборочного производства МТЗ Валерия Андрона, как и всех воинов-интернационалистов, разделена на два неравнозначных отрезка – служба в Афганистане и мирное время. Гвардии рядовой 80-й отдельной разведывательной роты 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, кавалер ордена Красной Звезды, он очень редко вспоминает о той войне, страшной, выходящей за всякие рамки человеческого разума.

Валерия Андрона призвали в армию в 1986 году. В Марьиной Горке он вместе с сотнями других ребят-новобранцев с нетерпением ждал, куда же направят для дальнейшего прохождения службы. Конечно, все знали об Афганистане, знали, что могут отправить именно ту-да, но все же в глубине души надеялись – вдруг пронесет.

И вот, наконец, тех парней, которых забирали служить за границу, переодели в военную форму, а остальных оставили ждать. Именно в этот момент оставшиеся, среди которых был и Валерий Андрон, поняли – «все, ребята, мы попали, едем в Афган».

Родной город нашего героя – Поставы, что в Витебской области. Отец Валерия, Владимир Иванович, токарь по профессии, часто брал сына с собой на производство, на Поставский молочный завод. Так парень постепенно научился и в теории, и на практике отлично справляться с любыми техническими вопросами. После окончания школы Валерий Андрон приехал в столицу, поступил в Минский машиностроительный колледж. Получив специальность «техник-механик по двигателям внутреннего сгорания», по распределению пошел трудиться на Минский тракторный завод, во второй механический. Но отработал Валерий всего лишь один день, а на следующий, 14 марта, его уже забрали в армию…

Итак, Афганистан… Из Марьиной Горки 120 молодых ребят отправили на полгода в Фергану, в «учебку». После нее Валерий Андрон попал в 80-ю отдельную разведывательную роту 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, одну из самых боевых рот советских войск в Афганской войне. Без сомнения, все, прошедшие через Афган, знают, что это такое – 80-я ОРР. Бойцы именно этой героической роты первыми вошли в Афганистан в декабре 1979-го и последними из него вышли в феврале 1989-го.

– Меня обучали специальности «гранатометчик», хотя все знали, что в Афгане гранатометов нет по той простой причине, что применяются они против танков, которых у наших противников и в помине не было, – рассказывает Валерий Андрон. – Уже позже, попав в разведроту, я переквалифици-ровался в «разведчика войсковой разведки и радиотелефониста», а затем оказался в Кабуле. Мы, разведчики, выполняли самые разные задания: организовывали засады, сопровождали колонны и спецвойска, в кишлаках реализовывали разведданные, готовились к выводу наших войск из Афганистана.

Самым запоминающимся событием стало для меня участие в военной операции «Магистраль». Тогда мы больше двух месяцев провели в горах, под открытым небом. Нам повезло – рядом оказался хвойный лес, очень редкое, я бы даже сказал, практически невозможное явление для Афганистана. Из него мы и построили блиндажи, с собой также были зимние спальники. Тяжелее и мучительнее всего было переносить отсутствие воды. Два раза к нам приезжала полевая баня, но все равно тельняшки буквально прилипали к телу. Продукты нам сбрасывали с вертолета каждые три-четыре дня. Перед нами стояла задача занять высоты вдоль дороги протяженностью 70 километров,
а затем предстояло патрулирование этой магистрали и блокировка маршрута на всем ее протяжении. Местные эту дорогу очень хорошо охраняли, до последних сил, потому что она имела для них огромное значение: была единственной, связывающей с Пакистаном. Каждый, кто по этой дороге ездил, платил своеобразную дань, транспортный налог, как сказали бы мы современным языком. Тогда в основном велась минная война, хотя иногда были и перестрелки. Видели художественный фильм «9 рота»? Вот, все почти так и было.

Сначала, особенно в первые дни пребывания в Афгане, конечно, боялись. Еще бы: молодые, совсем еще «зеленые» ребята, недавно окончившие школу, видят такие ужасы. Но время притупляет страх, а война – это уже совсем другая психологическая ситуация, хотя к смерти привыкнуть невозможно.

Было много страшных эпизодов. Например, возле Кабула один прапорщик загрузил восемь машин песком, с которым они въехали в кишлак. Их всех до одного там перерезали…

Это далеко не единственный подобный случай…

Поддерживали письма родителей, друзей, любимой девушки Лены, с которой я познакомился во время учебы в машиностроительном колледже. Я тоже писал родным письма, высылал им свои фотографии. Однажды даже пришла посылка от родителей, в которой были теплые носки, теплая шапка и кусок сала. Вы не представляете, как там хотелось сала! Хотя, если честно, поначалу я обманывал родителей, и говорил, что служу в Монголии. Они-то, конечно, догадывались…

Очень скромный, добродушный и интеллигентный человек, Валерий Андрон даже забывает сказать о том, что награжден орденом Красной Звезды. За время службы в Афганистане Валерий Владимирович совершил более 40 боевых выходов – и этим все сказано…

18 мая 1988-го Валерий Андрон вылетел из Кабула домой, где его с нетерпением ждали родители и девушка Елена, с которой они поженились практически сразу после его возвращения.

С 2004-го наш герой трудится слесарем-инструментальщиком в цехе № 92 механосборочного производства. Как подтверждение мастерства и профессионализма Валерия Андрона – Грамота Минского тракторного завода, которая была ему вручена в прошлом году накануне празднования Дня защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь.

– Работа мне нравится, она не монотонная, не рутинная, каждый день занимаюсь чем-то новым, – говорит Валерий Владимирович. – У нас слаженный коллектив – слесари-инструментальщики Виктор Монич, Виктор Зайцев, Александр Петрашко, старший мастер Виктор Борисевич, сменный мастер Сергей Борис. Также я член комиссии по работе среди воинов-интернационалистов при профкоме Минского тракторного завода. Каждый год 15 февраля мы с ребятами обязательно ходим на Остров Слез, вспоминаем погибших товарищей. Нас, «афганцев», раньше приглашали в машиностроительный колледж, чтобы студенты из первых уст узнавали о том, что такое война. Со временем, к сожалению, встреч становится все меньше и меньше. Видимо, нынешнее поколение такое, ему не интересна наша история, наша жизнь.

Валерий Андрон часто встречается со своими боевыми товарищами, которые сейчас живут в Беларуси, России, Украине. Приезжают друг к другу в гости, очень любят путешествовать своей дружной компанией – уже побывали на Байкале, на Дону, на Волге. Летом лучший отдых для Валерия Владимировича – дача, рыбалка, лес и шашлыки.

Совсем недавно, полтора месяца назад, у дочери Валерия Андрона Евгении родился сынишка Миша. Счастливый дедушка посвящает крохе практически все свободное время. Когда-нибудь Валерий Владимирович расскажет внуку о том, где и как ему пришлось служить. И обязательно добавит: «Береги мир! Ведь это – самое главное».

Наша справка

Операция «Магистраль» — крупномасштабная «воздушно-наземная» плановая общевойсковая операция частей и соединений Ограниченного контингента советских войск в Афганистане и правительственных сил ДРА в труднодоступном горном массиве «Сулеймановы горы» в период с 23 ноября 1987 по 10 января 1988 года на широком фронте провинций Пактия в зоне афгано-пакистанской границы с привлечением значительных сил и средств.

Была проведена с целью прорыва многолетней военной и экономической блокады (деблокирования) округа Хост и срыва плана лидеров вооруженной оппозиции по отторжению округа от государства Афганистан и созданию на данной территории осенью 1987 года независимого от ДРА исламского государства. Одна из наиболее крупномасштабных плановых общевойсковых операций в Афганской войне.

Основные действия развернулись вдоль магистрали Гардез — Хост. Командование войсками ОКСВА осуществлял генерал армии Валентин Варенников, от 40-й Армии – генерал Борис Громов.

Точное количество потерь каждой из сторон не установлено.

Елена Миндлин.
Фото автора и из архива Валерия Андрона.



Добавить комментарий