О том, что ждет дворы многоэтажек, рассказали специалисты

Социум Тема дня

Чистый и ухоженный двор в городе — гордость жильцов, коммунальных служб и местных властей. Увы, времена, когда обитатели большинства многоэтажек по личной инициативе сажали деревья, устраивали клумбы и охраняли придомовое имущество от вандалов, прошли, сейчас подобное, скорее, исключение из общего правила. Нынче все больше индивидуальных жалоб — на отсутствие скамеек и урн у подъездов, на небезопасные деревья либо, наоборот, отсутствие зеленых насаждений, на сломанные качели и, конечно же, на засилье автомобилей. О том, какая работа в настоящее время проводится жилищными службами для приведения дворов в надлежащее состояние, на днях рассказали специалисты.

Уютный уголок — за личные сбережения
Жилой дом, состоящий из двух и более квартир, является совместным домовладением. Собственник квадратных метров имеет не только права, но и обязанности. Так, в Жилищном кодексе записано, что участник совместного домовладения обязан нести расходы по эксплуатации (содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту и капитальному ремонту) общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на это имущество, если иное не установлено законодательством. А общее имущество — это и объекты, расположенные на придомовой территории и предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства жилого дома.

— С начала 2017 года жители домов, находящихся на обслуживании жилищных организаций Минска, и арендаторы помещений вложили в благоустройство придомовых территорий более 400 тысяч рублей, — говорит заместитель генерального директора ГО «Минское городское жилищное хозяйство» Галина ГИЛЕВИЧ. — За весь прошлый год жильцы вложили в приобретение детского игрового оборудования, малых архитектурных форм и другие мероприятия по благоустройству дворов около 280 тысяч рублей, в 2015-м — 230 тысяч. Возможно, увеличение активности связано с тем, что жилищные организации в нынешнем году раньше занялись проведением тематических собраний с жильцами, а также с тем, что сами горожане стали относиться к своим дворам более ответственно.

По словам специалиста, материальное участие граждан в благоустройстве — не единственный способ заботиться о состоянии своих дворов. Многие жители столицы предпочитают участвовать в этом процессе не финансово, а физически. Они ухаживают за цветниками, приобретают рассаду для них, выполняют полив, прополку, другие работы. К слову, существуют механизмы расчета стоимости таких работ с учетом площадей цветников. Подсчеты показали, что, если бы вместо жильцов трудились представители жилищной организации, то на их оплату потребовалось бы больше средств, чем та сумма, которую люди  внесли на благоустройство дворов (имеются в виду детское игровое оборудование и малые архитектурные формы).

Заместитель генерального директора ГО «Минское город- ское жилищное хозяйство» Галина ГИЛЕВИЧ считает, что введение платы за парковку во дворах должно поспособствовать перетоку личного транспорта в ныне пустующие паркинги.

Где приткнуться велосипеду?
В Беларуси продолжает набирать популярность велосипедное движение. За последние несколько лет количество двухколесных машин увеличилось в разы. Не редкость, когда в одной семье имеется три и более велосипедов. Вместе с тем, даже в «образцовом» Минске специально предназначенных мест для хранения данного транспорта совсем мало. Поэтому большинство велосипедов хранится в подъездах, тамбурах и т. п. и по этой причине становится легкой добычей преступников. Дальновидные жильцы многоэтажек, небезразличные к судьбе велосипедов, пытаются сделать все возможное, чтобы оптимизировать хранение техники.

— Среди новых способов благоустройства дворов, которые приобретают популярность у горожан, можно особо выделить строительство на придомовых территориях велопарковок, — констатирует Галина Гилевич.

Оборудование для велопарковок представляет собой металлическое изделие, как правило, из круглых или профильных труб, позволяющее удерживать велосипед в вертикальном положении. Двухколесник должен устойчиво стоять на горизонтальной площадке. Оба колеса должны касаться тротуара. При этом лучше, чтобы велосипед касался стойки рамой, а не колесом. Идеальная парковка должна позволять крепить велосипед за раму и за оба колеса одновременно.

Что касается детских игровых площадок, то в нынешнем году в ГО «Минское городское жилищное хозяйство» еще весной сообщали, что хотят установить там информационные стенды с правилами безопасного поведения, номерами телефонов экстренных служб и ЖЭУ. Что ж, тоже неплохо.

Средство против автомобилей
Как оградить дворы от наплыва личного и транзитного транспорта? Проблема для современного города крайне актуальная. Минувшей осенью в столице приняли решение, определяющее порядок установки устройств, ограничивающих движение транспорта на придомовых территориях за счет средств жителей.

В документе определены правила, в каких дворах какие шлагбаумы можно установить, каков механизм согласования, получения разрешения. Инициатива должна исходить от товарищества собственников, организаций застройщиков, управляющей компании, обслуживающей жилой дом. При согласии более 50 процентов жильцов такой работой можно заниматься на законных основаниях.

Невозможна установка шлагбаума во дворах со сквозным проездом, управление не должно осуществляться через контрольно-пропускной пункт. Кроме того, обязательно необходимо обеспечить беспрепятственный проезд специализированного транспорта, в том числе автомобилей МЧС, скорой помощи. Также устройство не должно мешать пешеходам. Разрешение на установку шлагбаумов выдают администрации районов. В Мингорисполкоме прогнозировали, что весной 2017 года число обращений в администрации районов по вопросам закрытия дворов от постороннего транспорта увеличится.

— За последние два месяца мы получили большое количество обращений от граждан, райисполкомов и администраций районов Минска по установке шлагбаумов, — констатирует начальник отдела градостроительства главного управления градостроительства, проектной, научно-технической и инновационной политики Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Татьяна ГАВРИЛЕНКО. — Поэтому был подготовлен проект рекомендательного письма. Оно разрабатывается совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства и будет представлять собой руководство к действию для местных органов. Планируется, что документ подпишут в течение месяца. Затем оно будет направлено в местные органы, а также размещено на сайте Минстройархитектуры в разделе «Градостроительство».

По словам специалиста, основной поток обращений по установке шлагбаумов поступает от граждан, которые живут в центре Минска. В целом по стране обращений меньше — по два-три письма из области.

— Что касается Минска, то с прошлой осени ничего не изменилось — есть действующее решение Минского городского исполнительного комитета от
22 сентября 2016 года № 2786 «О некоторых вопросах установки устройств, ограничивающих движение транспортных средств (шлагбаумов) на придомовых и внутридворовых территориях в г. Минске», которым нужно руководствоваться в этом вопросе, — напоминает Татьяна Гавриленко. — Но, несмотря на то, что соответствующее решение по столице есть, в министерство поступают обращения. Поэтому администрациям районов столицы тоже нужно дать разъяснения, как действовать.

Впрочем, минчане пока не спешат массово устанавливать шлагбаумы в своих дворах. Эксперты полагают, что это может быть связано с высокой стоимостью данных работ. Инициативу пока проявляют жилищно-коммунальные предприятия, которые проводят переговоры с населением. Пока только около 30 дворов в Минске, обслуживаемых коммунальными предприятиями, имеют шлагбаумы. Стоимость данного устройства зависит от его конструкции и функций и составляет порядка 3000 рублей.

Подождем результатов эксперимента
Альтернативным способом избавления дворов от личных машин могло бы стать взимание платы с владельцев транспортных средств, предпочитающих ставить свои машины возле подъездов. Один такой пилотный проект, реализуемый в Минске, похоже, вскоре может стать примером для подражания другим регионам.

— Мы начали прорабатывать новую систему, — рассказывает Галина Гилевич. — Первый такой двор находится на улице Ленинградской, там два въезда. Установили видеокамеры, которые фиксируют весь транспортный поток на внутренней территории. Там также установлены знаки, что данная площадка является частью платной парковочной территории города. Гости, жители, посетители офисов, номера всех машин попадают в базу. Владельцы тех транспортных средств, кто не является жильцами, арендаторами офисов, должны оплатить парковку. Рассматривается вопрос о том, что в случаях неуплаты средства будут взыскиваться через суд. Если этот проект окажется удачным, то мы его будем внедрять и в других дворах. Тут интерес и ЖКХ, и предприятия «Парковки и стоянки», фирм — поставщиков оборудования и бюджета города.

Представитель ГО «МГЖХ» отмечает, что в реализации задумки просматривается интерес и жителей, поскольку часть средств планируется направить на благоустройство дворов. Кроме этого, плата во дворах будет значительно превышать плату на соседних платных стоянках, парковках, паркингах. Это поможет отбить желание части автовладельцев парковаться прямо во дворах.

Технические тонкости

Первая платная парковка во дворе дома напротив железнодорожного вокзала в Минске, скорее всего, начнет работу уже в этом году. При этом на въезде во двор будет размещена информация о стоимости услуги парковки, а также о том, где находится ближайший паркинг и сколько аналогичная услуга стоит там. Авторы проекта в настоящее время прорабатывают механизм взыскания средств с тех, кто не захочет платить добровольно, через суд. Кроме того, рассматривается возможность перечисления части денежных средств, вырученных за новую платную услугу, на благоустройство этого двора.

К слову, идею о введении платы за парковку на столичных дворовых территориях главный инженер ГО «Гаражи, автостоянки и парковки» Петр Прудников высказал еще в начале 2016 года. Он упомянул, что есть два реальных варианта решения проблемы загруженности пространств возле подъездов. Первый — установка ограждающих устройств, второй — введение платы за парковку. Как видим, выбрали второе.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий