Минтранс: новшества для пассажиров — приятные и не очень

Социум Тема дня

Буквально через пару недель пассажиры наземного общественного транспорта, включая маршрутные такси, должны будут приноровиться к новшествам в данной сфере. Дело в том, что постановлением Совета Министров Беларуси от 31 августа 2018 года № 636 внесены изменения и дополнения в Правила автомобильных перевозок пассажиров. Кардинальных перемен, конечно, не намечается — автобусы по-прежнему будут двигаться по правой стороне проезжей части, введения тотального бесплатного проезда также не предполагается. В Минтрансе убеждены, что принятие Правил автомобильных перевозок пассажиров в новой редакции будет способствовать получению простого и понятного всем субъектам механизма работы на рынке транспортных услуг и гарантирует защиту прав и законных интересов пассажиров и перевозчиков, включая вопросы безопасности перевозок. Документ вступит в силу уже 12 октября. С наиболее значимыми нововведениями на днях познакомили специалисты.

Права и обязанности конкретизированы
Эксперты в транспортной области обращают внимание на то, что в новой редакции правил в первую очередь узаконены понятия и термины, которые перевозчики, да и пассажиры тоже, уже давно использовали в повседневной деятельности.

К примеру, введены определения таких терминов, как валидатор, информационная система продажи билетов, терминал работника контрольно-ревизорской службы на автомобильном транспорте.

А вот в части изменений прав и обязанностей пассажиров есть немало новшеств.

— Пассажиры, которым нужно купить билет у водителя, обязаны будут входить в переднюю дверь, — приводит пример начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Сергей ДУБИНА. — Если пассажир нарушает это требование, отдельного наказания сейчас за это не предусмотрено. С введением новых правил, если человек зайдет в заднюю дверь и затем заявит контролеру, что не успел пройти к водителю и купить билет из-за заполненного автобуса, это уже не примется в оправдание. Часто были жалобы, нам писали перевозчики, что пассажиры, не желая оплачивать проезд, специально в час пик заходили в последнюю дверь. Впрочем, если автобус пустой, а пассажир зашел через заднюю дверь и купил билет, к ответственности его привлекать не станут — в крайности вдаваться никто не собирается.

К слову, случаи, когда у водителя закончились билеты, отдельно в правилах не прописаны. Но в Минтрансе замечают, что в документе предусмотрена обязанность пассажиров свое-временно приобретать билеты и оплачивать проезд. Поэтому ответственность будет нести непосредственно пассажир, даже если у водителя нет билетов для продажи.

— Лицам с ограниченными возможностями будет предоставлено право бесплатно провозить инвалидные коляски и другие средства социальной реабилитации, раньше в правилах это не было оговорено, — продолжает Сергей Дубина. —  Пассажир имеет право бесплатно провозить одно место маломерной ручной клади, длинномерные предметы размером до 151 см. Например, можно будет перемещать в салоне удочки, упакованный садовый инвентарь, музыкальные инструменты в футляре. С согласия перевозчика разрешат перевозить велосипед в неразобранном виде на специально оборудованных для этого местах. Впрочем, сейчас такого транспорта в Беларуси нет, это правило нацелено на перспективу.

И еще один важный момент. Обновленными правилами введена обязанность пассажиров при входе в транспортное средство прикладывать к валидаторам электронный билет. Многие, забывая об этом, потом спорят с контролерами, особенно если у них карточки на неограниченное число поездок: мол, я уже все оплатил, не надо ко мне лезть со своими требованиями. Скажем больше: в будущем, когда введут систему оплаты проезда в зависимости от расстояния, прикладывать электронный билет придется и на выходе.

Срок бронирования билетов увеличат
Нововведения Правил автомобильных перевозок пассажиров также касаются бронирования мест для проезда и продажи билетов.

— Перевозчикам разрешили увеличить срок бронирования билетов на пригородные и междугородные автобусы, — уточняет Сергей Дубина. — В документ ведена дополнительная норма, которая гласит, что бронирование заканчивается, как правило, в 00.00 часов дня перевозки. Раньше существовало жесткое требование: в 00.00 бронирование заканчивается. Новая норма позволяет перевозчикам, если у них есть такая физиче-ская возможность, организовать бронирование и предварительную продажу вплоть до отправления автобуса. Предусмотрено также, что предварительная продажа билетов и бронирование места начинаются не позднее, чем за 15 дней до отправления автобуса в рейс.

Изменения касаются также реквизитов билетов. Например, устанавливается, что на билете при междугородных перевозках при отсутствии технической возможности номер места для сидения может не указываться. Новые правила не обязывают пассажиров при покупке ими билета через Интернет распечатывать его для предъявления водителю или контролеру. Но это не означает, что гражданин, располагающий билетом в смартфоне, пройдет на посадку в автобус без проблем: все зависит от организации применения информационных технологий у конкретного перевозчика.

— Может, у вас в смартфоне будет штрих-код, который можно приложить к устройству в транспортном средстве или у контролера, — уточняет Сергей Дубина. — Так что распечатывать или нет — зависит от договора пассажира и перевозчика.

И еще один любопытный момент. С 12 октября сократится срок рассмотрения жалоб и претензий, полученных от пассажиров перевозчиком: вместо 30 дней он должен занять не более 15.

Дресс-код для таксиста
Обновленным документом установлены требования к оформ-лению и оборудованию автомобилей-такси. Определено, что заключение и исполнение договора перевозки пассажира, заказанной с использованием электронной информационной системы, удостоверяется электронной квитанцией, направляемой на адрес электронной почты, указанный заказчиком. Также регламентирована информация, которая должна содержаться в такой квитанции.

— Водителям такси в Беларуси нужно будет придерживаться дресс-кода, — добавляет Сергей Дубина. — Предусмотрено, что шоферы должны иметь опрятный внешний вид, не использовать домашнюю и спортивную одежду. Это, кстати, касается в целом водителей транспорта, которые выполняют автомобильные перевозки пассажиров. В правилах также прописан запрет на курение водителей такси во время движения транспорта. Водителю автобуса и кондуктору тоже запрещается курить в салоне, перевозить в кабине посторонних лиц, за исключением водителя-стажера. Водителей и кондукторов обязали оказывать помощь пассажиру с инвалидностью при его согласии при посадке и высадке из транспорта, приобретении проездного документа.

Попутно заметим: в Правилах автомобильных перевозок пассажиров прописаны требования к оформлению и оборудованию такси, но никаких новых ужесточений не появилось.

— В соответствии со вступлением в силу норм Декрета № 7 «О развитии предпринимательства» нерегулярные перевозки — это нелицензируемый вид деятельности, — напоминает Сергей Дубина. — Если раньше в технических нормативных правовых актах было требование о наличии желтых номеров, то в действующих правилах такого требования нет. Все остальное, что там прописано, это более либеральный подход. Если раньше было обязательное требование по наличию кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, то сейчас в случае использования электронной информационной системы такое требование отсутствует.

Маршрутки остаются под пристальным вниманием
В новой редакции правил определено, что к автомобильным перевозкам пассажиров в нерегулярном сообщении относятся городские и пригородные автомобильные перевозки к торговым центрам, осуществляемые по заказу их администраций. А что с маршрутными такси? Помните, как несколько месяцев назад государство объявило о намерении упорядочить деятельность междугородных перевозчиков? Пока новых изменений нет, но обстановку усиленно мониторят все заинтересованные стороны. В Минтрансе сообщают следующее:
— Право выполнения междугородных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении планируется предоставить до 30 июня 2019 года без проведения конкурса юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, соответствующим требованиям законодательства об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках. Это предусмотрено проектом указа, который разработан министерством в целях дальнейшей либерализации рынка транспортных услуг и развития междугородных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении.

Проект нормативного правового акта уже прошел общественное обсуждение на официальном сайте Министерства транспорта и коммуникаций, одобрен на заседании общественно-консультативного (экспертного) совета по развитию предпринимательства при Минтрансе, согласован Советом по развитию предпринимательства в Беларуси. После согласования с госорганами документ планируется направить в правительство.

А что касается внутригород-ских перевозок маршрутными такси, то правило о посадке и высадке пассажиров только на специально оборудованных остановочных пунктах остается неизменным.

— Возможность остановки по просьбе зависит не только от правил перевозок, но и от договора между оператором и перевозчиком, — отмечает Сергей Дубина. — Ведь существуют различные виды перевозок. Маршрутные же такси могут останавливаться только на предназначенных для этого площадках. Это защищает права пассажиров: если человек выйдет на необорудованном остановочном пункте и это повлечет ущерб его здоровью, то перевозчик будет нести ответственность.

Оплачивайте на здоровье!

В сентябре 2017 года первый валидатор с оплатой проезда в метро бесконтактной банковской картой был представлен в вестибюле станции «Площадь Ленина» со стороны площади Независимости. В минской подземке отмечали, что интерес к данному сервису превзошел прогнозные ожидания. В рамках развития проекта партнерами метрополитена внедрено технологическое решение, позволяющее оптимизировать процесс. В ближайшей перспективе для удобства и комфорта пассажиров планируется запустить инновационные механизмы оплаты, включая возможность предоставления скидок и проведения акций. А еще в Минске рассматривают возможность распространить систему оплаты за проезд банковской картой на наземный транспорт.

— Валидаторы с оплатой проезда бесконтактными банковскими картами с июня начали работать на турникетах всех станций столичной подземки, — напомнил на днях директор ГУ «Столичный транспорт и связь» Валерий ШКУРАТОВ. — Пока реализации аналогичного проекта в автобусах, троллейбусах, трамваях мешает, в частности, отсутствие онлайн-соединений для бесконтактных платежей. Но мы планируем изучить опыт Санкт-Петербурга в этой сфере.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий