Минсксегодня и завтра по версии мэра

Социум Тема дня

Минск — это не только визитная карточка Беларуси, но и своеобразный индикатор состояния дел в республике. Столица задает темп жизни всем регионам страны. Несмотря на экономические неурядицы последнего времени, Минск продолжает развиваться. В 2018 году ожидается появление двухмиллионного жителя столицы — город растет. О сегодняшнем и завтрашнем дне Минска рассказал председатель Мингорисполкома Андрей ШОРЕЦ.

Жилье будут строить, но скромными темпами
На протяжении последних нескольких лет руководство республики и столицы неоднократно заявляло, что в пределах городской черты строительство жилья будет потихоньку сокращаться — начнут развиваться города-спутники. Однако впоследствии планы пришлось скорректировать: темпы возведения жилых домов сдерживаются по экономическим причинам, из-за того же не спешат расти этажи и в пригородах. Чего ожидать в обозримой перспективе?

— В Минске в 2016 году планируется построить 735 тысяч квадратных метров жилья, — говорит Андрей Шорец. — В том числе для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, построят 390 тысяч квадратных метров, для осуществляющих жилищное строительство с государственной поддержкой — 97 тысяч, в том числе по госзаказу — 15 тысяч. Для многодетных семей в столице предусматривается возвести 51,4 тысячи квадратных метров жилья. Объем финансирования составит 380 миллиардов рублей, из них льготные кредитные ресурсы банков — 339,5 миллиарда, собственные средства населения — 40,5 миллиарда.

Впрочем, собственные средства населения нынче весьма ограничены. На протяжении последних двух лет минские власти активно рекламировали арендное жилье: мол, государство построит, а вы арендуйте себе на здоровье и на долгие годы проживания. Однако массового возведения арендных квартир пока так и не случилось, спрос по-прежнему намного превышает предложение.

— При наличии бюджетных средств строительство арендного жилья в Минске может возобновиться в 2017 году, — констатирует мэр столицы. — Возведение такого жилья в 2016 году не предусмотрено в связи с отсутствием бюджетного финансирования. Вместе с тем, два жилых дома арендного типа общей площадью 7,4 тысячи квадратных метров в Партизанском районе по улице Солтыса, строительство которых начато, будут введены в эксплуатацию в текущем году.

Гостиниц много, но где гости?
Если с жильем в городе пока напряженка, то с гостиницами — полный порядок. Вернее, изобилие: как начали в начале десятилетия возводить отели к чемпионату мира по хоккею 2014 года, так и не могут остановиться. Несмотря на то, что избытка иностранных туристов в Беларуси в целом и в Минске в частности пока не наблюдается. А городские власти уверяют: раз инвесторы идут на вкладывание средств в гостиницы — значит, у них есть на это далеко идущие планы.

Между тем нынче в столице 47 гостиниц и 9 хостелов на 10000 мест. По сравнению с 2012 годом, номерной фонд увеличился более чем в два раза. Специалисты подсчитали, что гостиницы города могут принять и разместить до 1,2 миллиона туристов в год. При этом доля номерного фонда

26 классифицированных столичных гостиниц с гарантированным сервисом и высоким уровнем комфортности составляет 74 процента. В том числе категорию «пять звезд» имеют три гостиницы, «четыре звезды» — четыре, «три звезды» — 14, «две звезды» — пять. Не классифицирована почти четверть подобных средств размещения.
Не многовато ли гостиниц в Минске? Председатель горисполкома советует не торопиться с оценками:

— На минский рынок придут две крупные мировые сети, которые берут на себя определенные обязательства, в том числе по вовлечению своих отелей в туристические маршруты.

Затронул мэр и давно муссируемую тему о судьбе скандальной новостройки рядом с Белгосцирком на проспекте Независимости. Напомним: несколько лет назад в соответствии с Указом Президента Беларуси в рамках инвестиционного проекта было начато строительство многофункционального объекта в квартале проспект Независимости — улица Янки Купалы — река Свислочь (район Белгосцирка). Данный комплекс должен был включать гостиницу «Кемпински» категории «пять звезд», административное здание, вспомогательные помещения и паркинг. После возведения стен многим стало ясно, что «глыба» из стекла и бетона разрушила архитектурную целостность главного проспекта Минска. А тут еще одна незадача: работы должны быть завершены к началу чемпионата мира по хоккею 2014 года, но ни к этому сроку, ни к концу года этого сделано не было. Затем нам объявили, что отеля «Кемпински» возле Белгосцирка не будет, а кто достроит комплекс — неизвестно.

— Что касается недостроенной гостиницы возле цирка, то пока положительных новостей нет, — констатирует Андрей Шорец. — У нас было несколько встреч со Сбербанком России, который является соинвестором этого проекта. Пока реализация оставляет желать лучшего. Имеющиеся у инвестора средства не позволяют достроить гостиницу, а договоренностей с другими компаниями, несмотря на ряд переговоров на различных уровнях, пока не достигнуто.

Председатель Мингорисполкома Андрей ШОРЕЦ говорит, что ввиду ограниченности средств в столичном бюджете мэрия предложила государственным и част-ным предприятиям на площадках под арендные дома построить арендное жилье для своих работников.

«Выбитого зуба» в центре города не будет
Многих минчан беспокоит судьба еще одного знакового места в центре белорусской столицы — территории, оставшейся пока не занятой после сноса старого здания Музея истории Великой Отечественной войны на Октябрьской площади. Некогда там хотели возвести многоэтажную «стекляшку», но потом от этого плана, на радость поклонникам архитектуры, отказались. Тем не менее, свято место пусто не бывает, и рано или поздно между Дворцом культуры профсоюзов и Дворцом Республики что-либо появится. Что?

— На месте бывшего музея Великой Отечественной войны может появиться культурный центр, — отмечает Андрей Шорец. — Было предложение обустроить на этом месте зону отдыха. Сначала идею одобрили, а потом архитекторы заметили, что эта площадка, окруженная зданиями, будет похожа на «выбитый зуб». Поэтому сегодня прорабатывается вопрос создания на Октябрь-ской площади социально-культурного центра.

В мэрии пока ждут предложений от инвесторов. Между тем руководитель Мингорисполкома отмечает, что площадка на Октябрьской площади, несмотря на всю свою привлекательность, является достаточно сложной. Дело в том, что в этом районе существует проблема с парковками, а также устаревшими коммуникациями.

«Проклятое место»
Пожалуй, одним из «проклятых мест» в Минске является территория бывшего Червенского рынка. Некогда знаковый торговый объект был обречен еще десяток лет назад, когда стало известно, что площадку отдают под реализацию инвестпроекта. Еще в 2006 году Белкоопсоюз заявлял, что рынок будет закрыт на реконструкцию. Правда, ни о каких инвесторах речи тогда не было. Согласно разработанному проекту, на месте торговых рядов планировалось создать единый многофункциональный крытый комплекс. Торговлю промышленными товарами хотели перевести в благоустроенные помещения, а для сезонной торговли сельхозпродукцией — построить навесы и установить современное оборудование. Однако позже нашелся и инвестор под другой проект. В 2008 году стало известно, что реконструировать Червенский рынок будет иранская компания «Didas». Общественности было объявлено, что предлагается по-строить комплекс, включающий четырехэтажный торгово-сервисный центр с рынком и гипермаркетом, четырехэтажный подземный паркинг, а также 20-этажную гостиницу с номерами-квартирами.

Инвестиционный договор был подписан лишь в 2011-м. На месте рынка было решено построить «крупный торговый, деловой и досуговый центр» с плоскостными автостоянками и подземным паркингом. Реализация задумки была ограничена 2015 годом. Под реализацию проекта с площадки с боем удалили предпринимателей, которые в конце концов обосновались на улице Маяковского за камвольным комбинатом.

А место под будущий амбициозный объект так и осталось пустовать. Позже в Мингорисполкоме объяснили, что со стороны иранской компании на начальном этапе были допущены нарушения в сроках проектирования, занятия и освоения земельного участка. Мэрия пересмотрела инвестиционный договор и заключила «дополнительное соглашение на достаточно жестких условиях для инвестора». Но и это не помогло.

— Мингорисполком установил срок обещавшей застроить территорию бывшего Червенского рынка иранской компании ИООО «Дидас Интернэшнл Групп» до 1 мая, — озвучил свежие новости Андрей Шорец. — Если до мая инвестор не предоставит утвержденную проектно-сметную документацию, то мы изымем земельный участок.

«Эпохальный» комплекс «Минск-Мир»: что нового?

Площадка под строительство экспериментального многофункционального комплекса «Минск-Мир» в районе уже закрытого аэропорта «Минск-1» начинает оживать. На этой территории уже возводят первый жилой дом.

— Рядом с этим домом будут построены гипермаркет и международный финансовый центр, — говорит мэр столицы Андрей Шорец. — Мингорисполком будет контролировать, чтобы застройка этой территории соответствовала заявленному инвестором проекту. Что касается вопроса использования территории аэропорта, то в начале февраля он рассматривался на заседании президиума Совета Министров Беларуси. Премьер-министром было принято решение об ускорении строительства нового авиаремонтного завода, чтобы ускорить сроки выноса старого с территории аэропорта «Минск-1».

Напомним: ранее в районе аэропорта «Минск-1» планировалось создать комплекс «Минск-Сити». Был заключен инвестиционный договор с российской компанией. Та построила несколько домов и «сдулась». Глава государства распорядился расторгнуть договор и пересмотреть планы использования площадки. В результате застройкой комплекса, который получил название «Минск-Мир», будет заниматься сербская компания «Дана Астра». Планируется, что территория практически в центре столицы в обозримой перспективе превратится в «город в городе» с международным финансовым центром, жильем, магазинами, скверами и развитой транспортной инфраструктурой.

А что касается аэропорта, то его судьба была предрешена давно. Закрытие объекта неоднократно переносилось, но нынче здесь уже не встречают даже коммерческие рейсы. Однако еще на протяжении полутора лет взлетно-посадочная полоса будет использоваться Минским авиаремонтным заводом. До 1 января 2019 года здания и сооружения, расположенные на территории будущего многофункционального комплекса, должны быть снесены. А здание аэровокзала… Оно сохранится, ведь это памятник архитектуры, который должен гармонично вписаться в новую застройку.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий