Минск откажется от машин на один день

Новости

Валерия Бондарчик

День без автомобиля проводится ежегодно 22 сентября. Традиция родилась в 1998 году во Франции, поддержали ее тогда всего около двадцати городов. Сегодня же отмечать День без автомобиля принято во всем мире. В этом году Беларусь присоединится к мероприятию в пятый раз. Представить сегодня улицы города без машин практически невозможно. Оно и понятно: передвигаться на личном транспорте быстрее и удобнее.  По статистике на 1 января 2013 года, на каждую тысячу белорусов приходилось 293,2 личных автомобиля. Однако не многие задумываются, что основной причиной загрязнения атмосферы является именно автомобильный транспорт. В Минском городском комитете природных ресурсов и окружающей среды поясняют: «В Минске на долю передвижных источников приходится почти 85  процентов всех выбросов загрязняющих веществ в атмосферу».

В этом году  столичные экологи традиционно проведут День без автомобиля. Подробнее о мероприятии рассказала Светлана Костян, заместитель начальника отдела государственного контроля за охраной атмосферного воздуха и водных ресурсов Мингоркомприроды:

 — Акция будет проводиться 22 сентября на территории Центрального детского парка имени  Максима Горького. В ее рамках будут организованы выставка велотехники, посадка деревьев вдоль велодорожки по улице Пулихова, распространение среди водителей информационных материалов. Также комитетом совместно с БРСМ запланирован велопробег по велосипедной дорожке по маршруту парк имени М. Горького — «Минск-Арена».

 Мы поинтересовались у минчан, сколько обычно времени в день они проводят за рулем, и готовы ли  поддержать акцию «День без автомобиля».

Сергей, экономист (37 лет):

— Я в день провожу примерно два часа за рулем, для меня машина — средство передвижения. Готов не садиться за руль, если в этот день не будет необходимых для семьи поездок.

Елизавета, менеджер (24 года):

— Авто — это жизнь для меня. Бывает,  в сутки я около 16 часов провожу за рулем! Нет, не готова поддержать акцию в этот день, так как работаю на машине.

Александр, водитель-экспедитор (20 лет):

— Я водитель, поэтому в будний день за рулем примерно 10 часов. Машина для меня не только работа, это отдушина, она придает чувство свободы, независимости. В день отказа от автомобиля готов не садиться за руль. Все-таки это акция в поддержку экологии, и к тому же один день — это немного, можно и пешком походить.

Артем,  менеджер отдела продаж (21 год):               

— За рулем времени провожу немного, где-то час в день. Готов не садиться за руль 22 сентября, это выходной, на работу ехать не надо.

Дмитрий, слесарь (22 года):

— Каждый день я за рулем в среднем два часа. Готов отказаться от автомобиля и поддержать акцию, потому что задумка  интересная. Хорошо было бы, если бы в этот день можно было проехать в общественном транспорте, предъявляя кондуктору техпаспорт вместо талона.

Александр,  электрик (23 года):

— Езжу на автомобиле  не менее трех часов в день, а зачастую и больше. 22 сентября сяду за руль из-за своей лени и понимания того, что массово никто акцию не поддержит.

Ирина,  директор магазина (51 год):

— Обычно я за рулем около двух часов в день. Мне машина необходима, в день без автомобиля буду возвращаться из-за города, поэтому воспользоваться ею все же придется.

***

Как видно из ответов, пока не все готовы отказаться от автомобиля по разным причинам даже 22 сентября. Однако многие акцию все же поддержат. Кроме того, стоит заметить, что в последнее время в столице популярностью пользуются велосипеды. И кто знает, возможно, в скором времени минчане станут чаще пересаживаться из автомобильного кресла на велосипед.

Мнением по этому поводу поделился Евгений Хоружий, председатель правления общественного объединения «Минское велосипедное общество»:

— О количестве велосипедистов в столице нет точных статистических данных, но оно с каждым годом увеличивается значительно. Бум начался где-то в середине 2000-х, когда появилась мода на велосипеды в городе, которую подхватила молодежь. Сложно сказать, что именно к этому привело, но предпосылок было достаточно. Минск — город с относительно плоским рельефом и широкими улицами. Доходы населения стали позволять траты на дорогой велосипед, позволяющий перемещаться быстро, невзирая на отсутствие инфраструктуры. Появилось много молодых людей, занятых в IT-сфере, которым в жизни часто не хватает движения.

Что касается дальнейших тенденций — все зависит от городской транспортной политики. Пока велосипед рассматривается прежде всего как средство активного отдыха, а не альтернативный транспорт, но даже в этой ситуации идет адаптация инфраструктуры к нуждам велосипедистов, приспособление существующих тротуаров. Построена велодорожка вдоль Свислочи. Благодаря этому для многих людей поездки на велосипеде выглядят более привлекательными, чем на личном автомобиле уже сейчас. Когда город, наконец, поймет «тупиковость» пути развития, ориентированного только на бесконтрольное использование личного автомобиля (а сейчас это и бесплатная парковка на городской земле, и бесконечное расширение дорог для того, чтобы вместить все увеличивающееся количество автомобилей, и превращение в автопарковки зеленых зон и спортплощадок), придется менять приоритеты в сторону других видов транспорта, прежде всего, конечно, общественного. Но и для велосипедного тогда найдется значительное место.

Кстати

ГАИ поддерживает проведение Дня без автомобиля 22 сентября в Минске, но не будет вводить существенные ограничения в дорожном движении в этот день.

В то же время, с точки зрения ГАИ, выбор — садиться в этот день за руль или нет — должен быть добровольным. ГАИ по возможности постарается не создавать неудобств тем, кто все-таки будет использовать транспортные средства.  22 сентября с 9.00 до 18.00 в Минске будет закрыта для автомобильного движения и парковки территория Верхнего города, а также улица Ленина от улицы Карла Маркса до улицы Кирова в районе Национального художественного музея. Это участки, которые можно запросто объехать по соседним улицам. Временное ограничение движения несколько освободит центр города, позволит ему дышать свободнее.

По статистике, в настоящее время в столице насчитывается более 780 тысяч транспортных средств. ГАИ отмечает, что это высокий уровень автомобилизации. Причем за первое полугодие этого года в Минске появилось на 4 тысячи автомобилей больше, чем за аналогичный период в 2012 году.

Статистика

В мире каждую минуту с конвейера сходит одна новая машина. Каждый день автомобили уносят жизнь более трех тысяч человек.

Основная доля загрязнения атмосферы приходится на автотранспорт. При этом темпы производства машин продолжают расти: автомобиль находится на третьем месте среди самых рекламируемых товаров после алкоголя и табака.

Рост экономики Республики Беларусь обусловил увеличение численности парка транспортных средств и объемов дорожного движения. Если не предпринимать необходимых мер по изменению нынешней политики в отношении технических требований к нормативам выбросов автомобильных двигателей, надлежащему техническому обслуживанию имеющихся транспортных средств и адекватным техническим условиям на качество топлива, то в течение последующих 10–15 лет рост числа автомобилей и повышение интенсивности их  эксплуатации приведут к устойчивому увеличению объемов выбросов вредных веществ и ухудшению качества атмосферного воздуха в городах.



Добавить комментарий