Минск, 1 мая 1945 года: праздник за колючей проволокой

Новости

Александр НЕСТЕРОВ

Малоизвестные факты из жизни Минского тракторного завода

Без имени-2Совсем недавно, в марте 2010 года, был снят гриф секретности и открыт свободный доступ к ряду документов, касающихся деятельности Минского тракторного завода и его предшественника — Государственного Союзного завода № 453 — в первые месяцы после освобождения территории современной Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Сегодня вы имеете возможность прикоснуться к малоизвестным страницам истории МТЗ.

Заведующая объединенным заводским архивом Наталья СЕНЧИЛО, не только по долгу службы, но и в чисто исследовательских целях на протяжении многих лет интересующаяся историей МТЗ, предоставила в распоряжение редакции некоторые из рассекреченных документов. Сегодня, в преддверии Праздника труда — 1 Мая, мы знакомим вас, уважаемые читатели, с тем, как на будущем гиганте белорусского тракторостроения готовились ко Дню международной солидарности трудящихся в 1945 году.

Производство на развалинах

yak9-3Несмотря на то, что территория Беларуси была освобождена от фашистов еще в 1944 году, жители республики, как и весь Советский Союз, жили по законам военного времени. Даже когда до Победы оставались считанные дни.

Что касается Государственного Союзного завода № 453, на базе которого затем начал работать Минский тракторный, то это предприятие состояло в подчинении Народного комиссариата авиационной промышленности СССР (НКАП СССР) и, как нетрудно догадаться, работало на «оборонку». А именно — производило сборку самолетов Як-9 на площадях, которые были построены еще до войны и впоследствии серьезно разрушены оккупантами. Правда, при отступлении немцев и освобождении Минска производственные площади ГСЗ № 453 были разрушены на 39 процентов от готовой части, бытовые — на 96 процентов, водо- и электроснабжение, а также отопление и жилье отсутствовали полностью. В результате при плане 1944 года в 300 самолетов на предприятии было выпущено всего 136.

Таким образом, «военное наследство» будущим тракторостроителям досталось неважное. Тем важнее были каждое восстановленное здание, каждая действующая единица оборудования, каждый выпущенный самолет. Опасаясь возможных диверсий, на 453-м заводе при подготовке к празднику предпринимали сумасшедшие (как теперь может показаться) меры по охране производственной территории и обеспечению нормального функционирования предприятия. Свидетельство тому — документ, который мы приводим ниже.

По законам военного времен

В данном материале сохранены оригинальные орфография и пунктуация процитированных документов.

ПРИКАЗ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОЮЗНОМУ ЗАВОДУ
№ 453 НКАП СССР

от 25 апреля 1945 года г. Минск

Для наведения порядка на заводе, в цехах и усиления охраны завода в период майских праздничных дней ПРИКАЗЫВАЮ:
1
Всем Начальникам цехов и отделов в подготовке к I-му Мая произвести генеральную очистку вверенных им цехов и отделов от мусора, грязи и воспломеняющихся веществ. Все воспломеняющиеся вещества бензин, смывка, спиртовая краска, лаки и масла должны быть сданы на склад Отдела Снабжения не позднее 29/IV-45 г.
2
Для приемки цехов и отделов создать комиссию под председательством моего помощника по МПВО и охране тов. БЛОХИНА и членов: Начальника пожарной охраны, Начальника охраны завода и от Парторганизации — тов. КАЗАКОВА. Комиссии 29/IV вечером произвести тщательную проверку цехов и отделов, просмотреть все места под верстаками, шкафами и в верстаках кладовых и шкафах. Начальники Цехов и отделов не имеют право уходить из цеха-отдела до сдачи комиссии.
3
Начальнику АХО пишущую машинку 29/IV вечером сдать в Спец. Отдел завода.
4
Общественными дежурными по заводу назначаю (далее список из 8 человек, каждый дежурит по 12 часов. — Прим. авт.).
5
Всем начальникам цехов и отделов выделить дежурных по цехам и не позднее 26/IV дать тов. БЛОХИНУ списки дежурных.
6
С 20 час. 29/IV до 8 час. 3/V прекратить выдачу разовых пропусков на завод.
7
Тов. БЛОХИНУ обеспечить всех дежурных по заводу и цехам специальными вкладышами.
8
Моему заместителю тов. БЛОХИНУ с 20 час. 29/IV перевести охрану и все объектовые команды на казарменное положение до 3/V-45 г.
9
Усилить посты на пропускных воротах на ахробраме, складе столовой и у бензохранилища, поставив лучших комсомольцев и коммунистов на посты.
[ 10-20]

И.О. ДИРЕКТОРА ЗАВОДА № 453 ВУЛЬМАН.

***
В остальных 11 параграфах документа упоминается, к примеру, о том, что всем начальникам подразделений надо предоставить списки рабочих и служащих, проживающих на территории завода, с тем чтобы этим людям были выданы вкладыши к пропускам на время праздников. А также о необходимости проведения полной светомаскировки помещений. Кроме того, требовалось собрать на территории завода все оружие и боеприпасы и проверить исправность проволочного заграждения вокруг предприятия. В санчасти устанавливалось круглосуточное дежурство, пожарная служба в срочном порядке проверяла исправность всех гидрантов и пожарных кранов. Охране и дежурным полагалось бесплатное питание в праздничные дни за счет завода.

Под текстом приказа стоит около 25 подписей ответственных лиц. То есть, как видим, подготовка к Первомаю в 1945-м была отчасти похожа на некую мобилизацию и вряд ли бы настроила нынешнее поколение тракторозаводцев на праздничный лад. Впрочем, многим сегодня трудно даже представить, что любой выходной для тружеников тыла в военные годы был как праздник, а праздник — приравнивался к мини-отпуску.

Жизнь налаживается…

Вслед за Первомаем в Минск пришла весть о капитуляции фашистской Германии. Спустя всего пять с небольшим месяцев после выхода приказа от 25 апреля на свет появился приказ № 3 от 4 ноября 1945 года, посвященный подготовке и проведению «дней XXVIII-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции». По этому документу сразу видно, что наступило мирное время. На сей раз предписывалось просто «провести очистку и привести в порядок помещения: заводоуправления, складов, всех подсобных помещений и общежитий», организовать круглосуточное дежурство в общежитиях и санчасти. Кроме того (какая радость для военного поколения! Прим. авт.), 6, 7 и 8 ноября поручалось обеспечить трехразовое улучшенное питание в столовой, а также усиленную работу торговой сети. Было уделено внимание и подсобному хозяйству: поручалось «обеспечить полную сохранность продукции […] убранной и находящейся на полях». К 17 часам 5 ноября должно было быть готовым к торжествам помещение клуба. Жизнь потихоньку налаживалась…
***
Как и положено рабочему классу, работники предприятия —предшественника МТЗ желали встретить Первомай 1945-го очередными трудовыми свершениями. Еще в начале года они просили, наряду с производством самолетов Як-9, рассмотреть вопрос о сборке в Минске агрегатов самолета Ту-2 — капотов мотора, мотогондолы, створок бомболюков, закрылков и оперения. Хорошо, что майские события изменили судьбу предприятия и предопределили его мирное предназначение — производство тракторов, со временем получивших всемирно известное имя «Беларус».

Необходимое дополнение

По состоянию на 1 января 1945 года на авиационном заводе № 453 трудилось 1500 рабочих. Учитывая то, что война близилась к концу, в Москву докладывали о том, что «в условиях г. Минска и области при необходимости завод сможет довести количество рабочих до 5000 человек до 1 марта 1945 года». (Из докладной записки заместителю Народного комиссара авиационной промышленности СССР генерал-лейтенанту Дементьеву, подписанной директором завода № 453 инженером-полковником Дмитрием Тимофеевым.) В первом квартале 1945-го заданием было определено собрать 275 самолетов Як-9, а уже во втором квартале производственную программу резко сократили и изменили. Она в основном состояла из оказания услуг отделу капитального строительства по восстановлению завода и выпуску ширпотреба. Отсюда и сокращение численности работников. Так, за 1945 год на ГСЗ № 453 прибыло 178 человек, а выбыло 357.



Добавить комментарий