Маркетинговая политика предприятия: приоритетные направления и новые технологии продвижения на рынки сбыта

Новости

Наталья КОВАЛЕВА
Фото автора

SPA51989Каждый год добавляет новую страницу в историю предприятия. Сегодня мы перелистываем 66-ю, и снова есть повод подвести итоги деятельности. Несмотря на непростые макроэкономические условия, Минский тракторный завод продолжает удерживать статус крупнейшего производителя тракторов на территории СНГ и одного из ведущих мировых производителей.
Идти в ногу со временем — значит делать правильный выбор, определять приоритеты и четко расставлять акценты, следовать актуальным тенденциям развития отрасли и порой опережать события, прогнозируя изменения запросов потребителей.
У МТЗ, экспортоориентированного предприятия, иного пути нет. Маркетинговая политика строится с учетом перспективных направлений развития мировых рынков сбыта. О том, какие современные технологии продвижения продукции в настоящее время используются на МТЗ, об объемах поставок «Беларусов» за рубеж и о планах на будущее рассказал маркетинг-директор РУП «МТЗ» — первый заместитель генерального директора ПО «МТЗ» Александр ЦВИРКО.

— Александр Иванович, как завод справляется с выполнением  задач, касающихся объемов поставок тракторов за рубеж?

— По итогам работы за четыре месяца РУП «МТЗ» достигло доведенного показателя по темпу роста экспорта. Он составил 107,2 процента. За рубеж было поставлено техники на сумму 367,4 миллиона долларов, в результате чего сальдо внешней торговли вышло положительным. В январе — апреле 2012-го по сравнению с таким же периодом минувшего года увеличились объемы экспорта «Беларусов» в Россию, Туркменистан, Азербайджан, Армению, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Анголу, Вьетнам, Ирландию, Йемен, Коста-Рику, Марокко, Монголию, Никарагуа, Пакистан, Чехию и Экваториальную Гвинею.

— С учетом использования современных технологий в сельском хозяйстве на рынке сбыта тракторов все более востребованными становятся энергонасыщенные машины. Несколько лет назад на нашем предприятии стратегически верно был сделан выбор в пользу развития  производства мощных «Беларусов». Сегодня эти тракторы активно продвигаются за рубежом. Каковы результаты работы в этом направлении?

— На мировом рынке сбыта акцент сместился в сторону  более мощных тракторов, в 120—150 лошадиных сил и выше. Такая тенденция наблюдается не только в европейских странах, но и на рынке СНГ. В нынешнем году предприятие увеличило поставки энергонасыщенных «Беларусов» за рубеж. За четыре месяца объем их экспорта вырос в 1,5 раза и составил 2852 машины. По сравнению с таким же периодом 2011-го увеличилась реализация «Беларусов» серии 1200, серии 1500, серии 1800, серии 2000. В том числе в Китай было поставлено 30 тракторокомплектов новой модели — «Беларус-1822.3».

Основными рынками сбыта готовых «Беларусов» серии 3000 и их тракторокомплектов в нынешнем году стали казахстанский, российский и украинский.

Для выпуска «Беларусов» на территории Казахстана в ТОО  «СемАЗ»  отправлено 120 «Беларусов» в разобранном виде модели 1221.2 и 10 — модели 3022ДЦ.1. В Украину, на действующие сборочные производства на базе ООО «Техноторг Дон» и ООО «Укравтозапчасть», предприятие реализовало соответственно 200 и 50 тракторокомплектов «Беларусов»  1221.2. Кроме того, тракторокомплекты энергонасыщенных машин МТЗ мощностью свыше 120 лошадиных сил поставляются также в Азербайджан, Венесуэлу, Польшу и Китай. В нынешнем году в Поднебесную отгружена первая партия из двух машин в разобранном виде модели 3022ДЦ.1.

Организация новых сборочных производств и расширение модельного ряда  «Беларусов» на действующих предприятиях сегодня является одним из приоритетных направлений маркетинговой стратегии в сфере продвижения энергонасыщенной техники МТЗ за рубежом. В нынешнем году новое сборочное производство тракторов 3522 создано в России — на базе ЗАО ШМЗ «Кранспецбурмаш» в Амурской области.

— Какие еще маркетинговые технологии используются  для увеличения объемов экспорта?

— Это зависит от особенностей рынков сбыта, требований потребителей, экономических факторов и многих других составляющих. Поэтому сегодня МТЗ использует различные технологии продвижения и реализации своей продукции, в том числе и поставку техники через лизинговую компанию ОАО «Пром-агролизинг». В минувшем году по линии Промагролизинга было реализовано 79 тракторов, в нынешнем, по данным на 17 мая, — 266 «Беларусов».

— Распространению влияния МТЗ на мировом рынке также способствует расширение географии поставок «Беларусов». Начало сотрудничества с какими из зарубежных стран положено в нынешнем году? Какие из направлений экспорта рассматриваются в качестве перспективных?

— В числе новых рынков сбыта продукции предприятия — иракский, монгольский, шведский, колумбийский, а также рынки Бангладеш, Канады, Конго, Нигерии, Буркина-Фасо, Йемена, Мьянмы, Туниса, Джибути и Экваториальной Гвинеи.

Приоритетным направлением  развития экспорта в настоящее время для МТЗ является продвижение продукции в странах Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

— Какие шаги уже предприняты в деле развития сотрудничества с упомянутыми государствами?

— В этих направлениях предприятием проделана немалая работа, в результате чего достигнут ряд договоренностей по вопросам развития взаимодействия в сфере экспорта «Беларусов». К примеру, планируется увеличение поставок нашей техники в ЮАР. В ближайшей перспективе сотрудники Министерства промышленности и торговли ЮАР планируют посетить Минский тракторный завод и специализированную выставку «Белагро 2012». На этот показ и с визитом на МТЗ, также собираются приехать представители Министерства сельского хозяйства и глава Фонда развития сельского хозяйства Республики Мозамбик. Во время пребывания мозамбикской делегации в Минске мы планируем продолжить переговоры по вопросам, касающимся возможности поставок «Беларусов» и организации сборочного производства. Эти же направления сотрудничества в ближайшие дни предполагается обсудить с нигерийской стороной в ходе визита представителей МТЗ в Нигерию.

Уже достигнута договоренность о поставках «Беларусов» в Боливию. Готовится контракт на реализацию тракторов модели 952.3. Боливийская сторона заинтересована в приобретении наших тракторов мощностью 70—90 лошадиных сил.

До конца июня планируется отгрузка двух «Беларусов» модели 522 и мотоблока 09Н в Мьянму. Их поставка оговорена в подписанном недавно дополнении к контракту с компанией «Dynasty Excellency PTE LTD», представляющей интересы МТЗ на рынке этой страны. Когда техника прибудет к месту назначения, в Мьянму будут командированы специалисты предприятия для содействия в организации демонстрации тракторов. Участвовать в этом рекламном мероприятии «Беларусов» будет Почетный консул Беларуси в Мьянме господин Аунг Минт. Он также планирует пригласить на выставку местных фермеров и предпринимателей, потенциально заинтересованных в приобретении нашей техники.

— Стратегическим партнером МТЗ в странах Юго-Восточной Азии является также Пакистан. Несколько лет назад, до стихийного бедствия,  это государство среди стран дальнего зарубежья лидировало по объемам закупок «Беларусов». В настоящее время, как известно, перед предприятием стоит задача достичь прежних масштабов сотрудничества. Как она решается?

— На рынке Пакистана МТЗ работает с несколькими компаниями. Это государство в настоящее время уже является крупнейшим импортером «Беларусов» в регионе Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. За четыре месяца нынешнего года в Пакистан отгружено 1545 тракторов. Кроме того, сегодня уже открыт аккредитив на поставку 3585 «Беларусов». В нынешнем году предприятие намерено отгрузить на этот рынок сбыта не менее 6 тысяч «Беларусов».

— В каких совместных внешнеэкономических проектах межгосударственного уровня в настоящее время участвует Минский тракторный завод?

— В качестве одного из таких примеров можно привести сотрудничество между Беларусью и Мозамбиком. Наша республика предложила мозамбикской стороне реализовать программу развития сельского хозяйства африканского государства, рассчитанную на ближайшие пять лет. Она разработана на основе белорусского опыта и предполагает применение белорусской сельскохозяйственной техники и оборудования. Министерство сельского хозяйства Мозамбика и Фонд развития сельского хозяйства этой страны выразили заинтересованность в реализации данной программы. Первым шагом на этом пути должно стать изучение свойств почвы специалистами НАН Беларуси, по результатам которого будут даны рекомендации, касающиеся наиболее подходящих для возделывания в Мозамбике сельскохозяйственных культур. В свою очередь, наше предприятие уже предоставило мозамбикской стороне каталоги производимой техники — тракторов и навесного оборудования к ним. Когда будут готовы анализы почвы, планируется решить вопрос о требуемой номенклатуре техники и ее количестве.

— Статус МТЗ, одного из ведущих мировых производителей тракторов, обязывает предприятие идти в ногу со временем, следуя современным мировым тенденциям в сельхозмашиностроении. Что сегодня предпринимается для того, чтобы оставаться в числе лидеров и в перспективе?

— В настоящее время Минский тракторный завод делает акцент на реализацию тракторов с двигателями TIER IIIB, завоевывая свою нишу в данном сегменте мирового рынка. В Венгрию уже поставлен «Беларус-3522.5», в Чехию — «Беларус-2022.5». Экспорт тракторов с двигателями Tier IIIB также планируется в Болгарию, Литву, Латвию, а в перспективе и в другие страны Европы.

Александр ЦВИРКО:
— Накануне 66-го дня рождения предприятия хочу передать искренние поздравления всем тракторостроителям, и прежде всего ветеранам, которые отдали МТЗ свои лучшие годы и сегодня, находясь на заслуженном отдыхе, с гордостью следят за успехами родного завода. За годы существования МТЗ  появились трудовые династии и сложились добрые традиции. Желаю всем бывшим и настоящим заводчанам здоровья, успехов и реализации намеченных планов, а также чтобы работа на Минском тракторном заводе способствовала повышению их благосостояния и позволяла достойно идти в ногу со временем, чувствуя гордость за свое предприятие и свой коллектив.



Добавить комментарий