Марина Забавскуя: сделав что-то хорошо, нужно понимать: всегда можно сделать лучше

Культура Тракторозаводцы

Я встретила Марину Забавскую на ее рабочем месте – в службе приспособлений и оснастки 3-го механосборочного цеха. После ярких народных костюмов и выразительного сцениче-ского макияжа – именно такой я запомнила эту участницу конкурса «Пой, Беларус!», вокалистку ансамбля «Заводчане», солистку трио «Гармония» и участницу народного русского хора имени А. Никитиной, — видеть ее в рабочей одежде, теплом жилете, тяжелых ботинках, конечно, было непривычно. И я подумала, как много может изменить в жизни человека любимое дело.

У Марины – это интерес к песне. Сегодня ее хобби занимает немалую часть свободного времени, и благодаря ему обычный день может превратиться в праздник, простые слова – в задушевную песню, а озабоченность на лице – в бесхитростную улыбку с озорным прищуром. Именно такую, какую часто можно видеть на лице Марины Забавской, когда она выходит на сцену или говорит о творчестве.

Она родилась и выросла в небольшой деревне Углата, что в Осиповичском районе на Могилевщине. И возможно, вопрос о занятиях музыкой так никогда и не возник бы в ее жизни, если бы не стечение обстоятельств. На прослушивание в музыкальную школу, которая находилась за три километра от Углаты, второклассница Марина пришла за компанию с подружками, что были на год старше. Педагог Татьяна Владимировна Микульчик, услышав девочку, «записала ее на скрипку», как тогда говорили. Родители, которые никогда близко с творчеством в жизни дел не имели, радости по этому поводу не испытали. Марина с улыбкой вспоминает, как отец рассудил тогда: «Ну, что это за инструмент такой, скрипка… Уж лучше аккордеон какой или баян». Однако скрипку девочке купили. И аккордеону место нашлось, целый год Марина занималась на этом инструменте, но очень скоро поняла – не для нее. Со скрипкой было интереснее, но к классу пятому, особенно, когда после занятий в школе нужно было бежать в «музыкалку», а одноклассники могли погулять на улице, и она стала тяготить юного музыканта. Тем не менее Марина не просто окончила музыкальную школу, но и всерьез собиралась поступать в Могилевский колледж искусств. Однако буквально в последний год испугалась и передумала.

Она отучилась в ПТУ на повара, совсем немного отработала в Могилеве по специальности, а в 2005-м приехала в столицу и устроилась на МТЗ. Признается, что крупное производство, цех, большие стан-ки поначалу очень ее пугали.

Постепенно Марина привыкла ко всему, и работа стала получаться. А однажды председатель профкома цеха Иван Еркович предложил ей попробовать свои силы в хоре МСЦ-3 «Радуга». В разные годы в коллективе были разные руководители, цеховое начальство очень поддерживало свою самодеятельность. Артисты собирались два раза в неделю, выступали с коллективными и сольными номерами в своем актовом зале, в других цехах, выезжали в «Рудню», «Гайну». Годы подряд «Радуга» принимала участие в конкурсе «Пой, Беларус!», потом многие его артистки ушли на заслуженный отдых, кто-то перевелся в другое подразделение, у кого-то возникли свои заботы, обстоятельства и… коллектив перестал существовать.

Петь Марине хотелось, а еще больше хотелось расти над собой, слушать замечания о своих ошибках и, исправляя их, делать свой вокал лучше, чище и интереснее. В конце 2015-го Марина решила «попробоваться» в недавно созданный в основном из работников главной бухгалтерии коллектив «Заводчане» и осталась в нем. Уже в феврале 2016-го Забавская с этим коллективом пела на «Пой, Беларус!» песню «Мы – беларусы», и тогда ансамбль занял первое место. Тогда же Октябрина Сулим, которая возглавила работу в коллективе, предложила Марине стать частью вокального трио, которое она собирала с Натальей Рашевской – также неизменной участницей и лауреатом заводского смотра-конкурса в народной номинации. Так возникла «Гармония», которую сегодня часто можно услышать на заводских мероприятиях, концертах во Дворце культуры, на районных и городских мероприятиях.

Трио «Гармония».

В апреле того же года Марина пришла и в народный русский хор имени А. Никитиной. После прослушивания его руководитель Инна Борисова отметила, что голос у соискательницы есть, а вот научить им правильно пользоваться – большая работа, которая еще впереди. Так Марина Забавская стала заниматься народным вокалом сразу в трех коллективах. Но при всей нагрузке ни разу не пожалела об этом.

Выступить в конкурсе «Пой, Беларус!» сольно Марину сагитировала Наталья Рашевская, «просто заставила», шутит Забавская, подать заявку и показать свои умения. Любую песню, уверена моя собеседница, нужно пропустить через себя, только тогда она заиграет, за-звучит. Свою «Чарівну скріпку» («Села птаха…») она готовила очень непросто. За полгода до конкурса ушел из жизни отец Марины, свое исполнение она решила посвятить ему. Справиться с волнением и не расплакаться у микрофона оказалось самым сложным, но у нее все получилось, это выступление жюри тогда оценило выше всех остальных! В следующем году ее «Ой, на Ивана Купалу…» не заняло никакого места, но расстроиться Марине и в голову не пришло. «Это конкурс, – говорит она. – И если кто-то споет лучше, я сумею от души порадоваться, сумею проанализировать, что не так было у меня, сделать правильные выводы и двигаться дальше. Не говорите, что у меня было хорошо. Скажите, что нужно исправить».

Хорошая песня, правильная тональность, чистота исполнения очень важны, но характер произведения, который заставляет номер играть красками, – важен не меньше. А умение его показать – едва ли не половина успеха в восприятии сцениче-ского номера, и это артист должен всегда чувствовать. В нынешнем году мы видели Забавскую в образе украинки с песней «Мамина калина». Ее вы-ступление понравилось профессиональным судьям, которые присудили конкурсантке второе место. Она очень благодарна своим коллегам по творческому цеху Октябрине Сулим и Наталье Рашевской, которые всегда готовы помочь и дать нужный совет, признательна всем, кто следит за ходом конкурса, бывшим работникам цеха, которые ждут его и всегда приходят поболеть. Конкурс – это огромный труд и самоотдача, без которых ничего не получится, но и еще и лотерея, где доля везения при стечении обстоятельств очень велика. Поэтому, уверена Марина Забавская, важно выходить на сцену, думая о своей песне, о ее характере, о зрителях, а остальное – не так важно. Артист имеет право на плохое настроение, но со сцены его видно не должно быть. Зритель, уверена Марина, не должен жалеть исполнителя!

Конкурс «Пой, Беларус!» – это всегда волнующее событие. Как все пройдет, как сложится, получится?.. Тем более что проходит он в самую вирусную пору года, и сняться с участия по причине болезни, охрипшего голоса можно в два счета: так было не раз и не с одним участником. Но уж если идешь, нужно собраться и бороться до конца. В этом году, признается Забавская, выходила на сцену немного охрипшая. По этой причине сняла свою кандидатуру с участия в эстрадной номинации. Но через год планирует попробовать в ней свои силы снова. Огромное уважение вызывают у Марины те конкурсанты, которые каждый год привносят в конкурс что-то новое, удивляют и жюри, и зрителей, и других участников, растут над собой и добиваются хороших результатов, независимо от того, достойно ли это будет официальной награды или нет!

Не быть одинаковой, менять качество исполняемых песен в лучшую сторону, расширять границы возможностей, повышать свой уровень – Марина считает это главным для себя как для исполнительницы. Возвращаясь к самому началу, скажем, что и сегодня она хранит скрипку, на которой когда-то играла. Однажды пробовала использовать ее в одном из номеров ансамбля «Радуги» – и очень удачно. Возможно, идее добавить в вокальное выступление яркий инструментальный штрих еще суждено будет воплотиться.

В любом случае желание не сидеть сложа руки, развиваться творчески и радовать своего слушателя – самое важно для любого артиста.

Двигайтесь вперед, наши дорогие таланты! Пробуйте, придумывайте, создавайте новое, не останавливайтесь на достигнутом и помните – нам важно то, что вы делаете, важны ваши успехи!

Анна КОРЯКОВА.
Фото Евгении ЕЛИНСКОЙ
и из архива
Марины ЗАБАВСКОЙ.



Добавить комментарий