Куда держит путь белорусское велодвижение?

Социум Тема дня

С каждым годом в Беларуси все лояльнее относятся к велосипедистам. Конечно, до Западной Европы, где велосипед является полноценным участником дорожного движения, нам еще далеко, но все равно прогресс налицо. На улицах населенных пунктов все больше велодорожек, парковочных мест для двухколесных транспортных средств, пунктов проката и ремонта данной техники. Сейчас стоит задача развивать данную инфраструктуру комплексно, параллельно принимая дополнительные меры для обеспечения безопасности велосипедистов. В январе нынешнего года в Беларуси даже была принята Концепция развития велосипедного движения. О том, что делается для ее реализации, а также о проблемах, связанных с этим, и планах на будущее недавно рассказали эксперты.

Аварий все меньше
Велосипед — не мотоцикл, большую скорость он развить не в состоянии. Однако обладатели двухколесных машин с педалями, тем не менее, не так уж и редко становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Отчасти из-за собственной беспечности и незнания ПДД, отчасти из-за действий водителей автотранспорта. Однако число инцидентов с участием велосипедистов сокращается.

— Устойчивая тенденция уменьшения количества ДТП с участием велосипедного транспорта отмечается в Беларуси последние 10 лет, — говорит временно исполняющий обязанности начальника отдела организации дорожного движения и дорожной инспекции Управления ГАИ Министерства внутренних дел Республики Беларусь Александр ХРОМЧЕНКО. — Кроме того, сократилось и число случаев гибели велосипедистов. Приведу такие цифры: если 10 лет назад в год на дорогах погибало около 150—160 таких участников дорожного движения, то в 2017-м — 42 человека, то есть в четыре раза меньше. Это результат тех мер, которые реализованы на улично-дорожной сети.

Тем не менее, по словам специалиста, в стране остается актуальным вопрос повышения безопасности дорожного движения вне населенных пунктов, на республиканских дорогах, где господствуют высокие скорости. Последствия от таких аварий наиболее серьезны. Зачастую ДТП происходят в темное время суток на неосвещенных участках, что говорит о необходимости велосипедистам лучше обозначать себя на проезжей части. ГАИ настоятельно рекомендует применять световозвращающие жилеты и другие световозвращающие элементы.

Заместитель начальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома Андрей ЗЫРЯНОВ считает, что появление выделенной велополосы на проезжей части без предварительных скрупулезных расчетов и всесторонних обсуждений пользы не принесет.

Будут учтены особенности регионов
На последнем заседании республиканской комиссии по безопасности дорожного движения местным органам власти даны поручения разработать планы реализации Концепции развития велосипедного движения с учетом специфики регионов. В них найдут отражение проекты совершенствования инфраструктуры, направления профилактической работы и меры популяризации велосипедного транспорта. Кроме того, в стране готовятся изменения законодательной базы для реализации Концепции развития велосипедного движения, в частности, разрабатываются нормативы качества проектирования велосипедной инфраструктуры.

— Хочу напомнить, что Концепция развития велосипедного движения определяет цели, основные направления и государственную политику в этой сфере, — говорит начальник главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Александр ГОЛОВНЕВ. — Ее положения сводятся к тому, что белорусы в итоге станут гораздо чаще использовать велосипеды для поездок в различных целях. Предполагается, что доля использования этого транспорта к 2030 году в городах с численностью населения 50 тысяч человек и более должна вырасти до 8—10 процентов, с меньшей численностью и в поселках городского типа — до 15—20 процентов, а в агрогородках и сельских населенных пунктах — свыше 40 процентов. Концепция послужит основой для регионов при формировании конкретных планов развития инфраструктуры, обеспечивающей безопасное движение велосипедистов.

Активисты велодвижения, кстати, готовы оказать помощь городам в подготовке таких мероприятий. Наибольшую заинтересованность в этом проявили Брест, Гомель, Орша, Гродно, Волковыск.

— Для этого можно присоединиться к проекту «Городское велодвижение в Беларуси», который финансируется Европейским союзом, — утверждает председатель правления ОО «Минское велосипедное общество» Павел ГОРБУНОВ. — Среди основных направлений, требующих внимания властей, можно назвать повышение безопасности движения за городом: на трассах необходимо создавать выделенные велосипедные дорожки. Важно не упускать такую возможность при реализации проектов, финансируемых Всемирным банком и Европейским банком реконструкции и развития. Цель развития велодвижения — достичь доли использования велосипедного транспорта в 8 процентов, как во многих странах ЕС. В Минске, например, в теплый сезон только чуть более 1 процента горожан ездят на велосипеде. Для сравнения, в Варшаве эта цифра составляет 4 процента, в Берлине — 12—13 процентов.

К слову, в настоящее время в Минске, по приблизительным оценкам, насчитывается 800 тысяч велосипедистов, из них около 115 тысяч пользуются двухколесными средствами передвижения практически ежедневно.

Коль есть транспорт, будут и гаражи
Принятая в Беларуси концепция предусматривает, в частности, более широкое распространение современных конструкций велосипедов, в том числе электрических моделей, совершенствование обслуживания такого вида транспорта, создание автоматизированных систем проката, организацию дополнительной подготовки велосипедистов, развитие дорожной инфраструктуры и другие меры. Кое-что уже делается — лучше всего это видно на примере Минска.

— В нынешнем весенне-летнем сезоне в столице оборудуют свыше 130 велопарковок и 15 велогаражей, — знакомит с планами на ближайшую перспективу начальник управления спорта и туризма Мингорисполкома Сергей ФУРМАНОВ. — Ожидается, что в каждом районе появятся дополнительно по 15 велосипедных парковок. Кроме того, места для велосипедов в мае обустроят у станций метро «Немига» и «Борисовский тракт». Еще одно новшество — создание инфраструктуры для хранения двухколесного транспорта. Такая возможность предоставлена на всех охраняемых автостоянках объединения «Гаражи, автостоянки, парковки». Открыто более 20 велогаражей — в частности, в 2017 году заработал первый всесезонный охраняемый велогараж на 18 мест в Заводском районе близ улицы Ангарская, два велогаража на дворовых территориях в Ленинском районе.

Развивается и общегородская система велопроката. Так, в весенне-летний период данные услуги минчанам и гостям столицы будут оказывать более 40 точек, где представлено около 1000 велосипедов.

— Прокатный фонд ежегодно обновляется, — констатирует Сергей Фурманов. — Стоимость одного часа проката колеблется от 4 до 5 рублей, одних суток — 8—22 рубля. С 14 апреля функционирует нестационарный пункт проката велосипедов на улице Немига, а 21 апреля такой пункт открыт в парке Победы.

Стоит также отметить, что при Мингорисполкоме создан координационный совет по обеспечению системы велодвижения, принят план мероприятий на 2017—2018 годы, который включает 33 пункта. Основными направлениями работы являются адаптация улично-дорожной сети к велосипедному движению, создание велосипедной инфраструктуры, обеспечение безопасности велосипедистов, развитие услуг для участников движения, развитие магистральной велодорожки. Напомним: нынче поклонникам экологически чистого транспорта доступна 27-километровая магистральная велодорожка, две прогулочные велодорожки в парках 900-летия Минска и Лошицком на 4,5 км, 188 км совмещенных пешеходно-велосипедных дорожек.

В 2017 году в Ленинском районе ко Дню города открыта велодорожка от улицы Якубова до Дворца культуры «Лошицкий» с мостом через реку Свислочь протяженностью 1,2 км. В настоящее время строится мост через Свислочь в районе Чижовского водохранилища, который сможет соединить велодвижение двух районов. Длина моста около 50 м, ширина — 4,5 м.

— После завершения работ велодорожка пройдет по набережной Чижовского водохранилища вдоль улицы Корзюки и выйдет к «Чижовка-Арене», — отмечает Сергей Фурманов. — Уже сейчас вдоль нее установлено шесть информационных щитов, оборудовано 11 зон для укрытия от дождя, 67 мест отдыха. Для организации досуга детей и молодежи по проспекту Победителей создана площадка для занятий воркаутом. В весенне-осенний период планируется к открытию около 10 пунктов проката, более 15 точек питания — летние кафе, палатки, павильоны, 4 пункта ремонта велосипедов. Есть новость и для тех, кто передвигается по другим улицам: до конца года планируется провести работы по понижению бордюров на 710 участках.

Выход на проезжую часть Революционным для Минска решением стал пилотный проект по выделению полосы для велосипедистов на проезжей части. Его планируется реализовать в текущем году.

— В данном направлении мы работаем совместно с Минским велосипедным обществом, — говорит заместитель начальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома Андрей ЗЫРЯНОВ. — Это непростой проект, есть много нюансов, которые нужно учесть. Ошибки могут привести к серьезным последствиям. На данном этапе проектировщики дорабатывают замечания, которые высказали сотрудники Госавтоинспекции. Ожидается, что окончательное решение будет принято в ближайшее время, и в летний период начнутся конкретные шаги по реализации проекта. Выделенная полоса для велосипедистов должна появиться по улице Веры Хоружей на участке от проспекта Независимости до улицы Куйбышева.

По словам представителя ГАИ, это непростой участок с точки зрения организации безопасности дорожного движения. Но он нужен, чтобы связать проспект Независимости с интенсивным велосипедным движением в другой части города.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий