Кто обеспечит безопасность учащихся?

Социум Тема дня

Обеспечение безопасности детей и педагогов в школах, гимназиях, детских садах, колледжах — задача, продиктованная самой жизнью. К сожалению, полностью обезопасить себя от людей с нестабильной психикой, в том числе и учащихся, невозможно. Но постараться сделать все, чтобы беда внезапно не пришла как извне, так и из-за проблем внутри учреждений образования, можно. И нужно. Об этом говорили участники «круглого стола», прошедшего недавно в стенах БелТА. Приводим самые интересные, на наш взгляд, новости и мнения, прозвучавшие в процессе этого обсуждения.

Школа — не арсенал
Вопросы обеспечения безопасных условий пребывания детей в учреждениях образования приоритетны у государственных структур, общественных организаций и простых граждан, утверждают в  профильном министерстве. Там убеждены, что только консолидация усилий со стороны институтов гражданского общества и органов государственной власти, выработка единого подхода гарантируют безопасность наших детей.

— С 2018 года во всех регионах страны обеспечено выполнение комплекса мер по поддержанию дисциплины и правопорядка в учреждениях образования, профилактике противоправного поведения, — говорит начальник главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Республики Беларусь Эдуард ТОМИЛЬЧИК. — Организовано взаимодействие всех заинтересованных — Министерства образования, МВД, МЧС.

Приведу примеры. В Витебской области для оперативного информирования администраций учреждений образования о противоправном поведении учащихся разработан алгоритм совместных мер по профилактике таких фактов. Этот алгоритм направлен для реализации в территориальные органы внутренних дел и управления образования. Комитетом по образованию Мингорисполкома совместно с ГУВД разработан комплекс мер общей и индивидуальной профилактики правонарушений среди учащихся профессионально-технических и средних специальных учебных заведений столицы на 2018/2019 учебный год, предусматривающий ряд мероприятий по предупреждению любых форм насилия в отношении обучающихся.

Один из важных вопросов — обеспечение эффективной пропускной системы, чтобы на территории учреждений образования не оказывались посторонние лица, опасные предметы и вещества. Данная работа выполняется в дневное время силами работников учреждений образования, в обязанности которых входит обеспечение охраны, дежурными администраторами, педагогами, в ночное время — работниками охраны учреждений образования.

— Во многих учреждениях образования сегодня установлены тревожные кнопки, но в этом направлении еще предстоит работать, — считает Эдуард Томильчик. — Последовательно оснащаются объекты и системами видеонаблюдения. Во всех организован контроль доступа в учреждение, автоматическими системами контроля доступа оснащено порядка 20 процентов учреждений, расположенных в городах. А для дальнейшей работы издан приказ от 11 марта 2019 года № 156 «Об утверждении примерной инструкции об организации пропускного режима в учреждениях общего среднего образования». Утвержден перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию обучающимися в период пребывания в учреждении образования. Этим же приказом главным управлениям по образованию облисполкомов, комитету по образованию Мингорисполкома поручено внести в правила внутреннего распорядка для учащихся пункт об ограничении использования ими мобильной связи во время образовательного процесса. Предлагается оснастить учебные кабинеты приспособлениями с ячейками для временного хранения средств мобильной связи во время урока. Кроме того, дополнительно с Минфином и Минтруда и соцзащиты прорабатываются вопросы о введении в штат учреждений общего среднего образования штатной численности охранников — дополнительно к сторожам, а также о введении должности заместителя директора по безопасности. Этот вопрос может быть решен уже к новому учебному году.

По словам начальника главного управления воспитательной работы и молодежной политики Минобразования Беларуси Эдуарда ТОМИЛЬЧИКА, в целях ознакомления школьников с основами психологических знаний в учебный предмет «Обществоведение», в программы факультативных занятий «Человек и общество», «Мир человека» включены соответствующие разделы, формирующие знания психологической направленности. Кроме того, к началу 2019/2020 учебного года будут разработаны программы факультативных занятий «Основы психологии».

Тревожная кнопка — не панацея
Одна из возможных мер обеспечения спокойствия на объектах системы образования — заключение договоров с подразделениями Департамента охраны МВД. Насколько это эффективно и кто подобными услугами пользуется?

— Мы проводим активную политику внедрения систем безопасности и установки оборудования по контролю доступа в учреждения и систем видеонаблюдения, — отмечает заместитель начальника Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь — начальник управления средств и систем охраны, полковник милиции Олег ШАБЛЫКО. — Но массовой является установка кнопки тревожной сигнализации. Надо понимать, что она не является панацеей от всех бед. Просто позволяет в кратчайшие сроки вызвать наряд группы задержания, который разберется в ситуации. Не нужно звонить по номеру 102 и разъяснять суть происшествия.

По словам специалиста, в Беларуси 6430 учреждений образования всех ступеней, из них 3894 находятся в зоне реагирования Департамента охраны.

В 3128 учреждениях уже установлены кнопки тревожной сигнализации, из них 63 находятся под физической охраной.

— Надо понимать, что Департамент охраны оказывает свои услуги на основе договорных отношений, — продолжает Олег Шаблыко. — Да, мы берем на себя часть расходов, которые связаны с проведением монтажных и пусконаладочных работ. Но технические средства охраны приобретает учреждение образования. В случае необходимости физической охраны работнику Департамента нужно выплачивать зарплату, поэтому и заключаются соответствующие договоры. Возможно, небольшое количество договоров на выставление физической охраны связано с оплатой услуг, хотя физическая охрана является более эффективной.

Что касается общего среднего образования, то, по данным профильного министерства, из 2813 учреждений приблизительно в половине есть технические условия для оснащения их кнопками тревожной сигнализации. Если конкретно, это 1482 учреждения (52,7 процента), из которых порядка 70 процентов уже позаботились о такой мере защиты.

— Работа продолжается, местными органами власти до начала следующего учебного года запланировано стопроцентное оснащение тех учреждений образования, которые расположены в зоне реагирования, то есть там, где есть технические условия, — замечает главный специалист управления общего среднего образования Министерства образования Республики Беларусь Александра АЛЕКСЕЕВА. — Нет технических условий — это когда наряд Департамента охраны не способен приехать в кратчайшие сроки в учреждение просто потому, что его нет физически в этой зоне реагирования. Что до остальных почти 3000 учебных заведений, то мы готовы установить аналогичные технические средства охраны и вывести сигнал тревоги уже на территориальный отдел милиции.

Александра Алексеева добавляет: не проблема установить и системы видеонаблюдения, контроля доступа — они локальные. Автоматический контроль основан на получении сигналов и видеокадров, которые аккумулируются в этом же учреждении образования. Но все это требует дополнительного финансирования. И должно быть профессионально подготовленное должностное лицо, которое будет анализировать видеосообщения, принимать соответствующие решения, имея на то полномочия.

Знание психологии — это большой плюс
Немаловажную роль в обеспечении безопасной среды имеют внутренняя дисциплина и порядок в учреждениях образования, профилактика конфликтов и правонарушений, психолого-педагогическая работа со школьниками и родителями, поддержка и помощь в кризисных ситуациях.

— Конечно, Министерство образования принимает меры по поддержанию в учреждениях образования благоприятного психологического климата, — уверяет Эдуард Томильчик. — С этой целью обеспечивается повышение профессионального уровня подготовки специалистов психологического профиля.

Обновляется содержание учебных планов и программ по специальностям высшего образования психологической направленности. Расширен перечень учебных дисциплин аналогичной тематики в учебных планах подготовки учителей-предметников. Рассматривается возможность расширения подготовки специалистов, которые при выпуске получат двойную квалификацию «Педагог социальный. Педагог-психолог». Также прорабатывается возможность проведения на базе организаций здравоохранения практических занятий для студентов, изучающих клиническую психологию. Принимаются и другие меры.

Следует отметить, что с 2005 года во всех учреждениях образования созданы социально-педагогические и психологические службы. Главной их целью является оказание психологической помощи всем участникам образовательного процесса — детям, педагогам и родителям или законным представителям несовершеннолетних.

— В стране создано 138 социально-педагогических центров, куда педагоги, школьники и родители могут обращаться за помощью и консультацией в трудных ситуациях, — констатирует консультант управления социальной, воспитательной и идеологической работы главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Республики Беларусь Алеся БЕРЕСНЕВА. — Только в 2018 году в социально-педагогические центры обратилось более 78 тысяч несовершеннолетних за различными видами психологических услуг — это диагностика, коррекция, просвещение, профилактика.

Также специалисты районных социально-педагогических центров выезжают в учреждения образования с целью оказания помощи педагогам-психологам, социальным педагогам на местах, для организации мероприятий с несовершеннолетними и их законными представителями и педагогами.

Как выбрать верный алгоритм действий?

В 2018 году Министерством образования совместно с Министерством внутренних дел был разработан алгоритм информирования учреждениями образования о фактах насилия, выявленных в отношении несовершеннолетних. Сегодня он успешно функционирует. На руководителей учреждений образования возложена персональная ответственность за информирование органов внутренних дел и законных представителей детей о выявленных фактах насилия. Это позволяет на ранней стадии оказывать помощь как несовершеннолетним в защите их прав, так и их законным представителям, если выявлены факты насилия в семейном окружении.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий