Кто на свете всех умнее?

Социум Тема дня

На протяжении многих десятилетий уровень знаний школьников у нас оценивали по результатам в четверти и учебном году, по правильности написания контрольных работ и диктантов, а в итоге — по отметкам в аттестатах. В суверенной Беларуси к этим оценочным элементам добавилось централизованное тестирование. Впрочем, к объективности подобной системы всегда были вопросы, ибо одними баллами уровень развития молодых людей не измерить. Важно, например, и то, как подрастающее поколение умеет применять полученные знания на практике, а также способность анализировать информацию. Ни один классный журнал в полной мере не отразит эти моменты. И вот в прошлом году Беларусь впервые приняла участие в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA) — тесте, оценивающем грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. С результатами исследования на днях познакомили специалисты.

Дотянуться до Сингапура
Для начала разберемся, что же такое PISA. Этот тест проходит раз в три года среди подростков в возрасте 15 лет. Исследование является мониторинговым. Оно позволяет выявить изменения, происходящие в системах образования разных стран, и оценить эффективность стратегических решений в области образования.

Наши школьники приняли участие в тестировании прошлогодней весной — с 4 апреля по 25 мая. Годом ранее проходило пробное тестирование. В нем приняли участие 66 учреждений образования. В ходе пробного этапа исследования было проведено тестирование компьютерной техники, осуществлена апробация заданий, представленных международными организаторами, и подготовка ответственных лиц для проведения основного исследования. Пробный этап показал, что технически и организационно Республика Беларусь готова к проведению основного этапа тестирования PISA.

Мониторинговое исследование качества общего образования должно было ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т. е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» Оценивались знания около 6000 учащихся — языковая и компьютерная грамотность, знание естественных наук. Как мы видим, на проверку ушел почти год.

По словам директора Республиканского института контроля знаний Юрия МИКСЮКА, разрыв в продемонстрированных на PISA знаниях между учениками средних школ и гимназий не критичный.

И что в результате?
— Все школы, все учреждения общего среднего образования, которые участвовали в исследованиях PISA, показали хорошие результаты, — констатирует директор Республиканского института контроля знаний Юрий МИКСЮК. — Есть и у нас лидеры — лицеи, гимназии, которые показали результат на уровне общемировых лидеров — участников PISA, а это Китай, Сингапур, Япония и Финляндия. Но при этом нужно понимать, что условия в нашей стране и, например, в Сингапуре или в урбанизированных территориях Китая существенно различаются.
По словам руководителя РИКЗ, всего в исследовании PISA участвовало 236 учреждений образования Беларуси: 27 гимназий и 6 лицеев. Их выборка осуществлялась случайным образом независимой организацией из США «Westat». Материалы теста были подготовлены на русском и белорусском языках. Сессия тестирования состояла из когнитивного теста, на выполнение которого отводилось два часа, и опросника — на его заполнение давали 35 минут. Контроль за проведением тестирования осуществлялся национальными и международными наблюдателями.

Дети — продолжение родителей
Прошлогоднее тестирование охватывало три основных направления: читательскую, математическую и естественно-научную грамотность, однако приоритетной в исследовании PISA-2018 стала проверка читательской грамотности.

При данной проверке оценивалась способность учащихся понимать, оценивать и использовать тексты, осмысливать их и быть вовлеченными в процесс чтения для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей. В итоге ребята набрали 474 балла (что соответствует 35-36-й позициям в мировом рейтинге), опередив школьников Израиля, Турции, Словакии, Греции, Украины, Казахстана, Молдовы. Также результаты белорусских школьников статистически значимо не отличаются от результатов представителей Италии, Венгрии, Литвы и всего на 5 баллов (по 1000-балльной шкале измерения) ниже показателей участников из России.

Исследование показало, что чем выше уровень образования родителей, тем выше результат оценки читательской грамотности их детей. Хорошие результаты демонстрируют ребята, посещавшие дошкольные учреждения образования с 2-3 лет, а также начавшие обучение в 1-м классе в 5-6 лет. Как и в большинстве стран мира, в Беларуси девушки демонстрируют более высокие показатели при работе с текстом (при нахождении информации, понимании ее смысла, оценке и осмыслении), чем юноши.

Исследование математической грамотности предполагало изучение способностей школьников к математическим рассуждениям, а также к формулировке, использованию, интерпретации математических знаний при решении задач.

— Учащиеся Беларуси достаточно успешно справились с большей частью задач этого направления, набрав 472 балла, — констатирует заместитель министра образования Республики Беларусь Александр КАДЛУБАЙ. — Это 38-я позиция в мировом рейтинге, выше, чем Хорватия, Израиль, Украина, Румыния, Молдова, Казахстан, Болгария. С учетом статистической погрешности результат нашей страны статистически сопоставим с результатами США и незначительно отличается от Испании, Венгрии, Литвы.

По словам представителя министерства, изучение математической грамотности в Беларуси показало, что на его результаты влияет желание школьников получить высшее образование. Также одним из положительных факторов является наличие у них дома хорошей библиотеки. В этой области белорусские юноши показывают более высокие результаты, чем девушки.

Задания из области проверки естественно-научной грамотности были направлены на изучение способности учащихся ориентироваться в вопросах, связанных с естественными науками, а также на готовность воспринимать новейшие научные достижения и использовать их для созидательной деятельности. Учащиеся Беларуси в этой области набрали 471 балл (37-я позиция мирового рейтинга), демонстрируя более высокий уровень знаний, чем у сверстников из Италии, Турции, Украины, Казахстана, Болгарии.

С учетом статистической погрешности результаты белорусских учащихся незначительно отличаются от представителей России, Хорватии, Исландии, Люксембурга.

Уроки на будущее
В Министерстве образования в целом положительно оценивают результаты, которых удалось достичь белорусским школьникам.

— Можно предположить — и опыт Российской Федерации об этом свидетельствует, — что в последующем при участии в исследовании PISA-2021, с учетом продуманных, взвешенных и выверенных мероприятий по развитию системы общего среднего образования и повышению его качества, мы сможем добиться роста результатов в Беларуси по всем направлениям, — полагает Александр Кадлубай. — Тем не менее, в Министерстве образования не считают ключевой работу лишь по развитию и росту направлений исследований PISA. Перед нами стоит и множество других задач. Но так как PISA является элементом узнаваемости национальной системы в мировом рейтинге, мы считаем, что над этим также необходимо работать.

По словам замминистра, в нашей стране сейчас пристальное внимание уделяется внедрению в образовательный процесс компетентностного подхода. Его суть заключается не только в усвоении знаний, но и в формировании навыков их применения на практике. Ожидается, что эта тенденция будет отражена и в обновленном Кодексе об образовании.

В свою очередь, в Республиканском институте контроля знаний отмечают, что опыт участия белорусских учреждений образования в исследовании PISA будет применяться в будущем при составлении заданий, направленных на определение уровня подготовки белорусских школьников.

— Такого рода задания, которые мы называем зашумленными, с избытком информации, должны быть знакомы белорусским учащимся, к ним они должны быть готовы, — считает Юрий Миксюк. — Исследование поможет нам очень точно находить болевые моменты в подготовке и обучении и их решать.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий