Каждый человек — это в чем-то пример твоего совершенствования

Тракторозаводцы

Уверена, не ошибусь, сказав, что каждый тракторостроитель с благодарностью вспоминает своего первого производственного наставника, ибо именно наставничество — один из важнейших и успешных методов, способствующих развитию профессионала, раскрытию у нового сотрудника трудового потенциала. Благодаря тому, что обучение проходит прямо на рабочем месте, под руководством опытного специалиста, опирается на реальные ситуации и проблемы, наставник своими советами и подсказками помогает влиться в коллектив, освоить методы работы, традиции и корпоративную культуру.

Все годы существования нашего предприятия опытные сотрудники брали и берут новичков под свою опеку и помогают адаптироваться в коллективе. Как это выглядит сегодня, мы покажем на примере сотрудников бюро муфт сцепления и коробок передач управления конструкторско-экспериментальных работ № 1 — ведущего инженера-конструктора Вячеслава Меженя и его подопечного, инженера-конструктора без категории Владимира Грузда. Оба они закончили автотракторный факультет Белорусского национального технического университета по специальности «Тракторостроение», только Вячеслав — в 2011 году, а Владимир — в 2019-м, оба по распределению пришли в это бюро.

— Летом 2011 года из нашей группы на Минский тракторный распределились сразу восемь человек, — рассказал Вячеслав Межень. — А в наше бюро я попал один. И тут же меня взял под свое крыло ведущий инженер-конструктор Вадим Рудаковский, который в значительной мере поспособствовал моему становлению как профессионала и личностному развитию, пониманию того, что в нашей профессии ни в коем случае нельзя останавливаться, нужно все время развиваться. Пристально следил, да и по сей день следит за моим профессиональным ростом и начальник нашего КБ Виктор Мухин.

Дело в том, что у конструктора обязательно должна быть прочная теоретическая база, но без опыта, наработанного по конкретным темам, каждый будет заново изобретать велосипед. Поэтому очень важно получить его от тех, кто не один день занимается теми или иными конкретными разработками. В университете в процессе обучения мы получили немало того, что нам помогает идти вперед: от знания компьютерных программ, которые мы успешно применяем в работе, до ознакомления с конструкцией уже существующих моделей тракторов. Но здесь мы работаем на перспективу, изучаем весь мировой опыт тракторостроения, ищем и находим пути решения поставленных перед нами руководством ОАО «МТЗ» задач. Мы с моим подопечным Владимиром Груздом являем собой группу сцепления, за которой закреплены разработки муфт сцепления для тракторов мощностью от 30 до 350 лошадиных сил, а также корпуса сцепления тракторов серии 500/800/900/1000. У нас постоянно много интересной работы.

Считаю, что лично мне по-настоящему повезло с сильным творческим коллективом, в который я пришел после вуза. Здесь трудятся талантливые, высокопрофессиональные люди, всегда готовые поделиться своим опытом и накопленными знаниями. Мне здесь легко было развиваться, было и есть с кого брать пример — сейчас это уже мои коллеги ведущие инженеры-конструкторы Виктор Сапельников, Вадим Навроцкий, Евгений Хованский и инженер-конструктор 1-й категории Александр Марченко.

Должен сказать, что повезло мне и с учениками. Первым из них был Роман Пчеленцов, он теперь служит в армии.

А второй — мой сегодняшний подопечный Владимир Грузд.

Для меня, как для наставника, важно заинтересовать, увлечь молодого специалиста, чтобы твое дело стало таким же значимым для него, как и для тебя. Очень важно в процессе обучения развить в своем ученике самостоятельность, не брать на себя всю работу, а стараться чаще поручать ему задания, постепенно усложняя их, а затем, проконтролировав их исполнение, указать на огрехи и дать ему возможность понять, что он уже многое может сам. Если человек с интересом относится к выполнению порученного, как это делает Володя, хочется научить, передать свой опыт так, чтобы приобретенные под моим руководством в первые годы работы знания и навыки пригодились ему в дальнейшем профессиональном развитии.

Наставник не только отвечает за планирование и организацию эффективной программы профессионального развития своего ученика, но и берет на себя большую морально-этиче-скую ответственность. От него и от трудового коллектива в немалой степени зависит, останется ли молодой человек в избранной профессии, не разочаруется ли в ней. Молодой специалист, придя на свое первое место работы в определенном сегменте, еще не обладает нужным профессиональным опытом, поэтому наставник должен стать тем человеком, который поможет ему адаптироваться в профессиональной среде. Именно поэтому для наиболее эффективного сотрудничества опытных работников с молодыми не только в нашем бюро, но и во всем управлении конструкторско-экспериментальных работ № 1 выстроена четкая и отлаженная система наставничества.

При этом следует сказать, что наставничество — дело исключительно добровольное. Его польза для молодых сотрудников очевидна, а вот зачем опытным работникам тратить время и силы на новичков?

— Все дело в том, что ты тоже получаешь весомый стимул для дополнительных знаний, — замечает Вячеслав Межень. — Для того, чтобы кого-то учить, нужно иметь на это право, обладать основательными знаниями, в том числе по предмету, о котором идет речь. Нередко вопросы ученика застав-ляют обратиться к теоретиче-ским источникам, чтобы дать верный и актуальный ответ.

К тому же каждый человек — это в чем-то пример для твоего совершенствования. И ты можешь чему-то поучиться и у своего подопечного, несмотря на его профессиональную неопытность. Таким образом, наставничество позволяет повысить мотивацию и профессиональный уровень самого наставника, способствует приобретению новых навыков.

— Здесь реально помогают адаптироваться в коллективе и оказывают своевременную помощь и поддержку в профессиональном развитии, очень внимательно следят за тем, чтобы новые сотрудники органично вливались в рабочий процесс, — подтверждает Владимир Грузд, который трудится в бюро муфт сцепления и коробок передач только девятый месяц. — Уже с третьего курса я проходил практику в УКЭР-1 и УКЭР-2 Минского тракторного завода, потом пожелал сюда распределиться. Потому что понял: здесь творческая товарищеская ат-мосфера, где всегда помогут, подскажут, направят. Мы пришли в это бюро с моим однокурсником Родионом Шумским, которого на днях призвали в армию. Вдвоем нам было легко адаптироваться в этой дружеской обстановке. «В огонь» здесь никто не бросал. Я привыкаю, хожу, смотрю. Мне дают задания, и я пытаюсь их четко выполнять. Вячеслав проверяет их, вместе мы разбираемся с теми недочетами, которые я допустил. В университете нам давали общую теоретическую базу. Здесь же — узкая специализация. Все нужно изучить досконально, детально. Процесс обучения идет спокойно — от общего ознакомления с теми задачами, которые ты будешь решать, до разработки новых конструкторских решений.

Мне с самого начала было все очень интересно, особенно в цехе опытного производства № 1, когда вживую увидел конструкции корпусов и муфт сцепления, а также новые разработки не только специалистов нашего бюро, но и конструкторов других подразделений УКЭР-1. А когда доверили самостоятельно контролировать установку муфты сцепления, когда профессионалы цеха опытного производства № 1 впервые обратились ко мне за уточнениями, пришло понимание того, что ты что-то можешь, что уже полезен в деле. Самое интересное — участвовать в процессе сборки чего-то нового, что в принципе никогда не собиралось. Это очень захватывающий процесс, который сближает всех тех, кто в нем занят.

Сейчас мы с моим наставником заняты муфтами сцепления, работающими в масле, для энергонасыщенных тракторов мощностью 350—450 лошадиных сил и гидромеханическим реверс-редуктором для машин мощностью 80—90 лошадиных сил. Мой требовательный и внимательный наставник всегда рядом со мной, и я благодарен ему за это так же, как и всем сотрудникам нашего бюро, готовым в любую минуту прийти на помощь.

Наталия ХЛЕБУС.
Фото автора.



Добавить комментарий