Какую отметку получат школы по итогам завершившегося учебного года?

Партизанский р-н Тема дня

В белорусских школах завершился очередной учебный год. В эти дни идет выпускная кампания для учащихся 9–11 классов. Девятиклассники сдают три выпускных экзамена, одиннадцатиклассники — четыре. 11 июня они узнают окончательные результаты своего долгого учебного марафона. Для остальных школьников начались каникулы, но педагоги и чиновники не отдыхают — они подводят итоги учебного года и думают, как оптимизировать школьную программу и процесс передачи знаний. Кое-какие подробности и о том, и о другом на днях рассказала начальник управления общего среднего образования Министерства образования Республики Беларусь Светлана УКЛЕЙКО.

Количество девятиклассников будет сокращаться
В учебном году 2015/2016 в Беларуси функционировало более 3000 учреждений общего среднего образования, в которых обучались свыше 950 тысяч человек.
— Для учащихся 1—8 классов учебный год завершился 31 мая, с 1 июня начались каникулы, — говорит Светлана Уклейко. — Учащиеся 10-х классов отправятся на каникулы после того, как пройдут учебно-полевые сборы (юноши) или медпрактику (девушки) в течение пяти дней, предусмотренные типовым учебным планом и учебной программой по предмету «Допризывная медицинская подготовка».

По словам представителя Минобразования, количество выпускников 9-х классов выросло незначительно по сравнению с прошлым учебным годом и составит 90,7 тысячи.
— По предварительным прогнозам, ежегодно до 2019 года включительно будет происходить уменьшение числа учащихся в 9-х классах и составит около 86 тысяч человек, — замечает специалист. — Увеличение числа выпуск-ников 9-го класса ожидается с 2020 года. Что касается выпускников 11-х классов, то их количество в этом году составит 57,4 тысячи.

Профильное обучение получило высокую оценку
В минувшем году белорусские школьники и их родные смогли оценить особенности «осовремененного» профильного образования, позволяющего углубленно изучать те или иные предметы. Оно существует в старших классах и призвано обеспечить уровень знаний, позволяющий без проблем поступить в высшие учебные заведения.
— Год работы в условиях профильного обучения показал, что его введение было правильным решением, — отмечает Светлана Уклейко. — Мы на протяжении учебного года изучали мнения учащихся, родителей, учителей, руководителей учреждений образования. Почти 80 процентов учащихся и 70 процентов родителей удовлетворены условиями организации профильного обучения.

В Минобразования констатируют: в ходе изучения ситуации почти 80 процентов десятиклассников указали, что они правильно выбрали профильные предметы для изучения на повышенном уровне. Также положительно была оценена многовариативность модели реализации профильного обучения. Это позволило организовать такое обучение наиболее подходящим для конкретного учреждения образом.

Одно из главных условий при введении профильного обучения — удовлетворение образовательных запросов учащихся и их законных представителей, уточняет начальник управления общего среднего образования. Поэтому учащиеся при желании могут инициировать изучение того или иного предмета на повышенном уровне, если это на данный момент не предусмотрено.

— Многие учреждения уже провели своеобразное анкетирование, опросы, психологическую диагностику и знают интересы учащихся, какие направления они хотят выбрать, — уверяет Светлана Васильевна. — В то же время нужно учитывать, что выделить на каждого ученика отдельного учителя и учебные часы невозможно, поэтому исходить нужно из наличия в школе квалифицированных кадров и учебно-методической базы.

К слову, для укрепления и обновления учебно-материальной базы кабинетов физики, химии, создания условий для полного и качественного выполнения практической части учебных программ с 2013 года осуществляется централизованное оснащение учебных кабинетов современным оборудованием из средств республиканского бюджета. В 2013—2015 годах поставлено учебное оборудование для 582 учебных кабинетов физики и 35 кабинетов химии. В 2016-м планируется оснастить современным учебным оборудованием 130 кабинетов химии и 30 кабинетов физики.

— Стоит отметить, что в системе школьного образования сохранены сформированные за многие годы подходы к организации работы по выявлению и поддерж-ке талантливых детей и молодежи, — подчеркивает представитель Минобразования. — С 2010 по 2015 год 253 членами национальных команд, учащимися учреждений общего среднего образования на международных предметных олимпиадах завоевано 199 медалей, в том числе 20 золотых, 76 серебряных, 103 бронзовые.

А в книжках что?
К учебному году 2016/2017 в Беларуси планируется издание 78 новых учебников и пособий.

— 40 учебников и учебных пособий, то есть более половины, уже выпущены и отгружены, — рассказывает Светлана Уклейко. — Часть книг, которые будут использоваться в учебном процессе только с января — февраля, поступят в школы осенью. Среди учебников, издаваемых в нынешнем году, будут как подготовленные в рамках новых учебных программ, так и переиздаваемые.

В то же время старые книги предполагается «оживить». Некоторые из них будут доработаны, изменится их художественное оформление. К ним будет сделано электронное приложение с дополнительным материалом.

Помимо этого, продолжится выпуск учебников-навигаторов. Кроме уже увидевшего свет издания по химии для 10-го класса к 1 сентября выйдет пособие по физике. В следующем году будут разработаны учебники-навигаторы по химии для 11-го класса и по предмету «Искусство (отечест-венная и мировая художественная культура)» для 5-го класса.

— К настоящему моменту уже подведены итоги четырех этапов конкурса на создание учебников, по его результатам победителями признаны 37 авторских коллективов, — говорит Светлана Васильевна. — Пока отмечается близкое к оптимальному соотношение науки и практики. Так, каждый пятый в составе авторских коллективов является учителем-практиком.

13 авторских коллективов-победителей — абсолютно новые, в состав еще 9-ти включены новые авторы, в их числе учителя и методисты. Нас это очень радует.
Впрочем, единовременно выпустить новые учебники по всем предметам невозможно. Министерство образования, в частности, ведет работу по созданию таких изданий в соответствии с новыми учебными программами.

Отметки за изучение искусства ставить не будут
Еще одна новость — для тех, чье пребывание в школе еще в самом разгаре. Изучать предмет «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» школьники будут без отметок и домашних заданий.

Для тех, кто не знает, сообщаем: изучение данного предмета было введено в школах с только что завершившегося учебного года. Его содержание основывается на системе знаний, полученных детьми на уроках учебных предметов «Изобразительное искусство», «Музыка», и обеспечивает возможность продолжения изучения художественной культуры на следующих уровнях образования. «Пионерами» в завершившемся сезоне стали пятиклассники. Типовым учебным планом на следующий учебный год предусмотрено дальнейшее изучение данного учебного предмета учащимися 6-х классов.

— В течение года проводилось много встреч, семинаров, специалисты Академии последипломного образования, Национального института образования выезжали в регионы, где общались с учителями. Было принято решение о том, что необходимо внести некоторые изменения в программу, что, кстати, уже сделано. Кроме того, этот предмет будет изучаться без выставления отметок и без домашних заданий. Речь идет как о 5-х, так и о 6-х классах.

В погоне за «золотом»
Напоследок вернемся к выпуск-никам. Ни для кого не секрет, что большинство родителей мечтают о том, чтобы их чадо получило аттестат с медалью. По крайней мере, так было на протяжении ряда десятилетий. Гоняются ли школьники за «золотом» в наши дни?

— За последние десять лет в связи с ужесточением требований к учащимся, претендующим на медали, количество медалистов значительно сократилось, — говорит Светлана Уклейко. — Сегодня их число среди выпускников — 3,4—4,5 процента. А ведь когда вводилось требование о том, что для получения медали нужно иметь свидетельство об общем базовом образовании с отличием, количество медалистов за-шкаливало: временами до 20 процентов выпуска. Но при анализе результатов сдачи вступительных экзаменов в вузы оказывалось, что большая часть медалистов свои аттестаты не подтверждала.

По словам специалиста, в критериях оценки деятельности учреждений общего и среднего образования нет показателя поступления выпускников в вузы. Есть только показатель процента выпускников, которые нигде не учатся и не работают. К счастью, он мизерный, но этого процента не должно быть в принципе, ведь задача школы — сориентировать ученика на продолжение обучения, особенно это касается выпуск-ников 9-х классов, считает представитель Минобразования.

И вообще, по мнению Светланы Васильевны, родители не должны давить на детей по поводу отметок и медалей, поскольку это отражается только на их психике, а не на багаже знаний.

— Мы должны понимать, что пришли в школу за знаниями, а не за медалями, — подчеркивает она. — Да, отметка отражает уровень знаний, и если ученик действительно учился с 1-го по 8-й класс, то он имеет системные знания. И в старших классах случайно низкая оценка, которая испортит аттестат и лишит его возможной медали, не появится.

Труд учителя должен быть безопасным
Под занавес учебного года Беларусь облетела ужасная информация: старшеклассник одной из минских школ ударил педагога ножом в шею. Учитель в больнице, ученик за решеткой. Планируется ли что-либо предпринять, чтобы подобные кошмарные ситуации не повторялись?

— Что касается нашего министерства, то мы планируем во взаимодействии с другими ведомствами, в том числе с МВД, дополнительно проработать меры безопасности, — заявила пресс-секретарь Министерства образования Республики Беларусь Юлия БОРОДУН. — Как только план буден выработан, а я думаю, что это в ближайшее время произойдет, мы обязательно представим его общественности.

Кстати, учительница, пострадавшая на рабочем месте, должна получить компенсацию — так, по крайней мере, говорят в Минобразования. Что касается размера компенсации, то сумма станет известна позже.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий