Как сделать минское метро еще быстрее и безопаснее?

Новости

Работу самого популярного в столице вида общественного транспорта продолжат совершенствовать

Александр НЕСТЕРОВ
Фото автора

Метрополитен для многих тракторозаводцев является ежедневным видом транспорта, с помощью которого они добираются из дома на работу и наоборот. Поэтому неудивительно, что любая новость, связанная с минской подземкой, не может оставить работников МТЗ равнодушными. Корреспондент газеты «Беларус-МТЗ обозрение», конечно же, оказался в числе журналистов, услышавших самую свежую информацию о сегодняшнем дне и перспективах развития самого быстрого и удобного вида городского общественного транспорта. Правда, заметим сразу: речь шла не о строительстве новых станций и линий, а об эксплуатации существующего подземного хозяйства.

Когда введут единый проездной?

Разговоры о разработке и скором внедрении автоматической системы оплаты проезда в общественном транспорте — так называемом едином проездном — ведутся уже не первый год. Может быть, в метро новый вид оплаты появится раньше, чем в автобусах, троллейбусах и трамваях? Увы, придется подождать, пока все транспортники будут готовы к переменам.

— Единый проездной билет разрабатывается совместно с государственным предприятием «Минсктранс», — говорит главный ревизор по безопасности движения КУП «Минский метрополитен» Александр САЛЕЙ. — В настоящее время разрабатывается система единого проездного билета для наземного и подземного транспорта. Идет речь о переходе на бесконтактную или похожую карту, которая будет позволять оплачивать в том числе и проезд в метро. Предполагается, что пополнять ее можно будет различными способами.

Сроки реализации проекта специалист назвать не решился. Также пока не определено, как будет оплачиваться проезд, на какой срок будут выдаваться проездные. Пока рассматриваются варианты оплаты по факту — на 1–2, 5–6 станций и др., а также оплаты за несколько поездок, как в Москве, различные временные сроки действия карт.

Напомним, что внедрение автоматизированной системы оплаты проезда в столице предусмотрено городской программой развития коммунального пассажирского транспорта. Проект реализуется на всех подразделениях предприятия «Минсктранс».

В настоящее время столичная подземка состоит из двух линий, на которых имеется 28 станций. Их общая протяженность — 39 км.

 

Станет ли досмотр личных вещей тотальным?

В настоящее время в минском метрополитене действуют две зоны досмотра багажа и личных вещей пассажиров — на станциях «Октябрьская» и «Петровщина». Данный способ обеспечения безопасности перевозок планируется распространять и дальше. Правда, в ближайшее время на станции «Тракторный завод» подобных зон не будет. А в будущем — кто знает?..

— Зоны досмотра багажа и личных вещей граждан в 2013 году появятся во втором вестибюле станции «Октябрьская» и на станции «Купаловская», — говорит Александр Салей. — Так мы охватим данным способом контроля весь пересадочный узел. Кроме того, увеличен штат работников службы охраны и количество дежурных по приемке и отправке поездов, усовершенствована система видеонаблюдения. В метро установлено около 930 камер, которые позволяют наблюдать за пассажирами от входа на станцию до посадки в поезд. Наконец, недавно системой видеонаблюдения оборудовано семь составов Московской линии.

По словам специалиста, продолжается совершенствование нормативной базы в сфере пассажирских перевозок. В частности, предложения КУП «Минский метрополитен» по досмотру личных вещей пассажиров направлены для подготовки изменений в закон о транспорте. Планируется также пересмотреть правила пользования метро.

Как предупредить падения на рельсы?

Появление пассажиров на рельсах — вечная головная боль работников минской подземки. Увы, это беда для всех метрополитенов, чьи станции не оснащены специальными ограждающими конструкциями. Между тем, работники КУП «Минский метрополитен» отмечают, что падения с платформы бывают как случайные, так и умышленные. Последние происходят чаще.

— Люди сами прыгают — поднять ключи, телефон, — говорит Александр Салей. — Это происходит, несмотря на регулярные объявления по системе оповещения, что нахождение на путях опасно для жизни. Если вы что-то уронили, обратитесь к работнику метрополитена. Наверное, нужна какая-то общественная поддержка, чтобы уменьшить число подобных фактов. Вот, к примеру, не так давно был случай. Баловались дети около края платформы, друг друга толкали, и у одного из них упал на рельсы телефон. Недолго думая, мальчик спрыгнул на пути. Около минуты ушло, пока подбежали работник милиции, работник станции. Детей задержали до прихода родителей.

По словам представителя КУП «Минский метрополитен», бывают случаи, когда предмет невозможно поднять во время движения поездов. Но хозяин вещи оставляет свои контакты, и предмет извлекается ночью. А утром вещь благополучно забирают.

Кто позаботится о машинисте?

Любая чрезвычайная ситуация, вызвавшая нарушение движения графика поездов, — стресс для работников подземки. А когда под колеса поезда бросается человек,  это больше потрясение для машиниста. Может быть, имеет смысл создать психологическую службу по работе со специалистами, невольно страдающими от «прыгунов»?

— К сожалению, отдельной психологической службы по работе с машинистами у нас нет, — говорит Александр Салей. — Но наш работник в случае необходимости может обратиться к психологу в поликлинике. Кроме того, не стоит забывать, что в случае суицида и любого другого нахождения человека на путях машиниста сразу же заменяют резервным специалистом. Состав же отправляется в депо на снятие всех параметров и характеристик.

Кстати, в последнее время в социальных сетях популярна следующая тема: неосмотрительно подобранный цвет «рекламных» поездов скрадывает пространство между платформой и вагоном. Поэтому человек может оступиться либо «на автомате» шагнуть вместо двери в межвагонное пространство. «Раскрашенные» составы в белорусской подземке есть. Как относятся к опасениям пользователей Интернета в КУП «Минский метрополитен»?

— Рекламная раскраска проходит множество согласований в различных службах, в том числе и с точки зрения безопасности, — отмечает Александр Салей. — К сожалению, никто не застрахован от того, что даже в вагоне без рекламы люди и ногой не туда попадали, и нетрезвые падали между вагонами. Такие случаи фиксировались и в Минске.

Почему не всех хулиганов задерживают оперативно?

В течение последних двух месяцев на станциях и в поездах минской подземки произошли две резонансных драки. В начале января подростков, участвовавших в избиении инвалида в вагоне одного из составов, удалось быстро найти благодаря интернет-сообществу: участников и свидетелей инцидента опознали по фотографии. А в феврале на платформе станции метро «Площадь Победы» неизвестный парень набросился с кулаками на молодого человека. Злоумышленник скрылся.

Почему правонарушители ускользают из рук охраны и милиции? Можно ли оперативно поймать хулигана или, скажем, карманного вора?

— Вся информация, помимо поста дежурного по станции, передается в управление внутренних дел по охране Минского метрополитена, поездному диспетчеру, — говорит Александр Салей. — В одних случаях правонарушителей находят быстро, в других — нужно время. Что касается дежурного по станции, то картинка с камер видеонаблюдения поступает в режиме реального времени. Скорость реагирования — это чисто человеческий фактор. У дежурного от 6 до 8 мониторов, на которые выведена информация с 10–12 камер. Человек в течение 12-часовой смены постоянно наблюдает за этими мониторами. Пока сообразит, что видит, пока оценит, что происходит, и вызовет сотрудника милиции, службы охраны или же работника метрополитена, пройдет время.

По словам Александра Салея, в любой момент запись с камер можно сохранить, просмотреть и дать дополнительную информацию службе охраны или милиции.

Специалист также отмечает, что не только охрана должна реагировать на то, что кого-то бьют или покушаются на чье-то имушество, но и пассажиры. К сожалению, в большинстве случаев последние то ли «спят», то ли «слепнут».

Какова реальная стоимость поездки?

Доля льготников в столичном метро составляет сегодня примерно 17 процентов. Несмотря на это, минская подземка является сегодня наиболее окупаемым видом общественного транспорта.

— На рекламе в 2012 году мы заработали около 11 миллиардов рублей, в том числе 1,8 миллиарда — на рекламе на станциях,    9,1 миллиарда — в вагонах, — говорит заместитель начальника КУП «Минский метрополитен» по строительству Александр ТИМОФЕЕВ. — Около трех миллиардов рублей принесла аренда помещений. Однако на «арендные» деньги сегодня сильно рассчитывать не приходится, потому что на новых станциях все торговые зоны уже на этапе строительства приобретаются торговыми организациями, так что даже возведение данных объектов осуществляется уже за счет собственников.

В настоящее время перевозка одного пассажира обходится метрополитену в 3780 рублей. Для сравнения: в наземном транспорте — более 5000 рублей за одну поездку.

Наша справка

Критических перегрузок пока не наблюдается

Многие минчане заметили, что с введением в строй в ноябре 2012 года трех новых станций Московской линии пассажиров в подземке стало гораздо больше. Насколько увеличился пассажиропоток?

— За 2012 год перевезено около 281,4 миллиона пассажиров, — говорит заместитель начальника КУП «Минский метрополитен» по строительству Александр Тимофеев. — На наш вид транспорта пришлось 32,7 процента объема всех городских пассажирских перевозок в столице. В декабре, после открытия новых станций, мы действительно наблюдали неожиданное увеличение количества перевозимых пассажиров. Удельный вес пассажироперевозок метрополитеном в общем объеме перевозок городским транспортом достиг 37 процентов.

Тем не менее, по словам представителей КУП «Минский метрополитен», подземка пока справляется с пассажиропотоком. Во всяком случае, уменьшать интервалы движения (минимальный — в час пик — составляет две минуты на обеих линиях) администрация не собирается.



Добавить комментарий