Как решается проблема с парковками и стоянками в столице

Социум Тема дня

Почти двухмиллионный Минск, несмотря на его обширную транспортную инфраструктуру, все же испытывает определенные транспортные проблемы. Заторы в центре в часы пик при малейшей аварии, недостаточная пропускная способность отдельных улиц, солидное количество транзитного транспорта, конечно же, создают неудобства жителям и гостям белорусской столицы. Еще одна проблема — места для парковки транспорта. Машинами заставлены все дворы многоэтажек, крайние правые полосы многих улиц. Центр Минска в часы пик и вовсе напоминает муравейник, где двигаться на четырех колесах еще можно, а вот остановиться негде. Как решается проблема с парковками и стоянками в столице, на днях рассказал главный инженер государственного объединения «Гаражи, автостоянки и парковки» Петр ПРУДНИКОВ.

Готовьте ваши денежки
Центр Минска не должен превращаться в одну сплошную автостоянку, он должен быть удобен как для автомобилистов, так и для пешеходов, пассажиров общественного транспорта. Да и с экологической точки зрения высокая концентрация выхлопных газов в местах массового сосредоточения людей — это очень плохо. На протяжении ряда лет в столице реализуется проект создания городской системы платных парковок. Его цель — сделать жизнь в городе комфортнее, а транспортную систему — более справедливой и эффективной, организовать парковочное пространство, предоставив простые и удобные средства для оплаты временного «постоя» транспортных средств и поиска свободных мест, а также инфраструктуру для выявления и предупреждения нарушений правил парковки.

Не так давно минские власти озвучили планы на ближайшую перспективу: парковочные места в людных местах в пределах второго городского кольца должны быть платными. Эта идея потихоньку воплощается в жизнь. Совсем недавно, с 1 октября, стала платной стоянка автомобилей на парковках на улице Кирова (обе стороны от Свердлова до Ленина), на Свердлова (обе стороны от Кирова до Ульяновской), на Володарского (обе стороны от Кирова до проспекта Независимости) и на Хмельницкого (обе стороны от Якуба Коласа до проспекта Независимости). До Нового года минчан и гостей столицы ожидают и другие новшества.

— В декабре станут платными до 800 машино-мест, — констатирует Петр Прудников. — В частности, с 3 декабря водителям придется платить за стоянку по улице Коллекторной — обе стороны от улицы Немига до улицы Сухой, по улице Бобруйской — обе стороны от улицы Ульяновской до улицы Свердлова, по улице Академической — обе стороны от проспекта Независимости до улицы Платонова, по улице Сурганова — обе стороны от проспекта Независимости до улицы Платонова, а также по улице Энгельса — от улицы Кирова до Ульяновской. Кроме того, новые зоны платной парковки появятся и с 17 декабря.

По словам специалиста, перед тем, как оборудовать парковку, изучается транспортная нагрузка, безопасность дорожного движения. Иного варианта, видимо, нет: по такому пути идут и другие страны Европы. А что касается оплаты, то в Минске предусмотрены различные варианты: с помощью SMS-сообщения, USSD-запроса, приложения для смартфона и интернет-банкинга, а также через платежный терминал или по карте парковки. Установлены три тарифа: 1, 2 и 5 рублей в час. Дороже всего стоит услуга в районе Верхнего города. Кроме того, предлагаются абонементы на различный период.

— Одна из целей введения платы за парковку — повышение доступности мест притяжения, — замечает Петр Прудников. — Тариф устанавливается такой, чтобы было свободно не менее 10 процентов мест. Например, в Верхнем городе сначала тариф составлял 2 рубля за час, но спрос начал превышать предложение. В результате было принято решение о повышении стоимости до 5 рублей за первый час стоянки, что позволило избежать заторов.

Напомним: тариф оплаты и время действия платной парковки указаны на информационных пунктах в зонах такой парковки. Владелец автомобиля обязан с момента начала стоянки в зоне платного размещения транспортных средств произвести оплату.

По словам главного инженера ГО «Гаражи, автостоянки и парковки» Петра ПРУДНИКОВА, благодаря платным парковкам за 9 месяцев 2018 года в бюджет столицы поступило 2 миллиона рублей.

Контроль за нарушителями должен быть усилен
Платные парковки — это не обычные места для временного хранения транспортных средств (таких по городу хватает), а объекты, оборудованные специальным образом. Всего в Минске насчитывается 49 зон платной парковки на 3,5 тысячи машино-мест, из них 580 находятся на закрытых площадках, около 3000 оборудованы на улично-дорожной сети. На обслуживающем данные объекты предприятии «Парковки столицы» трудятся 45 сотрудников, в том числе 16 инспекторов парковки, которые контролируют оплату.

В месяц в городе проводится около 20 тысяч проверок. Так вот, эти проверки показывают, что многие автомобилисты игнорируют требование оплатить платную парковку. А самое интересное — реальной управы на таких людей пока нет.

— Добровольно оплачивают парковку на машиноместах, где свободный доступ и нет шлагбаума, только 30 процентов автомобилистов, — констатирует Петр Прудников. — У отдельных нарушителей зафиксировано до 82 неоплат.

По словам специалиста, за неоплату в Минске предлагается применять повышенный тариф. В настоящее время в Беларуси рассматривается законопроект, который должен урегулировать вопросы привлечения к ответственности за нарушение соответствующих правил.

— Документ готовится четыре года, пока не принят. Существующая законодательная база не позволяет применять эффективные меры, чтобы принудить автомобилистов оплачивать парковку. В частности, чтобы избежать привлечения нарушителей к административной ответственности, предлагается ввести обязанность водителя, не оплатившего парковку вовремя, внести плату по увеличенному тарифу — как это действует в белорусской системе платных дорог «BelToll».

А вот такой способ борьбы с неплательщиками, как блокировка колес автомобиля, применять не планируется. Несмотря на то, что в 2000-х было закуплено необходимое оборудование. Увы, блокировка колес легковушек не вписывается в существующие нормы законодательства, хотя применять подобные меры в отношении грузового транспорта почему-то можно.

Прорехи на плоскостных стоянках
Если в центре города тенденции развития парковочной сферы вроде бы определены, то со стоянками для долговременного хранения транспортных средств не все ясно. Одно время в столице активно продвигалась идея повсеместного строительства платных многоуровневых паркингов. Наибольшая их концентрация — в районе Комаровского рынка и железнодорожного вокзала. А вот в жилых районах подобные объекты не очень-то прижились. Во-первых, свободных пространств там больше — больше и шансов найти бесплатный клочок земли. А во-вторых, наши автомобилисты весьма экономны, многие из них будут по полчаса кружить по району, но не поедут на платную стоянку.

В первой половине 2018 года в хозяйственном ведении ГО «Гаражи, автостоянки и парковки» числилось 106 охраняемых автостоянок, в том числе 5 — с правом установки металлических гаражей, общей численностью 27278 машино-мест, паркинги в торговом центре «Столица» на 499 машино-мест и по улице Веры Хоружей, 1А, на 67 машино-мест. Как видим, плоскостные стоянки в Минске пока никто ликвидировать не собирается. А вот поднимать цены для пользователей предполагается в самое ближайшее время.

— Планируется, что изменения начнут действовать с 1 ноября, стоимость платы за хранение транспорта на плоскостных автостоянках возрастет с 30 до 34 рублей в месяц, — говорит Петр Прудников. — Что поделаешь, себестоимость услуг растет, хотя в последнее время столичные автовладельцы потихоньку от них отказываются. Так, из 27000 машино-мест сегодня более 7000 свободны.

Впрочем, тем, кто привык к такому способу хранения транспортных средств, беспокоиться нечего: массового сокращения плоскостных объектов не предвидится. Более того, ежегодно в столице вводятся новые места для хранения автомобилей. В частности, с начала года в городе построено еще три объекта. Один из них — на 49 мест в Ленинском районе — уже сдан в эксплуатацию. Две другие площадки должны заработать до конца года в Московском (на пересечении улиц Алибегова и Брыля) и Октябрьском (по улице Жуковского — в районе 38-й городской поликлиники)  районах, они рассчитаны на 130 и 80 мест соответственно. Также в городе строятся многоуровневые и подземные паркинги, гараж-стоянки.

В план на текущий год включено 13 таких объектов более чем на 2870 машино-мест.

Дашь поблажку — конфликты неизбежны

Около двух лет назад в ходе онлайн-конференции главный инженер ГО «Гаражи, автостоянки и парковки» Петр Прудников отметил: в Минске есть территории, которые полностью требуют охвата платными парковками. Наиболее яркий пример — Привокзальная площадь. По ней была разработана специальная проектно-сметная документация, изучены дворовые территории.

— Мы должны четко понимать, что если везде будет платно, а где-то бесплатно, то там, где бесплатно, люди будут парковаться с нарушениями, и, конечно, будет конфликт между жильцами этой территории и теми, кто приезжает сюда, — заявил тогда специалист. — И, как только будут проводиться контрольные мероприятия, компьютер покажет, кто является местным жителем. Все остальные будут являться нарушителями, и к ним будут применяться определенные меры.

И еще: некоторые граждане не понимают, в чем принципиальная разница между стоянками и парковками. Специалист два года назад пояснил: существует Указ от 3 октября 2006 года № 589 «Об упорядочении работы автомобильных стоянок и автомобильных парковок», где четко прописано, что представляет собой каждый из этих двух объектов. Стоянка — это инженерное сооружение, где оказывается услуга по хранению транспортных средств, владелец автостоянки несет полную материальную ответственность за сохранность оставленного там транспортного средства. А парковка — это участок некой территории, как правило, улично-дорожной сети или прилегающей территории, на которой автомобиль паркуется.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий