Как развивается велодвижение? Об этом на примере Минска рассказали специалисты

Социум Тема дня

О перспективах развития велосипедного движения в Беларуси всерьез заговорили, пожалуй, лет десять назад. Тогда предположения о том, что жители страны будут массово пересаживаться из автомобилей и общественного транспорта на двухколесные средства передвижения, у многих порождали скептическую улыбку: мол, кто же добровольно откажется от комфорта? Нынче скептики посрамлены, поскольку велосипедистов на улицах городов и прочих населенных пунктов пруд пруди. Пару лет назад эксперты учреждения «Центр экологических решений», опираясь на результаты социологического исследования, заявляли, что только у минчан имеется около 800 тысяч велосипедов — почти столько же, сколько автомобилей, а велосипедистами считают себя 40 процентов жителей столицы. С тех пор, надо полагать, поклонников экологичного транспорта стало еще больше. Вместе с тем, даже юрким велосипедам нужна инфраструктура — специальные дорожки, парковки, система проката и ремонта. Как велодвижение развивается в комплексе? Об этом на примере Минска недавно рассказали специалисты.

Дорожек будет больше
На протяжении ряда лет гордостью Минска является сквозная велосипедная дорожка протяженностью 27 километров. Она начинается в районе аквапарка на северо-западе города и заканчивается в районе Чижовки на юго-востоке. Кроме этого по-строено еще несколько отрезков для обособленного движения велосипедистов. Протяженность же дорожек, совмещенных с тротуарами, составляет 196 километров. С одной стороны, немало. С другой — отсутствует разветвленная дорожная сеть для массовой «миграции» обладателей двухколесных транспортных средств.

— В октябре власти Минска определятся с концепцией продления и развития магистральной велодорожки — соответствующие работы запланированы на 2020 год, — утешает велофанатов начальник главного управления спорта и туризма Мингорисполкома Михаил ПРОКОПЕНКО. — Мы сейчас обсуждаем вопрос появления новых дорожек, намерены развить и основную. Ее продление позволит повысить качество и комфорт для людей, которые ею будут пользоваться. Пока же перекладывается асфальтное покрытие, понижается бордюрный камень. Очевидно, на каком-то участке дороги будет сделано ответвление, которое объединят с основным маршрутом.
Напомним, в 2011 году в столице была принята концепция обеспечения системы велосипедного движения. Согласно этому документу, развитие системы должно планироваться по назначению велосипедных путей (магистральные городского значения, основные, коммутирующие, туристические маршруты, парковые), а также по техническому решению (обособленная велосипедная дорожка, пешеходно-велосипедная совмещенная дорожка по тротуару, велосипедная полоса на проезжей части).

В Минске должно быть обеспечено создание 500 километров велосипедных путей, в том числе 50 километров магистральных обособленных велодорожек и 450 километров совмещенных пешеходно-велосипедных дорожек. При этом создание путей изначально планировалось осуществлять путем строительства, реконструкции, ремонта улично-дорожной сети, а также строительства отдельных объектов.

Конкуренты автомобилям
К обособленным и совмещенным велодорожкам в столице уже привыкли. А вот проект устройства выделенной полосы для движения безмоторных двухколесных транспортных средств был осуществлен только в нынешнем году. Пилотным участком стала улица Веры Хоружей от площади Якуба Коласа до Комаровского рынка. Разработкой проекта занимались команда Минского велосипедного общества совместно со специалистами НЧУП «Белорусская ассоциация экспертов и сюрвей-еров на транспорте».

— Поскольку раньше подобного в городе не было, сразу же возникло много вопросов, как по ней правильно ездить, — проинформировала представитель ОО «Минское велосипедное общество» Дарья КОСКО. — Мы составили подробную инструкцию, где постарались собрать ответы на все вопросы, и разместили ее на своем сайте.

Итак, нынче на улице Веры Хоружей две велополосы шириной 1,5—1,8 метра, двигаться по каждой из них нужно только в одном направлении — по ходу движения автомобилей. При проезде выездов из двора и «кармана» для маршрутных такси велосипедист имеет преимущество движения перед автотранспортом. На перекрестке с улицей Куйбышева установлены велосветофоры. В этом месте можно проезжать по проезжей части только на зеленый сигнал такого светофора.

Если на велосфетофоре горит красный, нужно обязательно остановиться перед стоп-линией и подождать зеленого. Стоп-линии для велосипедистов вынесены ближе к перекрестку, а зеленый сигнал для них загорается раньше, чем для автомобилей. При этом на протяжении всего времени, пока горит зеленый сигнал велосипедного светофора, для автомобилей, поворачивающих направо, горит красный. При движении по велополосе есть несколько пересечений с пешеходными переходами. Перед ними тоже установлены велосипедные светофоры. Переезжать через переход нужно только на зеленый сигнал, когда движутся автомобили и стоят пешеходы. Для безопасного проезда остановок общественного транспорта необходимо строго следовать разметке. При этом, если автобус или троллейбус находится в кармане и включил левый поворотник для выезда, велосипедист обязан остановиться за ним и дать ему возможность выехать.
Автомобилистам же на улице Веры Хоружей нужно быть особенно внимательными. При повороте на улицу со стороны площади Якуба Коласа следует убедиться в безопасности маневра и, при необходимости, пропустить пешеходов и велосипедистов на наземном переходе.

Движение надлежит продолжить по полосе для автомобилей. Поворачивать также можно только из «своей» полосы, делать это с велополосы запрещено и опасно. Остановка и стоянка транспортных средств на этом отрезке городской уличной сети возможна лишь в специально выделенных для этого местах: это паркинги в ТЦ «Силуэт» и ТЦ «Паркинг». Остановка и стоянка на велополсе запрещена.

И еще. Если на велополосе находится препятствие, велосипедист может объехать его по проезжей части, предназначенной для автомобилей. Автомобилист же должен быть готов к подобному маневру.

— Появление обособленной полосы для движения велосипедистов — это новый этап в развитии данного вида транспорта, — отмечает Михаил Прокопенко. — Напомню, что нынешняя концепция обеспечения велосипедного движения в Минске и соответствующий стратегический план действуют до 2020 года. А вот при составлении новых документов будут учтены итоги экспериментов, проводимых в городе, и общественное мнение. Речь, в частности, идет как раз о ситуации на улице Веры Хоружей. Возможно, на сегодня это не самый совершенный проект. Мы смотрим, как люди комментируют устройство данных велодорожек, и стараемся оперативно реагировать и вносить корректировки. Но в целом этот проект интересен и востребован.

В новом десятилетии в столице также будут продолжены работы по понижению бордюрного камня, чтобы каркасные улицы стали велоартериями Минска.

Издержки проката
Прокат велосипедов в Минске худо-бедно развивался и в прошлые годы. Но в 2019-м произошел настоящий прорыв. Главной летней новостью стало открытие системы бесстанционного байкшеринга «Колобайк». В столицу были доставлены сотни новых велосипедов для круглосуточного проката. Уникальность услуги в том, что прокат работает без стоянок. Воспользоваться предложением очень просто: нужен только смартфон с привязанной банковской картой.

На каждом велосипеде свой QR-код. Его надо отсканировать гаджетом, «умный» замок откроет доступ к технике — можно ехать. Покатался, поставил велосипед на подножку (там, где он никому не мешает), нажал специальный ручничок до щелчка — после этого должно быть два пика. Все, прокат закончен.

В СМИ писали, что проект вполне окупаем. По прогнозам прокатчиков, если один велосипед будет задействован хотя бы два часа в день, то через 21 месяц они выйдут в ноль. Но это в идеале. На практике же «бесхозные» велосипеды для хулиганов — как красная тряпка для быка. Двухколесные машины находили на деревьях, в мусорках, в труднодоступных местах. А в конце июля уголовное дело по статье «Хулиганство» было возбуждено в отношении подростка, который бросил прокатный велосипед в воды Свислочи. Правоохранители нашли виновника через Интернет: в одной из соцсетей было выложено видео, снятое приятелем хулигана. Согласно заявлению, поступившему от компании, занимающейся прокатом велосипедов, стоимость поврежденного имущества составила 728 рублей.

Но есть проблемы и другого рода. Порой велосипеды оставляют в местах, где они мешают движению пешеходов или, например, движению уборочных машин. А дальнейшее развитие велошеринга — прокат электросамокатов — и вовсе внесло определенную сумятицу в городское движение. Нынче на скоростных самокатах рассекают как по тротуарам, так и по проезжей части. Какая уж тут безопасность?

— Конечно, важно, чтобы горожане без проблем могли воспользоваться услугами велопроката, а люди понимали: есть альтернатива передвижению по городу, — прокомментировал ситуацию Михаил Прокопенко. — Вместе с тем, с велошерингом связаны и негативные моменты, которые городские власти не намерены пускать на самотек.

Будем принимать меры, чтобы аккуратно поправлять ситуацию. Работаем в разных направле-ниях для улучшения таких сервисов. Нас не устраивают случаи вандализма или некорректного оставления транспортных средств.

В то же время представитель Мингорисполкома поддерживает инициативу появления городских операторов, которые способны были бы составить достойную конкуренцию частным сервисам. В том числе через организацию фиксированных велопарковок, где бы оставляли велосипеды системы упорядоченного велошеринга.

Транспорт в транспорте

Учитывая стремительное внедрение велосипедов в повседневную жизнь, Министерство антимонопольного регулирования и торговли недавно разъяснило тонкости оплаты провоза двухколесной техники в железнодорожном транспорте. Итак, в соответствии с правилами каждый пассажир имеет право бесплатно провозить с собой на один проездной документ (билет) ручную кладь весом не более 36 кг, размер которой по сумме трех измерений не превышает 200 см. К ручной клади относятся вещи пассажиров, перевозимые ими при себе, независимо от их рода и вида упаковки, в том числе велосипед. Велосипед не выделяется как отдельный род предметов, для него действуют обычные правила перевозки ручной клади. Таким образом, в случае, если вес велосипеда (независимо от вида упаковки) не превышает 36 кг, а размер по сумме трех измерений не превышает 200 см, пассажир имеет право бесплатно провезти его с собой на один проездной документ. В противном случае пассажиру необходимо оплатить провоз велосипеда в размере стоимости полного билета до пункта назначения.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий