Как идет строительство дорог, есть ли предпосылки для изменения скоростного режима?

Социум

Географическое расположение Беларуси подразумевает наличие на территории нашей страны разветвленной сети автомобильных дорог. Которые, между прочим, надо не только поддерживать в надлежащем состоянии, но и адаптировать к современным условиям эксплуатации. В отдельных случаях — строить новые. Реалии таковы: в прошлом году сеть автомобильных дорог общего пользования составляла около 87 тысяч километров, при этом к республиканским автодорогам относилось около 16 тысяч, к местным — более
71 тысячи километров. Как идет строительство и ремонт транспортных артерий, есть ли предпосылки для изменения скоростного режима на автотрассах? На эти и другие вопросы на днях ответили специалисты дорожной отрасли.

Где ждать реконструкции и ремонта?
Среди наиболее важных инфраструктурных проектов в транспортной сфере в прошлом году стали: завершение реконструкции автомобильной дороги Р-80 Слобода — Паперня, моста через реку Мухавец на автомобильной дороге М-1/Е30 и моста через реку Сож на трассе М-8, строительство подъездной автомобильной дороги к мультимодальному промышленно-логистическому комплексу «Болбасово», реконструкция трассы М-6 Минск — Гродно. В сфере государственного дорожного хозяйства в 2020 году должны быть, в частности, завершены проекты по реконструкции участка автомобильной дороги Р-53, трассы М-3 (обход Плещениц) и другие. В озвученных ранее планах — реконструкция и модернизация автодороги М-7/Е28 Минск — Ошмяны — граница Литовской Республики («Каменный Лог»); реконструкция участка автомобильной дороги Р-53 Слобода — Новосады, реконструкция трассы М-3 Минск — Витебск и автодорожных искусственных сооружений, находящихся на основных транспортных магистралях.

— В апреле будет объявлен международный тендер на реконструкцию дороги М-7 Минск — Вильнюс и пункта пропуска «Каменный Лог», — рассказывает начальник главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Александр ГОЛОВНЕВ. — Протяженность этой трассы порядка 90 км, она будет сделана по параметрам второй категории с укрепленными обочинами. Средства на реконструкцию выделил Европейский инвестиционный банк. Работы на объекте начнутся летом, завершить их планируют до мая 2021 года. Также в ближайшее время будет объявлен тендер на ремонт мостов по заключенному кредиту с Европейским банком реконструкции и развития, который выделил 259 миллионов евро на модернизацию в Беларуси 12 мостов и трассы М-3. Ведутся переговоры с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций по реконструкции дороги Р-46 Лепель — Полоцк — граница Российской Федерации. Проект в начальной стадии переговоров. Кредит возможен, определены условия, на которых он может быть выдан. Мы предполагаем к концу года выйти на подписание кредитного соглашения.

Кроме того, по слова специалиста, в 2020 году Беларусь и Польша планируют начать строительство нового моста через реку Западный Буг на погранпереходе Домачево — Словатичи.

Заключено межправительственное соглашение. Проект на 50 процентов финансирует белорусская сторона и на 50 процентов — Польша.
Что касается трассы М-3 Минск — Витебск, то ее преображения автомобилисты и пассажиры ждут не первый год. Между столицей и областными центрами давно проложены современные высокоскоростные трассы, а столица «Славянского базара» пока остается не у дел. (Хотя, с другой стороны, в Витебск примерно за одинаковое время можно доехать двумя путями — через Борисов и через Лепель.) На 2021-й запланирована полная реконструкция «лепельского варианта» от Минска до Плещениц.

— После окончания работ трассе будет присвоена первая категория, — отмечает Александр Головнев. — На первых километрах от столицы дорогу расширят до четырех полос в каждую сторону. Далее ее сузят до трех. За Логойском ширина трассы составит две полосы в каждую сторону.

По словам начальника главного управления автомобильных дорог Минтранса Беларуси Александра ГОЛОВНЕВА, реконструкцию трассы М-7 Минск — Ошмяны — граница Литовской Республики («Каменный Лог») предполагается завершить
к чемпионату мира по хоккею, который пройдет в Беларуси и Литве.

В центре внимания — качество и долговечность
Современный ремонт либо реконструкция дорог в белорусских реалиях осуществляется с учетом транспортных потоков по международным моделям учета интенсивности дорожного движения, что позволяет оценить перспективы строительства. По мнению Минтранса, достаточно точны модели, позволяющие прогнозировать транспортные потоки на ближайшие 15—20 лет.

А что касается технологий, которые сейчас внедряются при строительстве дорог, то они направлены на повышение качества и долговечности покрытия.

— При укладке асфальта мы переходим на применение пе-регружателей, — рассказывает Александр Головнев. — Эта технология позволяет значительно улучшить ровность и равномерность покрытий. В цементобетонных покрытиях это технология так называемого мытого бетона, которая увеличивает сцепные качества покрытий и уменьшает их шумность.

По словам эксперта, еще одно направление, которое развивается, — это сборно-монолитное мосто-строение, когда сама балка пролетного строения сборная, а сверху — монолитная плита.

Такой вариант позволяет получить все преимущества монолитного сооружения и уменьшить стоимость строительства. Объемы ремонта дорог зависят в первую очередь от финансирования. И акцент делается не столько на магистрали, сколько на более мелкие транспортные артерии: курс на возрождение местных дорог был взят в Беларуси пару лет назад. Какой же баланс нынче соблюдается, например, в Минской области?

— В 2019 году было отремонтировано 550 километров дорог местной сети, капитальный ремонт составил 23 километра железобетонного покрытия, — информирует заместитель глав-ного инженера КУП «Минскобл-дорстрой» Сергей МАКАРЕВИЧ. — В 2020 году планируется строительство 18 километров цементобетонного покрытия и осуществление текущего ремонта дорог примерно на 400 километрах.

Специалист также рассказал об экспериментальных наработках:
— Реконструкцию дорог проводим с технологией защиты слоев по способу «сэндвич»: первый слой щебня более высокой фракции, а в последующих она становится все мельче. Срок службы таких конструкций — не меньше 6 лет. Другая технология — стабилизация грунта с использованием битумной эмульсии. Она применяется на дорогах с грунтовым и гравийным покрытием. Толщина слоя порядка 7 сантиметров: фреза перемалывает эмульсию и грунт, после чего они укатываются катками и поверх кладется асфальтобетонное покрытие в 4 сантиметра.

Поспешишь — родных огорчишь
Скоростной режим — одна из вечных тем для обсуждения в околоавтомобильной среде. Не секрет, что качество покрытия на ряде участков автотрасс позволяет разгоняться не только до 100 или 120 километров в час, но и больше. Где разумный предел? И имеет ли смысл на современных шоссе придерживаться «старых добрых» 90 километров в час?

Свежий пример — реконструированная трасса М-6 Минск — Гродно. Напомним, что она на всем протяжении стала дорогой первой категории с двумя полосами движения в каждую сторону. После первых месяцев эксплуатации трассы в новом качестве принято решение увеличить скоростной режим для легковых автомобилей до 120 километров в час. Установка новых знаков началась 2 апреля. Появятся они на участке трассы от 91 до 211 км. В ГАИ настоятельно просят водителей учитывать эту информацию. И помнить, что исходя из складывающейся дорожной обстановки надо выбирать ту скорость, которая сделает поездку безопасной.

А вот предложения водителей по увеличению скоростного режима на Минской кольцевой автодороге — это пока предмет для обсуждений, и не всегда эксперты склоняются в пользу мнения любителей высокой мобильности.

— МКАД — уже скоростная дорога, поскольку движение здесь, в зависимости от полосы, разрешено со скоростью 90 и 100 километров в час, — напоминает Александр Головнев. — Поэтому повышать там скоростные режимы не требуется. В конечном итоге тяжесть последствий, которые мы можем получить, несопоставима с выгодой. По МКАД проезжают в среднем по 10—15 километров, повышение скорости и экономия двух-трех минут — что это может дать пользователям?

Говоря о возможности изменения скоростного режима на участке дороги М-1 Брест — граница Российской Федерации от Кобрина до Бреста, эксперт полагает, что это возможно только после масштабной модернизации.

— Это аварийно опасный участок, бесконечные населенные пункты, пешеходные переходы в одном уровне, — констатирует Александр Головнев. — Вы представляете, что там будет, если просто разрешить увеличение скорости? На итоговой коллегии Минтранса министр озвучил наши перспективы — это дорога М-1 без ограничений, ее масштабная модернизация. На сегодня мы оцениваем ее в 800 миллионов евро. Белорусская сторона пока не готова привлечь кредит на такую сумму. В любом случае участок Кобрин — Брест будет модернизирован в первую очередь. Но стоит отметить, что мы сделали дорогу М-6, и, по оценкам, по дороге М-1 уменьшится транзит, потому что разница в пути между Минском и Варшавой через Брест или Гродно — несколько километров. В перспективе, кстати, Польша построит хорошую дорогу от Белостока до Гродно.

Представитель Минтранса особо подчеркивает, что существенных изменений в скоростном режиме по сравнению с нынешней ситуацией не будет, потому что оптимальные варианты были рассмотрены и реализованы ранее.

— Но на новых и реконструированных трассах будем смотреть и вносить это в проекты, — замечает Александр Головнев. — Мы привлекли международных консультантов ЕБРР — специалистов в области обеспечения безопасности, и они нам готовят стратегию повышения безопасности на всех дорогах. Также в программу входит обучение белорусских специалистов с получением международных сертификатов. У нас таких специалистов не было, это будет большой прогресс, когда они начнут оценивать и проводить экспертизу наших проектов на предмет безопасности дорожного движения.

Ямочность исчезнет к маю

Предприятия дорожного хозяйства Беларуси перед летним сезоном проводят комплекс мероприятий по наведению порядка на дорогах и в полосах отвода. Все работы планируется завершить к началу мая. По информации Минтранса, предписано в первоочередном порядке ликвидировать сезонную ямочность, при этом поручается обеспечить строгое соблюдение технологии и качества работ. Кроме того, дорожникам предстоит ликвидировать места застоя воды на проезжей части и обочинах, очистить дороги от остатков противогололедных материалов, устранить недостатки в установке и внешнем виде дорожных знаков, привести в порядок автопавильоны, автобусные остановки, площадки отдыха, отремонтировать и покрасить барьерные ограждения, восстановить снятые на зимний период сигнальные столбики. Большая работа проводится в полосе отвода по вырубке сухих деревьев и кустарников, по профилированию обочины вдоль республиканских дорог, приведению в порядок территорий производственных баз, строительных городков, площадок для складирования материалов. Контроль за состоянием республиканских автодорог и их подготовкой к летнему сезону, качеством выполняемых работ возложен на РУП «Белдорцентр». Особое внимание уделяется дорогам, находящимся в 50-километровой зоне вокруг Минска.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий