История одного бойкота

Культура

Подготовила 
Анна КОРЯКОВА

14 сентября 1984 года состоялась премьера фильма, разделившего наше общество на два непримиримых лагеря: тех, кто называл его антигуманным, «порочащим образ советского пионера», клеветой на нашу действительность, и тех, кто считал фильм горькой правдой о реальном положении дел и взаимоотношениях в обществе, отравленном десятилетиями тотального вранья и показухи. Современный зритель говорит о фильме как о вполне безобидном и даже беззубом: дескать, посмотрите «Школу» — вот, где жестокость и безнравственность. Режиссер же на вопрос о том, почему после ряда удачных комедий («Семь нянек», «Пропало лето», «Айболит-66», «Внимание, черепаха!», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса») взялся за социальную драму, отвечал, что изменился конфликт между ничтожеством и личностью, превратившись из комического в трагический. Если в обществе главенствует правота обывателя над правотой личности, «старомодные» понятия о долге, чести и совести не просто высмеиваются, но подвергаются травле, а их носитель становится изгоем — это уже не смешно, и не говорить об этом нельзя.

В нынешнем году фильму Ролана Быкова «Чучело» исполняется 30 лет.

Жена режиссера Елена Санаева вспоминает, что дала почитать Быкову повесть Владимира Железникова на ночь. Утром, найдя мужа под большим впечатлением от прочитанного, только и спросила: «Будешь ставить?». И получила ответ: «Иначе нельзя».

Картина стала очередной страницей в творческой биографии большого художника после восьми лет перерыва. Вопросы о «неблагонадежности» Ролана Антоновича возникли еще после выхода на экраны замечательного фильма «Внимание, черепаха!» (1970). Помните, дети спасают черепашку, потерявшуюся в районе танковых учений. Высокое начальство увидело в этом намек на ввод Советских войск в Чехословакию: а что, «черепаха» и «Чехословакия» на одну букву начинаются! Издевательство над движением красных следопытов усмотрели в картине «Телеграмма» (1971). И только вопрос о причине творческого простоя, заданный в райкоме партии при получении разрешения на выезд за границу (Быков на него, полушутя, полусерьезно, ответил, что его лишают конституционного права на труд), помог режиссеру начать работу над «Чучелом».

Ролан Быков имел уже большой опыт работы с детьми на съемочной площадке, но новый проект был чем-то особенным. И дело не в том, что в своей судьбе он видел параллели с событиями жизни Лены Бессольцевой, а в том, что точно знал, что хочет сказать этой картиной зрителю и какой вывод сделать.

17 тысяч (!) фото- и кинопроб было сделано, а главной героини все не было. Вся Москва мечтала попасть к Быкову на новый фильм, среди претендентов — Филипп Янковский, Мария Миронова, Яна Поплавская, Алексей Фомкин (позже он сыграет Колю Герасимова в фильме «Гостья из будущего») и даже Кристина Орбакайте, которую за руку на киностудию привела бабушка. К слову, Алле Пугачевой повесть понравилась настолько, что она всерьез рассматривала вариант сыграть главную роль, попросив переписать сценарий на себя. Однако все попытки заподозрить Орбакайте в получении роли «по блату» Быков категорически отметал. Знающие его люди утверждали, что это чистая правда: каждый фильм был его детищем, и получить в нем что-либо по протекции, если это не соответствовало режиссерской задумке, было невозможно. Ему нужна была романтичная Лена Бессольцева, героиня-жертва, а Кристина — совсем другая. Быков кричал своим ассистентам: «Посмотрите на ее лицо, ей не жертвой быть, а ротой солдат командовать!». Уже нужная девочка была найдена, как режиссер изменил видение образа главной героини — она будет не жертвой, а сильной личностью, борцом, и так утвердил на роль 11-летнюю Кристину Орбакайте.

На дедушку Лены, старика Бессольцева, сначала был вы-бран известный актер Калининского ТЮЗа  Виталий Григораш. Затем его пробовал сыграть Евгений Евстигнеев, сам Быков, его тесть Всеволод Санаев и только потом — Юрий Никулин.

На протяжении всего хода работы внимание к съемочному процессу было весьма пристальное и даже предвзятое: «не то» и «не так» в ней было буквально во всем. Еще до начала работы Ролану Быкову пришлось отстаивать ведущих персонажей — Никулина и Орбакайте, когда ему говорили: «Что это за фильм получится, если в главных ролях будут клоун и дочь эстрадной певицы?».

На роль красавчика Димы Сомова вопреки желанию родителей — актрисы Натальи Кустинской и космонавта Бориса Егорова — Быков взял Митю Егорова: «У него серьезное лицо и капризная губа». Марина Мартанова изначально пробовалась на роль Мироновой (Железной Кнопки), но в итоге сыграла Марину (по фильму ее мама (Светлана Крючкова) работает в парикмахерской), вобрав в себя черты героя Толика Рыжего из книги. В красавице Шмаковой, которая ничего не делает, если ей невыгодно, авторы видели Таню Проценко — Мальвину из «Приключений Буратино», но обстоятельства не позволили девочке участвовать в этом фильме. Ее сыграла Анна Толмачева. «Чучело» стало дебютом и для Павла Санаева, известного теперь сценариста, автора сценариев фильмов «На игре», «Похороните меня под плинтусом». Он сыграл Васильева, единственного одноклассника Лены, не принимающего участие в ее травле. К слову, среди учеников 6-го класса Кристина Орбакайте была самой юной, остальные «ребята из класса» были на несколько лет старше.

Атмосфера на съемках складывалась очень приятная: ребята дружили, проводили много времени вместе; чтобы не отстать в учебе, на съемках в Твери ходили в вечернюю школу. Фильм начали снимать осенью, и для работы было всего 3-4 часа светового дня. Вспоминая о совместной работе над фильмом, выросшие одноклассники говорили, что всегда веселились, шутили, вместе ели мороженое, а по команде режиссера тут же изображали ненависть, дрались, и это было очень необычно.

Смешливую в жизни Бессольцеву приходилось изолировать от остальных ребят, чтобы настроить на соответствующий рабочий лад. А вот с Никулиным у нее с самого начала сложились чудесные, доверительные отношения — по словам актрисы, они просто стали друзьями. И даже в момент, когда половина фильма была отснята и нужно было делать сцены, в которых Лена, доведенная до отчаяния одноклассниками, остригает косы  (Кристина напрочь отказалась бриться наголо, хотя такая договоренность была изначально), помирить режиссера и главную героиню смог именно Юрий Владимирович. Для «заноровившейся» актрисы изготовили сложный парик, на надевание которого уходило несколько часов ежедневно. Непростые отношения девочки-подростка и жесткого, как все талантливые режиссеры, Быкова сегодня Орбакайте вспоминает с улыбкой и благодарностью, ведь слова его, сказанные тогда, стали пророче-скими: «Девочка, пройдет десять лет, и я стану для тебя лучшим воспоминанием детства…».

События в повести разворачиваются «где-то между Калугой и Серпуховом», а значит, могли происходить где угодно. Картину снимали в городах Калинин (теперь Тверь), Торжке, а «школу» и «дом Бессольцевых» воссоздавали в павильонах Мосфильма. В первой же массовой сцене в Твери главная героиня оступилась и сломала руку, но никому не сказала об этом. Обнаружили проблему гораздо позже, выход был — или останавливать работу, или заменить Орбакайте. В результате придумали замаскировать руку Лены Бессольцевой зеленым шарфом, вот почему его потом «много» будет в других эпизодах. Как шутила потом Кристина, любое хорошее дело в ее жизни начинается с неудачи, это стало уже чем-то вроде приметы.

Кроме того, ни-кто не ожидал, что в ноябре в самый разгар съемок на улице пойдет обильный снег. Белую красоту убирали с площадки пожарной машиной, потом сбрасывали целый кузов настоящих зеленых листьев, мешали с ненастоящими, любой ценой сохраняя в кадре раннюю осень.

Желание бдительного начальства закрыть фильм было очевидным. Режиссер не пускал на съемочную площадку никаких журналистов, видя в них вполне реальную угрозу своему детищу. Очевидцы вспоминают, что однажды чуть не разразилась буря, когда к Быкову подошел представитель журнала «Экран». Все уже были готовы к худшей реакции художника, как гость вместо вопросов вдруг сказал: «У нас в классе была такая девочка, ее все колотили за то, что она не боялась говорить правду…».

В апреле 1983-го состоялся первый худсовет, практически разгромивший фильм, поставивший перед создателями «правильный» вопрос «А где гуманизм?». Тогда у Быкова случился инфаркт. Через полгода новый худсовет потребовал вырезать из «Чучела» ряд принципиально важных для режиссерского видения сцен. Быков отстаивал каждую. В январе 1984-го фильм показали высшим чинам. Реакция тех, от кого зависела его прокатная судьба, была однозначной — ни в коем случае нельзя! Однако картина «возмутила» не всех, и в результате непростой борьбы власть предержащих советский зритель увидел ее осенью 1984 года.

На юных актеров в одночасье обрушилось бремя славы. Оберегая своих подопечных от возможной звездной болезни, Ролан Быков не показывал ребятам письма восторженных поклонников и лишь один раз сделал исключение, передав Ксении Филипповой (Железной Кнопке) одно послание. Спустя годы его автор и актриса стали мужем и женой. О повзрослевшей Орбакайте, чье актерское дарование открыл именно он, и с этим не спорили даже критики, Быков шутил, что весь ее талант ушел в ноги, намекая на увлечение Кристины танцами и ее работу в балете «Рецитал».

Письма на «Мосфильм» приходили мешками, с благодарностью, подписанные десятками учеников и учителей, и разгромные, с угрозами, не подписанные никем. Серьезная полемика развернулась в педагогической среде. Это само по себе стало победой художника, сумевшего показать правду в фильме, свое отношение к ней и, главное, предложить решение проблемы, в отличие от многих современных произведений о школе, полных ощущения безысходности, безнадеги, с трудноразличимой или вообще отсутствующей авторской позицией.



Добавить комментарий