Инновации на производстве — не прихоть, а необходимость

Социум

В конце января постановлением правительства был утвержден комплекс мероприятий по развитию национальной инновационной системы на 2020 год. В перечне более 50 пунктов. Часть из них должна помочь в ускоренном развитии высокотехнологичных секторов экономики. Планируется, например, подготовить предложения по разработке систем, оборудования и материалов для 3D-печати, автономного электротранспорта (тракторов, комбайнов, карьерных самосвалов, грузовых автомобилей, коммунальной техники), робототехники и т. д. Предлагается также усовершенствовать систему финансирования и стимулирования научно-технической и инновационной деятельности. Ведь научные разработки в наше время — один из основных путей направлений работ по повышению эффективности производства. О том, как применяются белорусские технологии в промышленности, на днях рассказали эксперты.

Проекты и реалии
В 2019 году было достигнуто большинство сводных целевых показателей инновационного развития страны. Так, показатель по доле экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта превысил 35 процентов при задании 32,5 процента.
В Глобальном международном индексе инноваций Беларусь поднялась на 14 пунктов и заняла 72-е место.

— По Государственной программе инновационного развития Беларуси на 2016—2020 годы в 2019-м произведено продукции более чем на 1,7 миллиарда рублей, — отмечает председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Александр ШУМИЛИН. — Это в полтора раза больше, чем годом ранее. По данной госпрограмме реализуется 125 проектов, в этом году — 98. За 2019-й совершен ввод в эксплуатацию по 12 проектам, по десяти — состоялся выход на проектную мощность. Создаются высокопроизводительные рабочие места.

По словам главы ГКНТ, в прошлом году достигнуты практически все заложенные в программе показатели, за исключением доли отгруженной инновационной продукции. Но в феврале отставание было ликвидировано. Развивается и инновационная инфраструктура: технопарки есть во всех областных центрах страны, создаются в крупных районных центрах.

— Объем финансирования научно-технических программ в 2019 году составил 114 миллионов рублей, в том числе из бюджетных источников — 63 миллиона, или 55,3 процента, — информирует начальник отдела научно-технических программ управления научно-технической политики и экспертизы Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Елена КНЯЗЕВА. —

Наибольшее финансирование направлено на программы Минпрома — 36,8 миллиона рублей. Участие самих предприятий также было значительным. Бюджетные затраты составили около 40 процентов, а 60 процентов предприятия вложили из своих собственных средств.
В 2019 году в части научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ (НИОКР) выполнялось 16 государственных, десять отраслевых и одна региональная научно-техническая программа, а также 580 заданий в части НИОКР. Около половины программ направлено на разработку и производство промышленной продукции.

Говоря о конкретных разработках, специалист упоминает стационарную электрозарядную станцию постоянного тока для легковых электромобилей, бортовые системы контроля самосвалов БелАЗ, автобусы для перевозки пассажиров в аэропортах (есть заявка на поставку в Бориспольский аэропорт Украины), многофункциональную присадку к дизельному топливу и др.

— В результате завершения разработок по научно-техническим программам в 2019 году на действующих предприятиях создано 16 новых производств, модернизировано семь, произведена техническая подготовка 44-х, — продолжает Елена Князева. — В целом разработано и доведено до стадии практического применения 838 новшеств, в том числе 69 видов машин, десять новых материалов, 36 технологических процессов. Стоимость выпущенной продукции по НТП в 2019 году составила свыше 1 миллиарда 86 тысяч рублей, и практически вся она была реализована, причем часть пошла на экспорт.

По словам заместителя начальника управления — начальника отдела инновационной деятельности научно-технического управления Минпрома Беларуси Сергея КАБИШОВА, МТЗ занимает одно из лидирующих мест в стране по внедрению в производство научных разработок и передовых технологий.

Результаты — значимые
Финансирование инновационной деятельности в организациях системы Министерства промышленности в прошлом году осуществлялось за счет средств республиканского бюджета, республиканского централизованного инновационного фонда, инновационных фондов облисполкомов и Мингорисполкома, а также заемных и собственных средств организаций. Предприятия системы Минпрома в 2019-м достигли значимых результатов в инновационной деятельности.

— Около 70 процентов продукции предприятий Минпрома реализуется за пределами страны и обеспечивает поступление валюты в Беларусь, — обобщает достигнутые результаты заместитель начальника управления — начальник отдела инновационной деятельности научно-технического управления Министерства промышленности Республики Беларусь Сергей КАБИШОВ. — При этом треть производимой продукции относится к инновационной. Минпром в приоритетном порядке финансирует проекты, направленные на создание продукции V и VI технологических укладов в области электронного машиностроения, опто-, микро- и радиоэлектроники, транспортных средств с гибридным и электрическим приводом, роботизированных и беспилотных сельхозмашин и карьерной техники.
По словам представителя министерства, практически все корпоративные структуры Минпрома ведут совместные исследования с институтами НАН Беларуси и университетами Мин-образования. Глобальная цель этих работ — повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, создание новых видов машин и оборудования за счет внедрения научных разработок и передовых технологий.

Каждое решение — уникальное
Отдельные разработки достойны того, чтобы рассказать о них подробнее. Например, мобильное прицепное демпферное устройство — уникальная разработка Института машиностроения НАН Беларуси с использованием цифровых технологий, аналогов которой нет ни в одной стране СНГ.

— Мобильные прицепные демпферные устройства защитят дорожных рабочих, — рассказывает заместитель генерального директора по научной работе ГНУ «Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси» Алексей ШМЕЛЕВ. — В последнее время движение на трассах при выполнении дорожных работ не перекрывается. Чтобы обезопасить людей, в начале ремонтируемых участков выставляются автомобили прикрытия — тяжелые грузовые машины. И хотя обычно они обозначены яркими сигнальными огнями, нередко водители не успевают их объехать, происходит столкновение с трагическими последствиями. Мобильное демпферное устройство прикрепляется к задней части автомобиля прикрытия. Оно минимизирует последствия от столкновения машин с дорожно-строительной техникой, обеспечивает защиту дорожных рабочих, снижает материальные затраты на ремонт дорогостоящей техники и элементов дороги. Устройство обеспечивает гашение энергии таранящего автомобиля, фактически являясь подушкой, уменьшающей силу удара.

По словам специалиста, при разработке устройства использовалось компьютерное моделирование, а для его испытаний смоделирован полноценный краш-тест. Натурный эксперимент на полигоне с первого раза подтвердил заявленные свойства.

— Особенность цифрового проектирования в том, что, еще не имея изделия «в железе», мы можем испытать сотни вариантов конструкции систем, определить наилучшие сочетания, — отмечает Алексей Шмелев. — Цифровые технологии позволяют инженеру получить массу информации об объекте до появления первых прототипов.

Натурные испытания по безопасности машин теперь можно заменить виртуальными. Разработанные методики дают адекватные результаты. Разработка устройства финансировалась государством, а выпуск освоило частное отечественное предприятие.

***
Наша страна намерена развивать инновационную сферу с учетом международного опыта работы соответствующей инфраструктуры и предпринимательства, искать и внедрять новые механизмы стимулирования инновационного бизнеса. О планах на перспективу мы узнаем совсем скоро: в четвертом квартале 2020-го в Совмин предполагается внести проект Государственной программы инновационного развития Беларуси на 2021—2025 годы.

Не лаптем щи хлебают

Первую роботизированную линию обувного производства планируется запустить в СООО «Белвест» в июне 2020 года. Промышленные роботы будут выполнять комплекс рутинных операций, начиная с дефектовки и заканчивая раскроем. На входе в роботизированную линию специалист раскладывает заготовку, далее все процессы происходят без участия человека. Вначале с помощью алгоритмов машинного зрения производится дефектовка кожи, причем система обеспечивает высокий уровень распознавания дефектов и стабильное качество благодаря исключению субъективного фактора. Затем начинается интеллектуальная раскладка деталей. После этого полуфабрикат начинает перемещаться между рабочими ячейками, в которых установлено по нескольку роботов, выполняющих определенные операции.

Благодаря соответствующему программному обеспечению роботы обучены управлять инструментом (наклон, скорость движения и т. п.), исключена возможность пересечения траекторий их движения в едином рабочем пространстве. Заготовки перемещаются между роботизированными ячейками с помощью самодвижущихся тележек — мобильных роботов, способных двигаться с большой скоростью. Всего на «Белвесте» планируется до конца 2020 года установить и обкатать три такие роботизированные линии, обеспечив их выход на полную загрузку. Они дадут возможность провести интенсификацию действующего производства для увеличения мощностей по выпуску обуви до 3 миллионов пар в год, а это одно из основных обязательств «Белвеста» при создании обувного холдинга.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий