Игорь ЕМЕЛЬЯНОВИЧ, технический директор РУП «МТЗ» — «Ускорению внедрения новых технологий способствует взаимодействие с научными организациями»

Новости

Без имени-1Сегодня РУП «МТЗ» является одним из крупнейших производителей тракторной техники в мире и абсолютным лидером в производстве тракторов среди стран СНГ, единственным предприятием на постсоветском пространстве, не только сохранившим, но и значительно развившим свой производственный потенциал. За полувековую историю экспортной деятельности Минским тракторным заводом было поставлено более 3 миллионов тракторов в 125 стран мира. Этому способствовал инновационный путь развития предприятия, который выражается не просто в разработке и постановке на производство новых моделей, но и в применении новых и высоких технологий, что позволило в 2009 году создать не имеющий аналогов в мире трактор «Беларус-3023» с бесступенчатой электромеханической трансмиссией. Его уникальные технические возможности заслужили не только серебряную медаль крупнейшей в мире Ганноверской выставки, но и мировое признание отечественной школы тракторостроения.

Мы четко осознаем, что ускоренное внедрение в производство передовых отечественных и зарубежных научных разработок невозможно без активного и целенаправленного сотрудничества основных проектных подразделений завода с академической наукой и ведущими профильными институтами. Поэтому в 2004 году на предприятии был создан научно-технический центр, в состав которого вошли управления конструкторско-экспериментальных работ (УКЭР-1, УКЭР-2), заводские кафедры Белорусского государственного аграрного технического университета и Белорусского национального технического университета, два цеха опытного производства (ЦОП № 1 и ОЦ-2), цех испытаний (ЦИ) и испытательный центр «Трактор». Под эгидой научно-технического центра проводятся научно-исследовательские работы по направлениям, имеющим принципиальное значение для обеспечения надежности и конкурентоспособности продукции.Приоритетные направления инновационной деятельности предприятия полностью соответствуют концепции создания национальной инновационной системы, их цель — разработка и освоение производства новой конкурентоспособной продукции, внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, дальнейшее развитие «двигателя» новых, информационных технологий.

Без имени-2Сегодня тракторы «Беларус» — это оптимальное сочетание мощности, экономичности и качества. Высокоэкономичные машины с низкими затратами в процессе эксплуатации обладают оптимальной конструкцией и высокой ремонто-пригодностью, могут агрегатироваться со всем комплексом сельхозмашин как отечественного, так и импортного производства, поскольку присоединительные размеры и параметры выполнены по европейской системе (ЕС) и стандартам СНГ.

Минский тракторный завод постоянно совершенствует серийно выпускаемую продукцию с параллельной разработкой и внедрением новых прогрессивных моделей и модификаций тракторов и машин специального назначения в широком диапазоне мощностей от 12 до 450 лошадиных сил. Это в первую очередь колесные тракторы «Беларус» 1523/2022/2522ДВ/3022, гусеничный трактор «Беларус-2102» и десятки их модификаций. Отличительная особенность трактора «Беларус» — надежность (срок работы до 10 лет и выше) при условии своевременного обслуживания и ремонта.

Связь завода с научными и проектными учреждениями осуществляется прежде всего в рамках Государственной научно-технической программы (ГНТП) «Машиностроение», подпрограммы «Тракторостроение».

В выполнении работ подпрограммы «Тракторостроение» по созданию новых тракторов, специальных машин, плугов приняли активное участие ученые научных организаций НАН Беларуси и вузы — государственное научное учреждение «Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси», Институт механики металлополимерных систем им. В. А. Белого, Белорусско-Российский университет, Белорусский национальный технический университета (БНТУ), Белорусский государственный аграрный технический университет (БГАТУ), Белорусский государственный технологический университет (БГТУ).

Предприятие является головной организацией — исполнителем заданий подпрограммы «Тракторостроение» Государственной научно-технической программы (ГНТП) «Машиностроение» по разработке и освоению производства:

— садоводческого трактора класса 1,4 с мощностью двигателя 80—90 лошадиных сил для выполнения работ в садах, виноградниках и других областях, требующих применения энергетических средств малых габаритов с высокой мощностью;

— трактора общего назначения тягового класса 6 мощностью 340—380 лошадиных сил и «Беларуса» тягового класса 4 мощностью 210—240 лошадиных сил, оборудованного экологически чистым двигателем (ступень 3а) и гидромеханической трансмиссией. Оба трактора предназначены для выполнения энергоемких работ в сельском хозяйстве, промышленности, строительстве и других областях;

— гаммы плугов для тракторов «Беларус» тягового класса 3, 4, 5 для различных условий и видов вспашки;

— типоразмерных рядов трансмиссий повышенного технического уровня для тракторов мощностью 90—420 лошадиных сил;

— семейства многофункциональных унифицированных тележек грузоподъемностью 10—12 тонн, агрегатируемых с тракторами «Беларус» для различных отраслей народного хозяйства (ПМ-10);

— лесозаготовительного комплекса в составе харвестера и погрузочно-транспортной машины (МЛХ-424, МЛ-131М);

— прицепных рубильных машин для заготовки топливной щепы с гидроманипулятором для подачи сырья и приводом от ВОМ тракторов «Беларус» и от автономного двигателя (МР-40, МР-25, МР-25-03).

В рамках выполнения заданий программы глубокой модернизации подверглись тракторы серий 800 и 900. Например, гамма тракторов серии 900 дополнилась «Беларусами» моделей 921 и 923. Тракторы этого мощностного ряда отличают современный дизайн внешних форм, пластиковая облицовка и новый интерьер кабины, которая стала гораздо комфортабельнее и удобнее. Это дало возможность довести шум в кабине до требований международных стандартов. Перечисленные тракторы по своим техническим характеристикам соответствуют лучшим мировым аналогам. Десятки комплектаций этих моделей позволяют использовать их практически на всех полевых работах, на транспорте, в коммунальном хозяйстве, в комплексе с навесными, полунавесными, прицепными и другими агрегатами.

Тракторы серии 1000 — новое, высокоэффективное продолжение известных когда-то «соток». В конструкцию современных «соток», а это «Беларусы» моделей 1021 и 1025, внесено столько новшеств, что по сути получился новый трактор, а не глубокая модернизация серийного.

В ходе реализации государственной программы совместно с названными выше научными учреждениями проводится огромный комплекс работ по развитию теории и конструкции узлов, систем и агрегатов трактора, созданию новых и расширению диапазонов существующих моделей тракторов и машин. Так, с Объединенным институтом машиностроения НАНБ выполнен комплекс работ по созданию систем управления трансмиссий, обеспечивающих плавное переключение передач под нагрузкой без разрыва потока мощности, в результате чего получены алгоритмы адаптивного управления трансмиссиями. Проведен анализ результатов испытаний садоводческого трактора и тракторов общего назначения 210—240 и 340—380 лошадиных сил, даны предложения по доработке их конструкций.

Проанализирован бизнес каталог предприятий, с Институтом механики металлополимерных систем НАНБ проведен комплекс работ по созданию фрикционных дисков для трансмиссий. Совместно с Белорусским национальным техническим университетом и Объединенным институтом машиностроения НАНБ созданы пакеты программ по расчетам и моделированию узлов и систем трансмиссии.

Важнейшее направление производственно-хозяйственной деятельности МТЗ — выпуск продукции специального назначения. В этих целях создан комплекс лесных машин, который разрабатывается с учетом современных требований производственного, экономического и экологического характера в лесохозяйственной и лесозаготовительной отраслях республики.

Сегодня следует назвать наиболее значимые работы, проведенные за 2006—2009 годы в этом направлении.

С Белорусским национальным техническим университетом с 2006-го по 2007 год выполнены исследования и анализ общетехнических параметров рубильных машин с приводом от ВОМ трактора «Беларус» и от автономного двигателя с производительностью не менее 25 и 40 кубометров в час соответственно. В 2007 году разработана математическая модель и определены нагрузочные режимы погрузочно-транспортной машины и харвестера, а также разработаны математические модели для исследования нагруженности приводов и рабочих органов рубильных машин. В 2008 году проведены расчетно-теоретический анализ возможности применения серийно выпускаемых коробок передач колесных тракторов для гусеничных тракторов «Беларус» 1502 и 2103 и прочностные расчеты с разработкой рекомендаций по изменению конструкций КПП.

С Белорусским государственным технологическим университетом с 2006-го по 2008 год разработаны комплексная технология заготовки щепы с использованием двух типов рубильных машин и передового технологического оборудования, а также программы и методики испытаний опытных образцов рубильных машин.

В 2008 году разработаны программы и методики предварительных испытаний погрузочно-транспортной машины и харвестера в составе комплекса.

С Государственным научным учреждением «Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси» в 2006 году обоснованы направления и выработаны рекомендации по созданию прогрессивных конструкций рубильных машин, обеспечивающих оптимальные показатели эксплуатационных качеств. Подготовлены рекомендации по оптимальному составу машин, определены основные технические требования.

С 2006-го по 2009 год в рамках подпрограммы «Тракторостроение» ГНТП «Машиностроение» с привлечением перечисленных научных организаций созданы:

— базовая модель колесного трактора общего назначения тягового класса 6 мощностью 340—380 лошадиных сил для выполнения энергоемких работ в сельском хозяйстве, промышленности, строительстве и других отраслях;

— типоразмерные ряды трансмиссий повышенного технического уровня для тракторов мощностью 90—420 лошадиных сил;

— садоводческий трактор класса 1,4 с мощностью двигателя 80—90 лошадиных сил для выполнения работ в садах, виноградниках и других областях народного хозяйства, требующих энергетические средства малых габаритов с высокой мощностью;

— колесный трактор общего назначения тягового класса 4 мощностью 210—240 лошадиных сил, оборудованного экологически чистым двигателем (ступень 3а) и гидромеханической трансмиссией, для выполнения энергоемких работ в сельском хозяйстве, промышленности, строительстве и других отраслях;

— гусеничный трактор «Беларус-2103»;

— комбинированная железнодорожная машина МЖК-416, предназначенная для маневровых работ на железнодорожных станциях, на заводах, имеющих прилегающие подъездные пути, в железнодорожных войсках, в мастерских, в порту, для ремонта и восстановления железнодорожных путей;

— гусеничный трактор Т-70 СМ2, предназначенный для работы на поле, который также может быть использован в животноводстве, коммунальном хозяйстве и в уходе за лесом;

— трелевочный трактор ТТР-411, предназначенный для сбора сортиментов, хлыстов и деревьев на лесосеках, формирования пачек и их трелевки при санитарных рубках, а также для штабелирования сортиментов. Трелевочный трактор ТТР-411 оборудован лебедкой «Tajfun» и отвалом;

— машина рубильная МР-25 с приводом от ВОМ трактора «Беларус» без бункера-накопителя;

— трактор гусеничный «Беларус» 1502-01 мелиоративного назначения с поворотным отвалом;

— машина погрузочно-транспортная МПТ-461.1 с оборудованием ОПЛ для доставки порубочных остатков;

— машина лесная харвестер МЛХ-414;

— экскаватор-погрузчик ЭП-491.

Все инновационные решения предприятия подтверждены патентной защитой. Необходимо отметить, что на 1 января 2010 года РУП «МТЗ» является владельцем 202 действующих патентов на объекты права промышленной собственности (ОПС), в том числе на изобретения — 66 патентов (из них — 29 зарубежных), на полезные модели — 59 патентов (27 зарубежных), на промышленные образцы — 77 патентов (34 зарубежных).

Вместе с тем, предприятие является владельцем 7 товарных знаков, известных во всем мире. Товарный знак «BELARUS» зарегистрирован в 91 стране мира, в 8 странах поданы заявки на его регистрацию.

Стратегия повышения конкурентоспособности промышленной продукции осуществляется при максимальном ресурсосбережении, повсеместном уменьшении издержек производства на базе внедрения новейших достижений науки и техники. Второе направление инновационной деятельности предприятия — внедрение новых ресурсо- и энергосберегающих технологий, успешное освоение которых обеспечивается предварительным проведением соответствующих научно-исследовательских работ. В этой области технические службы завода накопили богатейший опыт сотрудничества с вузами, академиями и научными организациями других отраслей и ведомств, а также с научными центрами и специализированными научно-техническими организациями не только Беларуси, но России и Украины.

Так, в 2007—2009 годах выполнены работы по переоснащению стержневых отделений литейных цехов. Взамен технологии тепловой сушки стержней в вертикально-конвейерных сушилах и технологии изготовления стержней по «горячим ящикам» внедрена технология ХТС с продувкой стержней газообразным катализатором. Закуплено и смонтировано современное высокотехнологичное стержневое оборудование «Лемпе» (Германия) и стержневые автоматы моделей 4747 и 4760 «Института БЕЛНИИЛИТ» (г. Минск). Выполнена модернизация стержневых автоматов модели 4509С с переводом изготовления стержней на ХТС-процесс.

Внедрение этой технологии позволило снизить потребление природного газа при изготовлении стержней на 42 процента, уровень брака отливок — на 18—23 процента, а стержней — на 26—54 процента, расход песка — на 21 процент. При этом удалось снизить трудоемкость изготовления стержней и автоматизировать процесс их изготовления, а также улучшить условия труда. Экономический эффект от внедрения технологии изготовления стержней из холоднотвердеющих смесей составил 5632,9 миллиона рублей.

В настоящее время ведутся пусконаладочные работы на второй автоматической формовочной линии (производства фирмы HWS — Германия) в комплексе с прогрессивной технологией смесеприготовления на базе вихревых смесителей фирмы «Айрих» (Германия). Внедрение данного оборудования позволит повысить производительность, автоматизировать процесс изготовления форм, уменьшить на 4 процента брак отливок, энергоемкость литья — на 10 процентов, металлоемкость и припуски на механическую обработку — на 15 процентов.

В январе 2009 года на предприятии введен в эксплуатацию участок горячего брикетирования чугунной стружки в цехе заготовки шихты. Специалистами завода совместно с ведущими представителями прикладной науки республики разработана конструкторская и технологическая документация, изготовлено, смонтировано и введено в эксплуатацию оборудование участка горячего брикетирования стружки, образованной в результате механической обработки чугунных отливок. Преимуществ у процесса горячего брикетирования много. Более высокая плотность брикета и, как следствие, лучшая теплопроводность оказывают существенное влияние на прогрев и расплавление. 100-процентное удаление влаги, СОЖ и масла значительно снижает нагрузку на окружающую среду. В процессе нагрева брикетов в печи до 800—8500С происходит сгорание масла и выделяется большое количество тепла, позволяющее снизить потребление газа. В числе преимуществ также 100-процентное использование образующейся на РУП «МТЗ» чугунной стружки, возможность существенного увеличения процентного содержания «горячих» брикетов в металлозавалке вместо чугунного и стального лома, снижение себестоимости чугуна.

В данном комплексе предусмотрена эффективная система дожигания отходящих газов, в результате чего уменьшено количество вредных выбросов в атмосферу по сравнению с нормативами. Получено заключение государственной экологической экспертизы. Экологический эффект от внедрения участка горячего брикетирования — уменьшение вредных выбросов от плавильных печей в атмосферный воздух на 16,5 тонны в год.

Внедрение технологии горячего брикетирования позволило сэкономить значительное количество шихтовых материалов. Для сравнения, в 2008 году потребление покупного чугунного лома составило 26100 тонн и 9900 тонн стального лома, что в натуральном выражении составляет 435 и 163 вагона соответственно. С внедрением технологии горячего брикетирования потребление в год покупного чугунного лома снизилось на 5400 тонн, стального лома — на 2220 тонн, что в натуральном выражении составит 90 и 37 вагонов соответственно.

В 2007—2008 годах Институтом прикладных физических проблем им. А. Н. Севченко Белорусского государственного университета совместно с РУП «МТЗ» была разработана и изготовлена автоматическая система управления расходами технологических газов в шахтных печах, для процесса никотрирования (процесс насыщения углеродом и азотом). И уже в 2009 году автоматическая система управления расходами технологических газов в шахтных печах внедрена на пяти шахтных печах никотрирования в цехе № 93 нашего предприятия.

Внедрение системы управления позволило сократить расход технологических газов при химико-термической обработке, повысить точность поддержания состава контролируемой атмосферы в печи и тем самым улучшить качество получаемой продукции. В результате выполнения работы создана система автоматического управления расходами природного газа и газообразного аммиака, позволяющая не только измерять с точностью до долей процента расходы технологических газов, поддерживать заданные расходы газов, но и сохранять данные о работе печи в течение длительного времени. Экономия от внедрения технологии составила порядка 43 миллионов рублей.

В настоящее время ведется работа с Институтом прикладных физических проблем им. А. Н. Севченко, и в ближайшем будущем будет внедрена автоматическая система управления расходами технологических газов в шахтных печах для процесса цементации.

В результате научно-технического сотрудничества с Полоцким государственным университетом на МТЗ был создан принципиально новый образец электронно-лучевой пушки с плазменным источником электронов. Преимуществом его, по сравнению с традиционными термокатодными пушками, является существенное снижение эксплуатационных затрат. Перспективным направлением дальнейшего сотрудничества с этим вузом является создание отечественного энергокомплекса на базе электронно-лучевых пушек с плазменным эмиттором, что в немалой степени позволит расширить границы применения электронно-лучевых технологий в промышленном производстве Республики Беларусь для решения задач по прецизионной термической обработке и сварке.

В рамках выполнения заданий программы Государственной научно-технической программы (ГТНП) «Технология и оборудование машиностроения», подпрограммы «Технология машиностроения» по теме «Исследовать, разработать и внедрить технологию лазерного термоупрочнения внутренних контактных поверхностей механизмов трактора «Беларус» в 2007—2009 годах с Белорусским национальным техническим университетом (БНТУ) проведен ряд работ. Так, исследованы процессы контактно-силового взаимодействия сопряженных поверхностей трения тормозной системы и влияние контактно-силовых нагрузок на металл. Выбрана оптимальная толщина упрочненного слоя и прочностные параметры металла с учетом воздействия силовых нагрузок. Изучены основные энергетические параметры лазерного воздействия на металл в процессе термоупрочнения. Исследованы структура, физико-механические свойства зоны упрочнения, геометрические параметры упрочненных слоев металла. Разработаны рекомендации по усовершенствованию технологии лазерной обработки. Кроме того разработан технологический процесс лазерного термоупрочнения внутренних контактных поверхностей корпусов тормозных механизмов с литерой «П».

Этими исследованиями установлено, что при лазерном термоупрочнении чугунов — высокопрочного ВЧ-70 и серого СЧ-20 — величина твердости упрочненного слоя одинакова, составляет 50—60 HRC, и ее распределение по глубине зоны лазерного упрочнения находится на одном уровне. Это позволяет при переводе изготовления вышеуказанных деталей из серого чугуна марки СЧ-20 с локальным лазерным термоупрочнением требуемых поверхностей создать более высокий уровень их прочности (в 2 раза), чем у деталей, изготавливаемых из ВЧ-70 по действующей технологии. С позиций экономичности, эффективности и качества в настоящее время наиболее предпочтительно для данной детали использовать серый чугун СЧ-20 с лазерным термоупрочнением поверхностей упоров, стоимость которого на 20—25 процентов меньше, чем чугуна ВЧ-70. Причем затраты по расходу инструмента на механическую обработку деталей из ВЧ-70 на 25—30 процентов больше, чем для деталей из чугуна СЧ-20.

С физико-техническим институтом НАНБ с 2007 года проводится научное, техническое и организационное сопровождение изготовления и испытаний зубчатых колес трансмиссий тракторов «Беларус», изготовленных из высокопрочной цементуемой стали оптимизированного состава. За два года исследованы механические свойства и прокаливаемость образцов стали 20ХН3МБ заводского изготовления с последующим электрошлаковым переплавом в литом и кованном состоянии в сравнении с образцами, изготовленными из серийной стали 20ХН3МБ (прокат). Проведены исследования по определению предела выносливости опытной стали 20ХН3МБ и возможности ее использования для изготовления зубчатых колес детали трактора 112-1701351. Исследована прокаливаемость опытной стали 20ХН3МБ и структура диффузионных слоев после цементации натурных образцов. Изготовлены опытные образцы шестерен 112-1701351 трактора «Беларус-1221». Внедрение в производство высокопрочной цементуемой стали оптимизированного состава позволит получить экономию 9,5 миллиона рублей в год.

Совместно с Институтом порошковой металлургии НАНБ в 2008 году началась разработка технологии изготовления, термообработки и механической доработки порошковых деталей 75-1701352 «втулка». За этот период изготовлены детали пресс-блока для прессования и штамповки порошковых деталей типа «втулка шлицевая» с переменной толщиной зуба, разработаны режимы получения высокоплотных порошковых низколегированных сталей, проведена электроэрозионная обработка формообразующих элементов технологической оснастки, изготовлены экспериментальные образцы порошковых заготовок детали 75-1701352 «втулка». Кроме того, проведена механическая доработка по наладочному техпроцессу и химико-термическая обработка, а также предварительные испытания опытной партии деталей 75-1701352П «втулка» из порошкового полуфабриката. Разработана программа и методика приемочных испытаний порошковых деталей 75-1701352П «втулка» с переменной толщиной зуба. Планируемый экономический эффект составит около 35,2 миллиона рублей.

Два года с Белорусским государственным технологическим университетом разрабатываются технологии обезвреживания шламов очистных сооружений гальванических производств. Реализована первая часть темы — переработка шламов в керамзит. Проведены исследования химического, фазового дисперсного состава шлама, систематизация полученных данных и их регламентация. Определены условия модифицирования шлама и его переработки на технический продукт «Ферригидроксид» для последующего использования в производстве строительных материалов. Получены техусловия BY 101483199/563-2009 на технический продукт «Ферригидроксид» для керамических и строительных материалов. На РУП «МТЗ» переработаны шламы и получена опытно-промышленная партия продукта «Ферригидроксид» в количестве 10 тонн, которая затем была передана потребителю на Петриковский керамзитовый завод и успешно переработана в керамзит. Подготовлен промышленный технологический регламент переработки шламов в продукт «Ферригидроксид». В настоящее время заключается договор на передачу переработанных шламов гальванического производства на одном из предприятий Республики Беларусь.

Сегодня с БГТУ реализуется вторая часть темы — переработка шламов в пигменты. В настоящее время нарабатываются лабораторные опытные партии пиг-ментных материалов и проводится их испытание у потребителей, подбирается основное и вспомогательное оборудование, определяется технологи-ческая схема для переработки шлама на пигментные материалы целевого назначения.

Тема направлена на переработку шламов, получаемых в процессе очистки сточных вод гальванического производства, даст экономический и экологический эффект в 22,75 миллиона рублей.

Понимая, что в высоких технологиях ведущую роль играют информационные технологии, а прогресс в этой области создает продукты, которые позволяют получить наиболее оперативную и полную информацию по вопросам производственно-хозяйственной деятельности предприятия, РУП «МТЗ» на протяжении многих лет совершенствовал свою корпоративную информационную систему. В единой интегрированной информационной среде строилось управление подготовкой производства, производством, ресурсами предприятия. Таким образом, корпоративная информационная система и стала основой для внедрения CALS-технологий, то есть комплекса средств автоматизации производства, охватывающего все этапы жизненного цикла производимой продукции.

Сегодня Минский тракторный завод является ключевым участником Государственной научно-технической программы «Разработать и внедрить в промышленности технологии информационной поддержки жизненного цикла продукции на 2005—2010 годы». Головной организацией — исполнителем Программы является Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси.

Работы по реализации первой очереди CALS-технологий завершены. Они шли в пяти направлениях:

— комплексы методических, информационных и программных средств конструирования агрегатов новых моделей тракторов;

— комплексы методических, информационных и программных средств для ТПП;

— комплексы методических, информационных, программных средств управления производством;

— комплексы методических, информационных и программных средств поддержки сети сбыта и эксплуатации тракторной техники;

— комплекс стандартов предприятия системы менеджмента качества по информационным технологиям.

В рамках CALS-технологий была внедрена уникальная система позаказного производства РУП «МТЗ». Если раньше предприятие производило порядка пяти моделей тракторов, то теперь, чтобы удержать позиции на мировом рынке, выпускается вся линейка тракторной техники — начиная от мини-тракторов и заканчивая тракторами с двигателями более 300 лошадиных сил. Сегодня модельный ряд включает более сотни моделей продукции.

Кроме того, для полного удовлетворения требований заказчиков наша продукция выпускается в различных комплектациях. Варианты комплектаций даже по одной модели могут исчисляться тысячами. Сегодня у нас стало возможным по индивидуальному заказу потребителя автоматизированное получение точной спецификации для производства тракторной техники.

В настоящее время РУП «МТЗ» имеет самую развитую в республике ERP-систему (систему управления ресурсами предприятия). Система ERP направлена на использование информационных технологий управления материальными ресурсами, финансовыми потоками, складскими запасами, персоналом, планированием производства, сбытом и обслуживанием продукта.

Благодаря внедрению CALS-технологий были организованы сквозные процессы проектирования, управления производством тракторов, их сбыта и эксплуатации путем изменения бизнес-процессов на базе создания научно обоснованного компьютерного моделирования изделий с применением методов инженерного анализа, а также новой нормативной базы предприятия, поддерживающей компьютерную технологию проектирования. Все это способствовало сокращению времени разработки новой модели трактора и подготовки его производства в среднем на 2,5 года, увеличению объема выпуска продукции на 2—14 процентов, улучшению качества продукции МТЗ на 10—30 процентов за счет появившейся возможности проведения на компьютере виртуальных испытаний, в которых имитируется работа трактора при реальных нагрузках.

Сегодня на предприятии полностью завершена подготовка нового комплекса мероприятий, касающихся перспективного технического развития. Определены приоритетные направления деятельности плана НИиОКР в области тракторостроения и выпуска специальной техники, плана НИР и технического перевооружения предприятия. Учитывая введение экологических требований «Евро-3» и «Евро-4» для тракторной техники разных классов, широкое внедрение автотракторной электроники будет обеспечивать конкурентоспособность продукции в будущем. Наиболее востребованными на ближайший период станут интеллектуальные информационно-управляющие системы двигателей, трансмиссии, системы активной и пассивной безопасности, управления навесным и прицепным оборудованием, системы обеспечения комфорта и микроклимата, информационно-диагностические системы.

Внедрение передовых отечественных и зарубежных разработок невозможно без обеспечения их финансирования. Инновационная деятельность предприятия —это сложный и капиталоемкий процесс. Несмотря на имеющиеся макроэкономические проблемы, которые затронули практически все основные рынки сбыта продукции, РУП «МТЗ» продолжает целенаправленное финансирование инноваций по всем основным этапам. В том числе проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, технологической подготовки производства и производство освоенной продукции, совершенствование технологий, развитие мощности, приобретение нового и модернизация существующего оборудования.

В заключение хотелось бы поблагодарить всех научных работников за совместную плодотворную работу с Минским тракторным заводом и выразить уверенность, что наше дальнейшее сотрудничество и государственная поддержка будут способствовать достижению самых смелых целей предприятия, а значит, и нашего государства.



1 комментарий по теме “Игорь ЕМЕЛЬЯНОВИЧ, технический директор РУП «МТЗ» — «Ускорению внедрения новых технологий способствует взаимодействие с научными организациями»

Добавить комментарий