И все-таки семья — всему начало

Социум

Василий РОМАНОВСКИЙ

Вот и дожили, дошли до такой степени безнравственности, что всем миром, всеми имеющимися средствами пытаемся хоть как-то защитить детей от их собственных родителей, от домашнего насилия, которое зачастую становится опасным для здоровья и жизни ребенка и вызывает цепную реакцию.

…Когда смотрю на поведение нынешнего подрастающего поколения, невольно задумываюсь: почему ребята становятся такими жестокими, неуправляемыми уже со школьной скамьи? Не раз приходилось наблюдать, а то и вмешиваться в ситуацию, когда мальчишки младших классов враждебно относятся друг к другу. Один может откровенно избивать другого, а рядом стоящие ребята и не пытаются защитить своего товарища.

Вот только последний такой случай. Подошел, за ухо оттянул драчуна, спрашиваю:

— За что бьешь?

— А он отказался мне шнурки на кроссовках завязать.

— Он что, обязан это делать?

— Мне так захотелось проверить его на преданность. А вы не имеете права таскать меня за уши и делать больно.

— А ему не больно? — указываю на утирающего слезы мальчишку.

Молчит.

Как видите, этот маленький деспот уже усвоил свои права, а вот об ответственности за совершаемые поступки ему не рассказали. Вот так и подрастают: одни драчунами, возомнившими, что им все дозволено, а другие — равнодушными наблюдателями всего происходящего вокруг них. Со временем бывшие драчуны, никем не одернутые в детстве, становятся откровенными хулиганами, если не хуже.

Убедился, если подростка еще можно утихомирить и тот спохватится, что неправ, то с юношами гораздо сложнее. Если он один, то может еще прислушаться к замечанию старшего. Но если парни собираются группой, лучше их не трогать. Никакие увещевания не подействуют, напротив, вызовут оскорбительную, издевательскую насмешку, а то и откровенную угрозу типа «дядя проходи»… Эта «стая» может показать и свой звериный оскал. Сегодня они сильные, здоровые, но почему-то не направляют свою удаль на защиту слабого, а готовы переступить все рамки дозволенного.

Почему так происходит?

На мой взгляд, за последние непростые в жизни нашего общества двадцать лет мы просмотрели целое подрастающее поколение. Если раньше за воспитание детей отвечали все — школа, комсомол, пионерская организация, многочисленные советы и комиссии, а наибольший спрос был с родителей, то в последнее время этот процесс был пущен на самотек. Только сейчас, и то не везде, спохватились, начали подключать не только общественность, но и официальные структуры, даже силовые.

Результаты этого недовоспитания бумерангом возвращаются к нам сегодня. Упущенное поколение не так-то просто перевоспитать в «закоренелом» возрасте. И вся эта неразбериха в собственном поведении, жестокое отношение к близким людям, семье, конечно же, наносит моральную травму и детям. Как известно, яблоко далеко от яблони не падает. Какие сами, такие и дети.

Ведь с первых лет жизни, как только ребенок встал на ноги, его учат не только уму-разуму, но и добру. Откуда же тогда берется зло? Подчас приходится слышать жалобы и от самих родителей на то, что дети перестают их понимать, отвечают грубо, вступают в бессмысленные споры.

Пожалуй, одну из самых серьезных причин такого непослушания нужно искать в неправильном поведении родителей. Безусловно, они хотят привить своим детям высокие нравственные качества: вежливость и правдивость, мужество и трудолюбие, умение держать слово и готовность помочь людям. Но эффективность воспитания прежде всего зависит от нравственности самих родителей, их общественно полезной жизни, от единства слова и дела. Можно сколько угодно требовать от детей правдивости, но если сам неправдив, привить это качество невозможно.

А много ли времени родители уделяют детям? В лучшем случае берут их с собой на лоно природы в выходной день или во время отпуска. Разве этого достаточно, чтобы удовлетворить многочисленные духовные запросы ребенка? Почему бы, скажем, не пойти вместе в кино, театр, библиотеку, в парк, а потом в семейном кругу обсудить все увиденное и услышанное. К сожалению, сегодня ребенок все свое свободное время, а порой и в ущерб учебе, проводит за компьютером или за игровым автоматом. А там, как известно, такое можно увидеть и услышать, что и врагу не пожелаешь!

Иногда говорят: в большой семье, мол, легче воспитывать. Отчасти с этим утверждением можно согласиться. Легче воспитывать потому, что семья, хотя и маленький, но уже коллектив. В нем создается такая атмосфера, когда убежденность каждого ребенка крепнет не только под влиянием родителей, но и старших сестер и братьев. По себе знаю. Нас в семье было семь братьев и две сестры. Жили в послевоенные годы в страшной бедности, но не в обиде. Всем хватало места и внимания. Хорошо помню, как мы помогали друг другу. И чтобы кто-то кого-то обидел — такого не было. Напротив, житейские трудности сплачивали нас. Каждый с малых лет старался помочь семье выжить. Что касается деревенских мальчишек, с которыми играли, они знали: если кого-то из нас обидишь, старшие братья обязательно отреагируют соответственно. Тут у нас было полное преимущество.

Примером во всем для нас была мама. И кто, как не родители, лучше всего могут словом и делом, личным примером, поступком воспитывать детей. Однако некоторые папы и мамы свои огрехи в воспитании сваливают на школу. Это неправильно. Школа есть школа, нельзя на нее перекладывать свои семейные заботы. Если ученик получает двойку — это уже упущение родителей: недосмотрели, не проконтролировали.

Смотришь иногда — единственного ребенка в семье балуют чрезмерно: ему подавай все сегодня и сразу — дорогой мобильный телефон, компьютер с Интернетом и так далее. И деньги, конечно же. И когда иные родители заявляют, что хотят сделать жизнь своего чада легкой и красивой, стараются для этого использовать все возможности, чаще всего их надежды не сбываются — ребенок вырастает эгоистом, с искаженным взглядом на жизнь.

Сегодняшние ребята, безусловно, не те, что, скажем, несколько десятилетий назад. Они хорошо образованные, информированные во многих областях современной жизни, а связь между фактами и явлениями не всегда видят. Тут-то родители, умудренные жизненным опытом, должны помочь им отличить добро от зла.

Вот что по этому поводу сказала заслуженная учительница Республики Беларусь Лариса Андреева, которая несколько десятилетий преподавала в школе белорусский язык и литературу:

— Не забывайте, что в основе воспитания лежит и труд. Нужно приобщать к нему с малых лет. Затем помочь сделать правильный выбор жизненного пути с учетом того, что профессий-то сотни, а твоя — одна. И выбрать надо такое дело, где бы ты приносил максимальную пользу, чувствовал свою социальную значимость. Без этого нельзя. А если ты на распутье, то обязательно иди на завод, в трудовой коллектив. Там ты найдешь себя.

К сожалению, сегодня некоторые молодые люди не очень охотно идут на завод. А если и приходят, то в первую очередь интересуются не где и кем предстоит трудиться, а сколько будут получать. Заметили? Не зарабатывать, а получать! И после первой же зарплаты спрашивают: «Почему дядя Вася получил денег больше, чем я?» Ему объясняют, что Василий Петрович — ветеран завода, более 35 лет трудится здесь, что у него самый высокий квалификационный разряд в этой профессии, что и у новичка на предприятии есть возможности профессионального роста. Нет! Ему давай столько же и сейчас! И уходит. Только вот не понимает, что от себя не убежишь.

Убежден, что первым воспитателем верных взглядов на жизнь должна быть семья. Именно она закладывает нравственные качества личности. Именно в семье начинается становление человека и гражданина. Какие духовные качества унаследует сын или дочь — во многом зависит от родителей.

Кстати, выдающийся советский педагог Антон Макаренко, обращаясь к родителям, говорил: «Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы не помогут».

…Хотя и много воды утекло с тех времен, но ничего лучшего в деле воспитания подрастающего поколения пока не придумано и не изобретено.



Добавить комментарий