Грядут перемены в автомобильной и авиационной инфраструктуре

Тема дня

Беларусь — транзитная страна, и развитию транспортной инфраструктуры у нас уделяется повышенное внимание. Кроме того, в последние годы в республике взят курс на развитие въездного и внутреннего туризма, введен и успешно реализуется безвизовый режим для краткосрочного пребывания иностранцев в стране. Каково нынешнее положение дел в данной сфере и в каких направлениях планируется в дельнейшем развивать транспортную инфраструктуру и транзитный потенциал Беларуси? Об этом на днях рассказали представители профильного министерства.

«Олимпийка» нуждается в ремонте
В конце прошлого века знаменитая «олимпийка» — автодорога М1/Е30 «Брест — Минск — граница Российской Федерации» считалась чуть ли не образцом для постсоветского пространства. Однако прошло время, и покрытие трассы начало ветшать, в то время как российские дорожники свою часть трассы от границы с Беларусью до Москвы привели в прекрасное состояние. Что ответят на это белорусские специалисты?

— Задумываемся о том, чтобы приступить к реконструкции и ремонту автомобильной дороги М1/Е30, подходят все эксплуатационные сроки, — говорит министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Алексей АВРАМЕНКО. — Последние ремонты выполнялись лет 10—12 назад, а на некоторых участках и гораздо раньше.

Кроме того, в ближайшее время завершится долгожданная реконструкция автодороги М6 «Минск — Гродно». Первоначально открыть все участки хотели в 2018-м, но затем дату окончательного преображения трассы перенесли ближе к открытию II Европейских игр.

— К 1 июня по автодороге М6 должно быть полностью открыто движение, — сообщает Алексей Авраменко. — Это очень крупный инфраструктурный проект: около 150 километров обновленного транспортного коридора, который будет вести к границе с Польшей.

В планах Минтранса также к концу года приступить к реконструкции автомобильной дороги М7 «Минск — Ошмяны — граница Литвы» с реконструкцией пункта пропуска «Каменный Лог». Будет реконструирована автомобильная дорога М3 «Минск — Витебск» на участке от Минска до Плещениц и Р46 «Лепель — Полоцк» со строительством нового автомобильного моста. Наконец, Минтранс совместно с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) планирует реализовать проект реконструкции 11 мостов на республиканских автодорогах.
— Это цельный проект, — поясняет Алексей Авраменко. — Его стоимость составляет порядка 106 миллионов евро. Реализовать его планируется в ближайшие два-три года. За это время мы должны крупные мосты, которые сегодня находятся в предаварийном состоянии, реконструировать и обеспечить их надежную пропускную способность.

Министр транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей АВРАМЕНКО обещает, что в Беларуси будет развиваться и автомобильная, и авиационная инфраструктура. Нужно только время и наличие финансов.

Масштабные работы сместятся на юг
Новую жизнь со временем получит еще одна знаковая для Беларуси дорога — М10 «Граница Российской Федерации — Гомель — Кобрин». Она проходит через весь юг страны и имеет большую протяженность. Естественно, быстро придать ей современный лоск не получится.

— Летом мы планируем определиться с инвестором для реконструкции участка автодороги М10, — уверяет Алексей Авраменко. — В ближайшее время будет объявлена предквалификация проекта. Это процедура начала международного конкурса. По результатам предквалификации мы определим короткий список из пяти компаний, которые подойдут по критериям, — среди них и будет дальше проведен международный конкурс. После с победителем будет заключено соответствующее соглашение о государственно-частном партнерстве на 20 лет. Сама процедура предквалификации продлится примерно три месяца. Таким образом, летом будет известен победитель.

По словам министра, к данному проекту есть довольно высокий интерес со стороны инвесторов. Это крупные компании, которые уже имеют опыт реализации ему подобных. География широкая — Республика Корея, Китай, Чехия, Австрия. Ранее сообщалось, что в пилотном проекте государственно-частного партнерства по реконструкции трассы М10 государственным партнером выступит Министерство транспорта и коммуникаций. Частный партнер будет отвечать за проектирование, реконструкцию, финансирование, содержание и техническое обслуживание пяти участков автодороги М10 общей протяженностью 85,25 километра. Капитальные затраты оцениваются в 185,8 миллиона евро. Начало реконструкции — четвертый квартал 2020 года. Проект предусматривает увеличение числа полос с двух до четырех, допустимой нагрузки на ось — с 10 до 11,5 тонны, повышение ограничения скорости для легковых автомобилей с 90 до 120 км/ч, для грузовых — с 70 до 100 км/ч.

Новые горизонты Национального аэропорта
Важное событие в ближайшие недели ожидается и в авиационной отрасли. Речь о вводе в эксплуатацию второй взлетно-посадочной полосы в Национальном аэропорту Минск. Это произойдет, предположительно, в конце апреля — начале мая.

— Решение о строительстве второй полосы было обусловлено тем, что ресурс выработки первой заканчивается, — напоминает Алексей Авраменко. — Сегодня она требует ремонта и ограничена по определенным классам воздушных судов. Таким образом, ввод новой ВПП позволит заняться ремонтом действующей, а воздушная гавань сможет принимать суда более высокого класса, что придаст определенный импульс развитию Национального аэропорта. Это основная задача для последнего — стать существенным международным хабом и развивать перевозки как пассажиров, так и грузов.

Что касается возможностей по увеличению пассажиропотока аэропорта, то глава Минтранса отмечает: за последние три-четыре года он вырос фактически в 2,8 раза и сегодня стремится к 5 миллионам пассажиров в год. Поэтому в ведомстве полагают, что при подобной динамике и 10 миллионов — вполне достижимый показатель. Пока же полеты из столичного аэропорта выполняются более чем по 40 международным направлениям Европы, Ближнего Востока и других регионов.

Параллельно с подготовкой к эксплуатации новой взлетно-посадочной полосы Минтранс прорабатывает вопрос запуска аэроэкспресса из Минска в Национальный аэропорт. Раньше поезда из столицы до остановочного пункта в районе главной воздушной гавани страны уже ходили, однако были отменены в связи с началом строительства второй взлетно-посадочной полосы.

— Мы хотим создать современный аэроэкспресс, который будет заходить в Национальный аэропорт, — делится планами Алексей Авраменко. — Сейчас прорабатываем варианты, как он должен идти, есть разные мнения на этот счет. Решение будет выработано в ближайшее время, после чего вопрос перейдет в финансовую плоскость. Будем оценивать, сколько это будет стоить и когда мы приступим к началу работ с созданием соответствующего проекта. Мы не видим развития аэропорта без современного железнодорожного сообщения. Поэтому будем это делать, осталось только доработать детали.

Быстро и дешево
Обеспечить развитие Нацаэропорта и обеспечить подвоз к нему пассажиров — это только полдела. Нужно, чтобы у авиапутешественников был стимул улетать именно отсюда и прилетать именно сюда. Увы, многие полагают, что услуги компании «Белавиа» чрезмерно дороги, поэтому проще пользоваться услугами конкурентов, летающих из Вильнюса и Киева. Впрочем, белорусская сторона работает над повышением своей конкурентоспособности. Но не все получается быстро. К примеру, ранее заявлялось, что «Белавиа» сможет продавать билеты по безбагажным тарифам, но для этого планируется внести изменения в законодательство. Пока соответствующие инициативы не удалось закрепить в Воздушном кодексе.

— Данные планы не были реализованы в те полгода, на которые рассчитывали, в связи с изменениями, которые вносил ранее Госкомвоенпром в части беспилотных летательных аппаратов, — поясняет директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Артем СИКОРСКИЙ. — В течение года был объявлен мораторий на внесение изменений в Воздушный кодекс. На данный момент сформирована рабочая группа, ведется работа с авиаперевозчиками для внесения соответствующих изменений, которые позволят актуализировать кодекс в соответствии с современными требованиями.

Более того, «Белавиа» существенно изменяет свою бизнес-модель, добавил специалист. В ближайшее время компания будет развивать так называемую политику тарифных брендов, что подразумевает разделение стоимости билетов в зависимости от набора услуг на борту. Минтранс также заинтересован в приходе лоукостеров в областные аэропорты.

— Наша базовая стратегия определена таким образом, что мы должны заниматься развитием региональных аэропортов, — констатирует Алексей Авраменко. — Эти аэропорты сегодня соответствуют всем стандартам. За прошлый год практически все они продемонстрировали неплохую динамику. В основном это выполнение чартерной программы. Вместе с тем мы заинтересованы, чтобы пришел лоукост. Мы предлагаем, мы открыты в этом плане.

Артем Сикорский добавил: сейчас основная задача состоит в том, чтобы создать необходимые условия для привлечения различных форм бизнес-моделей авиационных перевозчиков в регионы. В том числе речь идет и о лоукост-компаниях.

— Для этого мы приняли концепцию развития областных аэропортов, которая подразумевает создание лоукост-базы на территории Гродненского аэропорта, — говорит он. — Мы провели ряд переговоров — в частности, с азербайджанской стороной для привлечения их лоукост-компаний для полетов в аэропорты Гомеля и Гродно. Встречались с представителями посольства Венгрии для привлечения компании «WizzAir» в аэропорт Гродно. Кроме того, подписано межправительственное соглашение с Эстонией, которое подразумевает возможность привлечения перевозчика третьей стороны на линию «Таллин — Минск».

Куда полетит «Белавиа» по летнему расписанию?

C 31 марта авиакомпания «Белавиа» перешла на летнее расписание. Оно будет действовать по 26 октября. В летнем сезоне планируется продолжение выполнения рейсов зимнего расписания в Воронеж с частотой 4 рейса в неделю, а также Кишинев, при этом следует отметить, что полеты в столицу Молдовы будут выполняться ежедневно. В сравнении с сезоном «Лето-2018» перевозчик планирует увеличение количества рейсов в Барселону, Ригу, Сочи, Стамбул до 6 рейсов в неделю, а в Алматы, Баку и Берлин до 5. Полеты в Караганду и Павлодар будут выполняться 2 раза в неделю, в Ереван — 3. С нового летнего сезона полеты в Будапешт и Краснодар увеличатся до 4 раз в неделю, а в Париж — до 11. Для удобства пассажиров в отпускной период в Ларнаку будет выполняться до 5 рейсов в неделю, в Тель-Авив — до 7 рейсов в неделю, кроме субботы, по четвергам — 2 рейса в день.

В компании подчеркивают, что увеличение частоты выполнения регулярных рейсов стало результатом тщательного анализа пассажиропотока и растущего спроса как на прямые авиаперевозки из Минска и в Минск, так и на полеты по маршрутам, в которых белорусская столица является удобным транзитным пунктом. Кроме того, с 30 мая авиакомпания открывает новое регулярное направление «Минск — Таллин — Минск» с частотой 4 рейса в неделю (по понедельникам, вторникам, четвергам и субботам), а уже с 22 апреля начнет выполнять регулярные полеты в московский аэропорт Шереметьево дважды в день. Перевозчик полагает, что запланированные меры позволят удовлетворить спрос пассажиров и расширить транзитные возможности компании.

В числе главных приоритетов авиакомпании в наступающем сезоне традиционно остаются поддержание высокого уровня безопасности полетов и повышение уровня сервиса. Одним из основных направлений развития также является модернизация флота. Параллельно увеличится количество чартерных рейсов — на 15 процентов.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий