Государство будет помогать только тем, кто в этом нуждается

Социум

Александр НЕСТЕРОВ

Пока трудоспособное население Беларуси — по крайней мере, его большинство — стремится работать и укреплять свое семейное благосостояние, нетрудоспособным и нуждающимся гражданам государство по мере возможностей оказывает поддержку. Законодательство по социальному обслуживанию населения постоянно совершенствуется. Продолжает осуществляться адресная помощь. Пенсионная система работает стабильно, хотя и не так эффективно, как многим хотелось бы. Каких изменений в «социалке» следует ждать жителям страны в ближайшее время? Об этом рассказали представители Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Стаж и пенсия: минимальный срок будет увеличиваться

С 1 января 2014 года для назначения трудовых пенсий по возрасту и за выслугу лет наряду с другими установленными условиями требуется наличие  10-летнего минимального страхового стажа — периодов уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) Минтруда РБ. Такое требование установлено Указом Президента от 3 сентября 2013 года № 389 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения и социального страхования». По законодательству СССР все работающие граждане подлежали государственному социальному страхованию. Соответственно, периоды такой работы будут включаться в требуемые 10 лет минимального страхового стажа наравне с периодами уплаты взносов в ФСЗН.

— Минимальный трудовой стаж с уплатой взносов в Фонд социальной защиты населения для получения трудовой пенсии в Беларуси будет постепенно увеличиваться и дальше, — говорит заместитель начальника главного управления пенсионного обеспечения и социального страхования Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Лариса ЯШКОВА. — В нашей стране преобразования в пенсионной сфере производятся пошагово. С 1 января продолжительность минимального трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет, увеличена с 5 до 10 лет. И это обоснованная мера, поскольку страховой стаж — это основа для начисления трудовой пенсии для формирования пенсионных прав. В перспективе такой стаж постепенно будет увеличиваться и дальше.

По словам специалиста, в 2014 году в Беларуси с помощью персонифицированного учета будет упрощен механизм сбора документов для назначения пенсии. Кроме того, с целью упрощения администрирования выплаты пенсии по международным договорам будет расширен электронный документооборот с Россией, Латвией и Литвой.

Что касается расширения международного сотрудничества, то 21 ноября 2013 года между Беларусью и Азербайджаном подписано соглашение о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения. В настоящее время сторонами ведется работа по выполнению внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу соглашения, которое позволит обеспечить реализацию пенсионных прав, приобретенных гражданами после распада СССР. Также прорабатывается вопрос о заключении двусторонних договоров с Украиной, Эстонией, Казахстаном, Чехией и Польшей.

Золотых гор на заслуженном отдыхе ждать не стоит

Пенсии повышаются в Беларуси намного медленнее, чем хотелось бы получателям. Но золотых гор государство никому не обещает — как работаем, так и получаем.

— В 2013 году размеры трудовых пенсий увеличивались дважды — в июле и ноябре, ежеквартально перерасчитывались минимальные трудовые и социальные пенсии, надбавки, повышения и доплаты к пенсиям в связи с изменением бюджета прожиточного минимума, — говорит Лариса Яшкова. — В результате пенсия по возрасту с начала года выросла в среднем на 16,7 процентов. Эта работа будет продолжена в 2014 году.

В Минтруда планируют обеспечивать соотношение средней пенсии по возрасту со средним заработком работников на уровне 40 процентов, средней минимальной пенсии — на уровне бюджета прожиточного минимума пенсионера.

Как улучшить демографическую ситуацию?

С 1 января 2013 года в стране был изменен механизм исчисления размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. Теперь он увязан со среднемесячной заработной платой работников в республике. При этом размер пособия дифференцирован в зависимости от очередности рождения детей, а на ребенка-инвалида установлено пособие в повышенном размере.

— Среднемесячный размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в Беларуси в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличился в 2,3 раза, — отмечает заместитель министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Александр Румак. — С 1 ноября пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет при рождении первого ребенка составляет 1 миллион 911,1 тысячи рублей, при рождении второго и последующих детей — 2 миллиона 184,1 тысячи, на ребенка-инвалида — 2 миллиона 457,2 тысячи рублей.

Представитель министерства напоминает, что в прошлом году были расширены категории получателей пособия по уходу за ребенком-инвалидом, введено пособие по временной нетрудоспособности на период медицинской реабилитации ребенка-инвалида. Президентским Указом № 462 индивидуальным предпринимателям, нотариусам, адвокатам, ремесленникам предоставлено право на приостановление соответствующей деятельности в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет и получение в этот период пособия в полном размере. А Законом РБ «О социальном обслуживании», вступившим в силу с 1 января 2013 года, предусмотрен ряд новых социальных услуг для семей с детьми: услуги няни, которые предоставляются семьям при рождении двойни и более детей, неполным семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, полным семьям, воспитывающим двоих и более детей-инвалидов, услуги социальной передышки для семей с детьми-инвалидами. Очередным шагом в поддержку деторождения стал Указ от 27 декабря 2013 года № 574 «О предоставлении гражданам Республики Беларусь кредитов на льготных условиях для оплаты экстракорпорального оплодотворения».

— Все эти меры положительно повлияли на демографическую ситуацию в Беларуси, — считает Александр Румак. — С августа в стране наблюдается абсолютный прирост населения. Численность населения республики на 1 декабря составила 9 миллионов 467,8 тысячи человек, что на 4000 человек больше, чем на 1 января 2013 года. При этом в январе — ноябре 2013 года в республике родилось 108779 детей, что на 3043 больше, чем в январе — ноябре 2012-го.

«Налог на тунеядство»: вопрос открытый

В июле 2013 года премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович озвучил информацию о возможном введении в стране налога с неработающих граждан. Причина — около 445000 человек трудоспособного населения нигде не работают и, соответственно, не вносят никакого вклада в развитие экономики. Но при этом пользуются социальными благами. В конце октября министр труда и соцзащиты РБ Марианна Щеткина в ходе онлайн-приема на сайте Минтруда отметила, что введение такого налога — «вопрос сложный, поэтому требует тщательной проработки». А в ноябре начальник главного управления финансирования социальной сферы и науки Министерства финансов РБ Светлана Кретова проинформировала, что в Беларуси уже разработан проект указа о введении налога с неработающих граждан. И озвучила предварительную сумму сборов — 2,6 миллиона рублей в год. Наконец, в декабре заместитель министра финансов Максим Ермолович заявил: одно из предложений по механизму взимания платежа с неработающих граждан связано с введением социальных карт. Наличие таких карт позволит работающим гражданам получать определенный набор социальных услуг бесплатно, а тем, кто официально нигде не работает, придется оплачивать стоимость этих услуг.

— Вопрос о введении социальных карт для взимания платежа с неработающих граждан Беларуси находится в глубокой проработке, — говорит первый заместитель министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Петр ГРУШНИК. — Сегодня понятия «тунеядец» в стране не существует. Мы говорим о тунеядцах, не зная, кто это такие. Для начала нужно четко определиться с категорией. Это очень большая проблема, которая сдерживает решение вопроса. Например, можно ли назвать тунеядцами людей, которые занимаются домашним хозяйством. Ведь они не ходят на работу, но садят картошку, выращивают домашних животных. Это очень тонкий вопрос.

В целом ситуация на рынке труда Беларуси, по словам Петра Грушника, контролируемая и имеет устойчивый характер. На 1 декабря 2013 года в органы по труду, занятости и социальной защите заявлены сведения о наличии 65000 свободных рабочих мест и 21,1 тысячи безработных. То есть вакансий практически в три раза больше, чем безработных. Напряженность на рынке труда республики (численность безработных на одну вакансию) снизилась с 0,4 на 1 декабря 2012 года до 0,3 на 1 декабря 2013 года. Уровень регистрируемой безработицы стабилизировался на отметке 0,5 процента к численности экономически активного населения при прогнозе на конец 2013 года 1,5 процента.

Кроме того, постепенно уменьшается число обращений в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве и регистрации безработных.

— Несмотря на эти показатели, на рынке труда по-прежнему сохраняется несоответствие между спросом и предложением рабочей силы по профессиональному составу, территориальному размещению свободных рабочих мест, — отмечает представитель Минтруда. — Актуальными проблемами остаются невысокий уровень трудовой мобильности населения страны, трудоустройство отдельных категорий молодежи, не имеющих профессионального образования, инвалидов, граждан, освобожденных из исправительных учреждений системы МВД, а также людей, имеющих длительный перерыв в работе.



Добавить комментарий