Есть ли жизнь без барьеров?

Социум

Фото: onliner.by

Термин «безбарьерная среда» обычно применяется к элементам окружающей среды, в которую могут свободно заходить, попадать и которую могут использовать люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями. Говоря более широко — это среда обитания, адаптированная к возможностям физически ослабленных лиц и создающая условия для их самостоятельной, без посторонней помощи, деятельности. При этом проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий. О том, как в нашей стране происходит интегрирование людей с ограниченными возможностями в повседневную жизнь, на днях рассказали специалисты.

Уровень доступности — почти 70 процентов
Работа по созданию безбарьерной среды активизировалась в Беларуси, наверное, чуть более десятка лет назад. Во всяком случае именно тогда у входов в жилые здания, госучреждения, объекты торговли, социальной и прочей инфраструктуры начали появляться пандусы для заезда инвалидных колясок. Далеко не все они были удобны — пришлось учиться на своих же ошибках. Продолжается эта работа и сегодня.

— Доступность объектов для людей с инвалидностью в стране составляет 69 процентов, — утверждает начальник управления по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Виктория ГРЕЧИХА. — Но надо понимать, что эти проценты — обеспеченность именно элементами безбарьерной среды. Ведь зачастую само понятие «доступная» либо «безбарьерная» среда ассоциируется только с обустройством пандуса, поручня, подъемного устройства, входа и выхода из здания. А внутри помещение не приспособлено для использования. Либо же доступность среды обеспечивается только для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, а для имеющих иные нарушения все еще есть барьеры. Поэтому за последние четыре года уже утверждено более 27 технических нормативных правовых актов, чтобы устранить этот пробел. Более того, Минтруда совместно с Минстрой-архитектуры разработало методические рекомендации по определению доступности объектов. Определен конкретный перечень элементов безбарьерной среды, при наличии которых объект может считаться доступным для людей с инвалидностью.

Кстати, к таким элементам, помимо упомянутых выше пандусов, подъемников и поручней, относятся лифты, санузлы, парковки, тактильные направляющие, шрифт Брайля, речевые информаторы и многое другое. Также важны доступность информации, транспорта, улично-дорожной сети, парков и скверов, — все это необходимые условия для социализации людей с инвалидностью.

— В Беларуси подготовлен проект закона о правах инвалидов и их социальной интеграции, которым как раз предусматривается комплексный подход к безбарьерной среде, — продолжает Виктория Гречиха. — Он принят депутатами Палаты представителей Национального собрания в первом чтении 4 июня этого года. Одно из важных направлений, представленных в документе, — совершенствование законодательства по вопросам обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной и транспортной инфраструктуры, жилых помещений. Этому вопросу посвящена целая глава.

Вот некоторые ключевые новшества, предусмотренные законопроектом. В документе дано определение доступной среды (от транспорта до коммуникационных и информационных средств). Есть статья, которая устанавливает обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов к объектам социальной, производственной, транспортной инфраструктуры, а для транспортных средств — техрегламентов Таможенного союза и ЕАЭС. Прописано также, что, когда на действующих объектах невозможно полностью выполнить требования о доступности, собственники по согласованию с общественными объединениями инвалидов принимают меры для обеспечения предоставления необходимых услуг либо по месту проживания, либо дистанционно. В части доступности транспортной инфраструктуры на всех автопарковках должны быть выделены бесплатные места для инвалидов. Воспользоваться ими можно при предоставлении соответствующего удостоверения. Норма распространяется на все парковки вне зависимости от формы их собственности.

Наконец, норма по доступности жилья дополнена рядом требований. Комфортное и свободное перемещение должно быть не только в жилых, но и вспомогательных помещениях (в вестибюлях, холлах, на лестничных маршах и т. д.), через входы и выходы из здания. То есть нужен комплексный подход к созданию среды для людей с инвалидностью.

По словам начальника управления по делам инвалидов Минтруда и соцзащиты Беларуси Виктории ГРЕЧИХИ, в стране определен перечень элементов безбарьерной среды, при наличии которых объект может считаться доступным для людей с инвалидностью.

Без инновационных решений не обойтись
Поскольку главной визитной карточкой Беларуси принято считать Минск, именно в столице в свое время были опробованы многие элементы безбарьерной среды. С другой стороны, из-за своих больших размеров город не всегда своевременно реагирует на необходимость установить пандус в подъезде, где проживает колясочник. Что поделаешь, издержки мегаполиса…

— Ежегодно в столице выделяются финансовые средства на создание элементов безбарьерной среды по месту жительства людей с инвалидностью, — напоминает председатель комитета по труду, занятости и социальной защиты Мингорисполкома Жанна РОМАНОВИЧ. — Эта работа ведется с 2016 года. По 335 адресам созданы подъемные устройства, пандусы и прочие элементы. Мероприятия продолжаются. Разработана проектно-сметная документация, до конца года в Минске элементами безбарьерной среды будет оборудовано около 90 объектов по месту жительства инвалидов. На эти цели в 2020-м запланированы средства: более 2,5 миллиона рублей из городского бюджета, еще 0,2 миллиона — средства собственников.

Есть в этой работе и свои затруднения, отмечает специалист. Ведь нельзя в одно и то же время перестроить все, что создавалось годами. Многие дома, особенно 1970—1980 годов постройки, не могут быть оборудованы механическими или электрическими подъемными устройствами. Применяются другие инновационные решения, альтернативные элементы. Например, прорабатывается вопрос оборудования лестничных клеток подвесными подъемными устройствами. Три территориальных центра социального обслуживания населения закупили траволаторы, их услуга предоставляется каждому по запросу. Дополнительно гражданам при их желании посетить какой-то объект оказывается услуга сопровождения.

— Создание элементов безбарьерной среды по местам проживания людей с инвалидностью во многом будет зависеть от помощи Минстройархитектуры, — добавляет Жанна Романович. — На согласовании еще много адресов. В том числе те, где мы понимаем, что у нас будут проблемы. Деньги в любом случае будут освоены — мы заменим адреса, у нас их много. Но что сделаем там, где нам отказано в оборудовании? Нужна помощь министерства для применения альтернативных форм элементов безбарьерной среды.

Важно решать проблему в комплексе
В Минске, как и в других регионах, реализуется подпрограмма «Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц» государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016—2020 годы. Это целый ряд мероприятий. Основное внимание, конечно, уделяется обустройству доступной среды по адресам проживания целевой группы.
Но не только им.

— Среди мероприятий — переоборудование улично-дорожной сети, — констатирует Жанна Романович. — Применяется тактильная плитка, занижается бордюрный камень — это важно для велосипедистов, мам с колясками, маломобильных граждан. Почти 87 процентов городского общественного транспорта — с низким полом. Кстати, на нынешний год запланировано приобретение еще более 500 троллейбусов и автобусов, которые будут способны перевозить людей с инвалидностью.

При этом, добавляет специалист, важно обеспечить комфортную среду для других категорий людей с инвалидностью. Поэтому остановки общественного транспорта оборудуются световыми табло, применяется звуковое оповещение. Передовик в применении элементов безбарьерной среды — Минский метрополитен. Почти все станции оборудованы приспособлениями для людей с нарушениями слуха и зрения.

Еще один важный момент: продолжается и совершенствуется работа службы «Социальное такси», которая пользуется стабильно высоким спросом.

Сегодня услугу оказывают предприятия, у которых на балансе есть транспортные средства, и этот парк обновляется. Кроме того, с 2016 года работает городской центр приема и передачи сообщений от людей с нарушениями слуха. Это помогает повысить качество жизни таких граждан.

— Почти все театрально-зрелищные учреждения столицы имеют элементы безбарьерной среды, — отмечает Жанна Романович. — Более 70 публичных городских библиотек доступны для людей с инвалидностью. Продолжаем работу по переоборудованию номерного фонда гостиниц. Сегодня из около 2000 номеров более 50 приспособлены для инвалидов-колясочников. В целом в Минске предпринимаются попытки выстраивать целую инфраструктуру для людей с инвалидностью локально по пути следования: чтобы и жилые помещения, и входная группа, и путь до остановки транспорта, и посадка-высадка в него, и ближайшие поликлиники, аптеки, прочие социально значимые объекты были доступными. Например, такая работа ведется в микрорайоне Серебрянка.

Глава комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома подчеркивает: особенно важно, чтобы объекты нового строительства, реконструкции изначально проектиро-вались и возводились с учетом комплексной доступности.

Например, чтобы в подъездах устанавливались лифты с широкими кабинами.

— Все барьеры прежде всего в голове человека, — считает она. — Да, есть неравнодушные люди, которые понимают и даже сами подсказывают, где еще нужно оборудовать места и сделать их доступными для всех. Это парки, зоны отдыха, пляжи. Но многие жители не понимают, зачем мы делаем пандусы и подъемники, считают их громоздкими. А ведь эта среда нужна не только людям на коляске, но и маломобильным, тем, кто временно на больничном, мамам с колясками и т. д. Важно, чтобы было понимание с обеих сторон.

Ориентир — на стандарты

В августе 2019 года в Беларуси было введено сразу несколько стандартов безбарьерной среды. В частности, СТБ ISO 23599-2019 призван помочь незрячим людям ориентироваться в пространстве благодаря удобному расположению специальных элементов — тактильных указателей (предупреждающих и направляющих), которые обеспечивают правильное восприятие информации, передаваемой через тактильные поверхности как в помещениях, так и на открытых площадках. Стандарт СТБ EN 81-82-2019 направлен на повышение доступности лифтов для всех пассажиров, включая пассажиров с ограниченными возможностями, СТБ ISO 19026-2019 — на решение проблем, с которыми сталкиваются пожилые граждане, люди с инвалидностью при пользовании общественными туалетами. СТБ ISO 10865-2-2019 устанавливает методы испытаний и требования к конструкции, характеристикам и маркировке систем крепления кресел-колясок, а также к соответствующим инструкциям и предупреждениям. Наконец, СТБ EN 12182-2019 устанавливает общие технические требования и методы испытаний ассистивных устройств, которые относятся к медицинскому оборудованию. В их числе ортопедические приспособления для ходьбы, кресла-коляски, протезы, ходунки, трости.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий