Елена Турова: «Если бы было просто просчитать успех фильма заранее, на всех не хватило бы «Оскаров»

Культура

Визитная карточка

Турова Елена Викторовна, член Союза кинематографистов, неоднократный лауреат и призер детских кинофестивалей. Режиссер, сценарист, автор текста ряда популярных эстрадных песен. Закончила филологический факультет БГУ имени Ленина. Начиная с 1987 года работает на Национальной киностудии «Беларусьфильм». В период с 1991 по 2001 год сняла шесть анимационных фильмов. Режиссер и автор сценария трех полнометражных игровых фильмов — «Новогодние приключения в июле» (2007 г.), «Рыжик в Зазеркалье» (2010 г.) и «Киндер-Вилейское привидение» (2014 г.).

Несмотря на то, что около 20 лет Елена Турова посвятила анимации, у нее хватило мастерства и таланта возродить в стране производство кино для детей. Журналисты зачастую называют Елену Викторовну «доброй волшебницей» «Беларусьфильма».

— Елена Викторовна, трудно ли снимать реалистическое детское кино, ведь сегодня юные зрители избалованы всевозможными компьютерными спецэффектами?
— Во-первых, термин «реалистическое кино» не совсем корректный. Абсолютный реализм — да и то, с поправкой на личный взгляд автора — присутствует только в документальных лентах. Игровые же и анимационные фильмы всегда несут в себе долю вымысла, фантазии, даже если их сюжеты основаны на реальных событиях. Грамотно сделанная компьютерная графика, в том числе и «спецэффекты», которые порой употребляются критикой в «ругательном» контексте, никогда не будет бросаться в глаза и притягивать к себе внимание в таких картинах, которые кажутся на первый взгляд абсолютно «реалистичными»: это военные, исторические картины, фильмы с участием животных и т. д. Решение использовать в фильме спецэффекты съемочная группа принимает, исходя из поставленных в каждом конкретном случае задач.

А они могут быть самыми разными: безопасность актеров — в том числе и каскадеров, — необходимость дорогостоящего или редкого реквизита и декораций, сложность дрессуры и т. д.

Что же касается жанров, где чудеса компьютерной графики являются имиджевой частью проекта — фэнтези, сказки, боевики и т. д., — то в них тоже решаются специфические задачи. Зритель осознанно выбирает фильм, который сможет на несколько часов перенести его в нереальный мир, оторвать от суеты, дать выход эмоциям.
Однако в любом случае, независимо от жанра, фильм начинается с сюжета, сценария.

И если сценарий плох, никакие чудеса графики этот фильм не спасут. Иногда недорогой проект, рассказывающий о простых вещах, может произвести более глубокое впечатление, чем «навороченный» блокбастер. Все зависит от исходного материала, таланта и мастерства группы, а еще от того, как «сложились звезды». Иногда проекты, успех которых был заранее просчитан маркетологами и «выверен» на фокус-группах, с треском проваливаются. А относительно скромные картины «идут в народ»… Я думаю, если бы было просто просчитать успех фильма заранее, на всех не хватило бы «Оскаров»: почитал учебник «Как сделать хороший фильм» — и вперед! Однако даже маститый режиссер берется за каждый свой новый проект с трепетом в душе: что-то будет?..

— Вы уже сняли шесть анимационных фильмов, три полнометражных, несколько социальных роликов. Над чем работаете сейчас?
— В этом году я, выражаясь профессиональным языком кино, «запустилась» с анимационным проектом по сказке Геннадия Давыдько «Звезды седьмого неба». Это попытка создать в Беларуси первый анимационный мюзикл. Наши герои будут петь и говорить голосами известных белорусских исполнителей — Тео, Дяди Вани, Дениса Дудинского, Светланы Бень, Елены Дубровской. Музыку к проекту написал популярный композитор Леонид Ширин, мой бывший «однополчанин» по филологическому факультету БГУ.

— Какое будущее, по-вашему, у белорусского кино?
— Думаю, наше будущее за талантливыми сценаристами — при небольших бюджетах ставку надо делать именно на сильный сценарий — и не менее талантливыми, заинтересованными в развитии кино как искусства продюсерами. Сегодня ощущается острейший дефицит людей этой профессии. Режиссеры, как правило, не умеют продвигать проекты, да и не их это дело. Каждый должен отвечать за свой фронт работ. Продюсеры коммерческих проектов часто последнюю роль отводят качеству фильма с точки зрения его культурной ценности, во главу угла ставится возможность его реализации, удовлетворения зрительской массы. А массу тоже нужно воспитывать. Кто этим будет заниматься? Я не считаю, что надо ставить знак равенства между понятиями «умное» и «скучное» кино. Но скатываться только к производству сериалов и ширпотреба недопустимо. Не такая богатая у нас страна, чтобы разбазаривать средства. Беларусь надо представлять на фестивалях, международных кинорынках, и представлять достойно.

— Есть ли литературное произведение, по которому сегодня очень хочется снять фильм?
— Еще со школьных лет влюблена в книгу «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Считаю, что до сих пор нет ни одной экранизации, которая бы в полной мере передала душу этого романа. Чтобы снять такой фильм, нужно иметь голливудский бюджет и славянскую харизму. Увы, понимаю, это всего лишь мечта…

— Кого из актеров вы особенно хотели бы снять в своем фильме?
— Кастинг решает все.

В моей практике были случаи, когда на роль утверждались актеры, сначала казавшиеся абсолютно на нее не подходящими. Но порой экранная проба выявляет настоящие чудеса. Поэтому предварительное видение распределения ролей стараюсь до поры тактично держать в секрете.

— Вы в своих фильмах выступаете и как сценарист. Как обстоят дела с интересными сценариями сегодня?
— Я лично чаще всего пытаюсь писать для себя сама: так проще.

— Большое спасибо!

Беседовал
Александр ВИЛЬЧИНСКИЙ.



Добавить комментарий