Две стороны билборда

Новости

Дмитрий СТОЛЯРОВ

Сегодня рекламные билборды стали неотъемлемой «архитектурной составляющей» многих городов. То там, то тут пестрые экраны доносят до нас бесконечное множество самой разной информации. Но насколько нужна она? Насколько оправданно применение столь въедливой формы при рекламе тех или иных товаров? Подобными вопросами уже задаются городские власти.

«Засилие» в городе рекламных плакатов имеет два аспекта: как положительный, так и отрицательный. Скептически настроенный читатель спросит: «Что же положительного можно найти в нынешнем агрессивном объеме уличной рекламы?» Ответ прост: организации, размещающие коммерческую рекламу, платят определенные суммы в бюджет. Если же говорить о рекламе социальной, то ее положительная роль тем более понятна.

Говоря об отрицательных сторонах рекламных билбордов на городских улицах, первое, о чем, вероятно, каждый из нас подумает, — повышение аварийности на дорогах. Действительно, в районах размещения больших рекламных плакатов или мониторов наблюдается значительное количество дорожно-транспортных происшествий, существенно возрастает уровень опасности для всех участников движения, а в крупных городах создается риск возникновения пробок и заторов на дорогах.

Есть и еще одна проблема: обилие рекламных щитов, мониторов и вывесок существенно искажает вид исторической части города. Весьма прискорбно наблюдать здание образца архитектуры XIX века или 20–30-х годов ХХ века, беспомощно стоящее под грузом разноцветных рекламных вывесок. И эта проблема носит не только культурный, но и, как бы странно это ни прозвучало, экономический характер. Искажение исторической части городов существенно уменьшает привлекательность нашей страны для туристов. А это, следовательно, ведет к тому, что госбюджет недополучает из этой отрасли…

С социальной рекламой тоже не все так просто. Она, призванная доносить до населения «разумное, доброе, вечное», в ряде случаев просто не справляется со своей задачей. В результате складывается грустная ситуация, когда социальная реклама мало того, что искажает историческое лицо города и природные ландшафты на междугородных магистралях, так еще и свою функцию по трансляции моральных ценностей выполняет не полностью.

Неоднозначная оценка роли социальной рекламы подтвердилась и в ходе проведенного нынешней весной компанией    МАСМИ социологического исследования, во время которого изучалось отношение населения Минска к этому виду рекламы. 42,3 процента участников опроса сталкивались с социальной рекламой на щитах на улицах города. Ответы на вопрос «Нравится ли вам социальная реклама?» распределись следующим образом: 53,3 процента сказали, что скорее, нравится, 1 процент — что очень нравится. Однако 33,3 процента ответили, что, скорее, не нравится, а 5 процентов — дали однозначно отрицательный ответ. Еще 7,3 процента затруднились дать оценку.

На основании таких цифр можно сделать вывод, что значительная часть жителей Минска просто «выпадает» из поля деятельности социальной рекламы. Это отразилось и в ответах на вопрос «Влияет ли на вас социальная реклама?», на который только 1 процент (!) опрошенных ответили, что стараются вести себя в соответствии с транслируемыми рекламой ценностями. Еще 15,7 процента ответили, что иногда начинают вести себя иначе, а 55,7 процента сказали, что задумываются о проблемах, поднимаемых в социальной рекламе. В противовес этому 21,3 процента респондентов заявили, что социальная реклама на них не влияет, и 6,3 процента затруднились ответить. Конечно, в поддержку социальной рекламы высказалась подавляющая часть опрошенных, но в данном случае спешить с выводами не стоит, поскольку важно понимать, что основная задача социальной рекламы в том, чтобы изменять поведение людей, и вот с этим дело-то как раз обстоит неважно.

Таким образом, мы имеем большинство, которое в целом положительно воспринимает социальную рекламу, но при этом практически не реализует транслируемые ею ценности. Кроме того, значительный процент граждан социальную рекламу не приемлют в принципе. Результаты приведенного исследования показали, что ряд проблем в плане размещения и дизайна социальной рекламы уже назрел и самое время задуматься об их решении.



Добавить комментарий