Доступному общественному транспорту приходит конец?

Новости

В столице планируется «оптимизировать» маршрутную сеть одновременно с повышением стоимости проезда

Александр НЕСТЕРОВ
Фото автора

Дадалко
Заместитель директора ГУ «Столичный транспорт и связь» Игорь ДАДАЛКО пока с осторожностью говорит о втором этапе оптимизации маршрутной сети: «Мы сейчас изучаем ситуацию. По закону информировать пассажиров обо всех изменениях мы должны за 15 дней до вступления этих изменений в силу».

Маршрутную сеть перекроят неоднократно

Минчане уже слышали о том, что на согласование в Министерство экономики РБ недавно были направлены предложения о поэтапном повышении стоимости проезда в столичном общественном транспорте: в октябре — до 1300 рублей, в ноябре — до 1600 рублей, в декабре — до 1850 рублей.

— Дело в том, что наши расходы растут намного быстрее, чем увеличивается стоимость проезда, — говорит заместитель директора ГУ «Столичный транспорт и связь» Игорь ДАДАЛКО. — Скажем, за последний год стоимость топлива увеличилась в 2,1 раза, электроэнергии — в 1,8 раза, запчастей и материалов — в 2,7 раза, в то время как стоимость проезда для пассажиров возросла всего на 35 процентов. Решено также, в частности, оптимизировать существующую маршрутную сеть наземного транспорта. На первом этапе, в ноябре-декабре, мы исключим участки с низким уровнем пассажиропотока. Но основные транспортные связи будут сохранены. Экономия от оптимизации маршрутной сети — свыше 500 миллионов рублей ежемесячно.

По словам Игоря Геннадьевича, после Нового года планируется второй этап оптимизации маршрутной сети. Правда, подробности представитель ГУ «Столичный транспорт и связь» раскрывать не стал. Но заметил, что если не предпринять срочных мер, то в связи с неблагоприятным финансовым положением транспортники вынуждены будут, помимо «оптимизации», существенно сократить количество подвижного состава на линиях. Особенно в межпиковые промежутки времени.

Студенты и школьники не виноваты?

По словам начальника финансово-экономического управления ГП «Минск-транс» Анны МИХАЙЛОВСКОЙ, в настоящее время в наземном транспорте работает 1300 кондукторов. Они заняты на 20 процентах от всего подвижного состава.
По словам начальника финансово-экономического управления ГП «Минск-транс» Анны МИХАЙЛОВСКОЙ, в настоящее время в наземном транспорте работает 1300 кондукторов. Они заняты на 20 процентах от всего подвижного состава.

По мнению представителей государственного предприятия «Минсктранс», если предложения, направленные в Министерство экономики, будут приняты, то это позволит получить дополнительный доход примерно в 27 миллиардов рублей за три месяца. В то же время транспортники не отрицают, что городской бюджет несет немалые потери в связи с предоставлением права бесплатного проезда школьникам и студентам.

— Из-за школьников бюджет ежемесячно теряет 1 миллиард рублей, из-за студентов — 8 миллиардов рублей, — говорит начальник финансово-экономического управления ГП «Минсктранс» Анна МИХАЙЛОВСКАЯ. — С учетом этого себестоимость одной поездки в транспорте без субсидий государства в октябре составила 3000 рублей.

Вместе с тем, представитель ГП «Минсктранс» не связывает увеличение платы за проезд в общественном транспорте с бесплатным проездом студентов.

— Мнение о том, что увеличение тарифов на перевозки общественным транспортом ляжет на плечи добросовестных пассажиров, не совсем верно, — говорит Анна Ивановна. — Мэрия пошла на предоставление льгот студентам за счет увеличения размера субсидий из бюджета для коммунального пассажирского транспорта.

Кстати, школьники нынче составляют сравнительно небольшой сегмент в общем пассажиропотоке — их насчитывается около 140000. К тому же они не так часто передвигаются на общественном транспорте, как студенты. Что касается учащихся вузов и ссузов, то их около 170000 человек и они более мобильны.

Маршрутки работают «в минус»?

Начальник планово-коммерческого отдела ГУ «Столичный транспорт и связь» Ольга ЛОСЬ считает, что с учетом невысоких тарифов на услуги маршруток частные перевозчики не могут позволить себе даже минимальный ремонт подвижного состава — накладно.
Начальник планово-коммерческого отдела ГУ «Столичный транспорт и связь» Ольга ЛОСЬ считает, что с учетом невысоких тарифов на услуги маршруток частные перевозчики не могут позволить себе даже минимальный ремонт подвижного состава — накладно.

Осенняя хроника ликвидации движения маршрутных такси в Минске выглядит следующим образом. С 1 сентября прекратились перевозки по маршруту № 1184-ТК «ДС «Малиновка-4» — Слепянка», с 20 сентября — по маршруту № 1044-ТК «Каменная Горка-5 — Слепянка». С 1 октября исчезли микроавтобусы на маршруте № 1104-ТК «Вокзал — Чижовка» и № 1042-ТК «Воронянского — МВЦ «Экспобел». С 1 ноября для экспрессных маршрутов №№ 1153-ТК и 1280-ТК исключается заезд на разворотное кольцо «Авторынок», и движение со стороны улицы Слободской организуется до разворотного кольца «Малиновка-8».

Чаще всего в качестве причины отказа перевозчиков упоминается низкий уровень пассажиропотока. Неужели минчане игнорируют этот скоростной вид общественного транспорта?

— Перевозчикам становится невыгодно работать на маршрутах по нынешним расценкам, — говорит начальник планово-коммерческого отдела ГУ «Столичный транспорт и связь» Ольга ЛОСЬ. — Поэтому было предложено поднять оплату до 5100 рублей при поездке до 10 километров, до 6500 — на расстояние более 10 км. И такое повышение оправдано, поскольку сейчас наблюдается тенденция сокращения числа частных перевозчиков. С начала года с рынка ушло около 200 микроавтобусов, в том числе принадлежащих семи индивидуальным предпринимателям. Такие фирмы не могут обеспечить зарплату водителям. Многие перевозчики уже имеют недобор водителей до 20 процентов.

Один из аргументов Ольги Григорьевны в пользу увеличения стоимости проезда в маршрутках вызвал у журналистов саркастические усмешки: «Одна из проблем — отток водителей. У некоторых перевозчиков зарплата данных специалистов не превышает 600000 рублей». Постоянные клиенты маршруток здесь, пожалуй, тоже улыбнутся: в это, конечно, можно было бы поверить, но только в том случае, если бы водители обилечивали всех пассажиров и не брали людей в салон на «стоячие» места. Правда, что касается зарплат, то Ольга Лось тут же сделала оговорку: «Во всяком случае, это следует из статистических данных, которые представляют перевозчики».

А вот еще один аргумент — дороговизна запчастей и материалов — вполне уместен. Действительно, стоимость комплектующих нынче очень высока, поэтому не стоит удивляться тому, что на линию нередко выходят «полуживые» машины.

— Зачастую бывает так, что если в микроавтобусе сломается двигатель, то выгоднее не ремонтировать его, а сразу ставить машину, фигурально выражаясь, под забор, — замечает начальник планово-коммерческого отдела ГУ «Столичный транспорт и связь».

Ну хорошо, перевозчикам нужны деньги для обеспечения рентабельности работы. Но «потянут» ли новые тарифы пассажиры? Если не потянут, то без очередных закрытий маршрутов не обойтись.

***

Эпилогом к беседе с транспортниками стало сообщение, прозвучавшее 24 октября на оперативной планерке в Мингорисполкоме.

— Стоимость проезда в общественном транспорте Минска планируется увеличить с 1 ноября до 1300 рублей, — заявил директор ГУ «Столичный транспорт и связь» Валерий ШКУРАТОВ. — Думаю, в течение недели такое решение мэрия примет, затем оно должно пройти согласование в Министерстве экономики и экспертизу в Минюсте. Раньше, чем 1 ноября, мы не сможем это сделать. Цена проезда на маршрутах, осуществляемых частными перевозчиками, составит около 4500 рублей.

Одно утешает: если талончики подорожают, то цена месячных проездных пока останется прежней.

— Проездные дорожают с опозданием на месяц, — заметила начальник финансово-экономического управления ГП «Минсктранс» Анна Михайловская. — А продажа многоразовых билетов на ноябрь началась еще 20 октября.

Оптимизация маршрутной сети, первый этап

Основная• Троллейбусы маршрута № 48 «ДС «Кунцевщина» — ДС «Сухарево» будут работать по будням в часы пик и в выходные. В межпиковое время будет увеличено количество подвижного состава на троллейбусном маршруте № 52 «ДС «Кунцевщина» — ДС «Малиновка-4».

• Движение автобусного маршрута № 83Э со стороны ТЦ «Ждановичи» будет организовано до ДС «Малиновка-4» (без заезда на авторынок).

• Отменяется работа автобусного маршрута № 62 «ДС «Калиновского» — ст. м. «Парк Челюскинцев». А трасса троллейбусного маршрута № 61 «ДС «Уручье-2» — Толбухина» будет продлена до ст. м. «Академия наук». На нем будет увеличено количество подвижного состава.

• Отменяется работа автобусного маршрута № 33С «ДС «Запад-3» — Академия наук». Зато организуется работа троллейбусного маршрута № 11 «ДС «Сухарево» — Академия наук».

• Автобус № 26 будет курсировать по маршруту «ДС «Запад-3» — Будславская».

• Автобусный маршрут № 40 «ДС «Кунцевщина» — Ландера» будет следовать со стороны ул. Московской по ул. Казинца, Корженевского, Ландера, Казинца и далее (с объездом района против часовой стрелки). Сокращается трасса автобусного маршрута № 53: со стороны ул. Ландера — до ДС «Серова» через о. п. «Детская больница». Кроме того, будет увеличено количество подвижного состава на троллейбусном маршруте № 51 «ДС «Дружная» — ДС «Курасовщина».

• Троллейбусный маршрут № 34 «ДС «Зеленый Луг-3» — «Ангарская-3»: со стороны Зеленого Луга -3» будет пущен в Чижовку-6. А троллейбусы № 17 со стороны ДС «Дражня» будут направлены до Ангарской-3, причем только по будним дням. В выходные будет увеличено количество подвижного состава на троллейбусном маршруте № 60.

• По будним дням в межпиковое время и по выходным дням отменяется работа автобусного маршрута      № 3 «ДС «Чижовка» — Вокзал» (маршрут № 3С сохраняется). Зато автобусный маршрут № 102 «ДС «Чижовка» — Вокзал» будет курсировать в направлении 10-й больницы по ул. Уборевича, проезду Голодеда, ул. Голодеда, Уборевича, объезжая Чижовку по часовой стрелке, причем чаще, чем сейчас.

• По выходным дням отменяется работа троллейбусного маршрута № 38 «ДС «Славинского» — Семашко». Зато в эти дни троллейбусный маршрут № 55 «ДС «Одоевского» — Толбухина» будет продлен до ДС «Славинского» с присвоением № 68. Количество подвижного состава на троллейбусном маршруте № 10 «ДС «Малиновка-4» — ДС «Веснянка» в это время увеличится.

• По выходным дням отменяется работа троллейбусных маршрутов    № 32 «ДС «Малиновка-4» — Вокзал» и № 45 «ДС «Юго-Запад» — ДС «Дружная». Одновременно открывается новый троллейбусный маршрут № 47 «ДС «Малиновка-4» — ДС «Дружная».

• По выходным дням отменяется работа автобусного маршрута № 73 «ДС «Серова» — Веснянка», зато организуется работа автобусного маршрута № 73Д «ДС «Серова» — ул. Заславская».

• По выходным дням организуется работа нового скоростного автобусного маршрута № 148С «ДС «Шабаны» — Ландера». В связи с этим по выходным дням отменят автобусные маршруты № 48 «ДС «Чижовка» — Ландера», № 98 «ДС «Лошица-2» — ст. м. «Могилевская», № 21 «ДС «Чижовка» — ДС «Шабаны».

• По выходным дням отменяется работа автобусного маршрута № 108 «АС «Автозаводская» — Гатово». Взамен организуется работа автобусного маршрута № 108Д «ДС «Чижовка» — Гатово».



Добавить комментарий