Чтобы все заводские весы работали, как часы

Тракторозаводцы

Вы задумывались когда-нибудь, что мы знаем о весах? Да практически ничего. А в мастерской по ремонту весов бюро экономического планирования, анализа и отчетности ремонтов управления главного механика о них знают все или почти все. Слесарь контрольно-измерительных приборов и автоматики этого бюро Виталий Хоменко увлеченно рассказал нам о своей работе и весовом хозяйстве МТЗ в целом.

— Весы — измерительные приборы для определения массы объекта — используются во многих подразделениях нашего предприятия, — поясняет Виталий Борисович. — Больше всего их на складах, есть они в каждом цехе, во всех инструментальных мастерских. Механические и электронные — настольные, напольные, крановые, подвесные, платформенные, автомобильные и железнодорожные, почтовые, медицинские, магазинные… Есть в весовом хозяйстве нашего завода микровесы, аналитические, тензометрические, пружинные, с маятниковым балансом, рычажные — всего их 330 штук. И механику всех их поддерживаю в рабочем состоянии один я.

Все весовое оборудование очень важно для технологического процесса, и оно нуждается в постоянном уходе и контроле. Весы периодически поверяют метрологи, а моя задача — поддерживать их в исправном состоянии. Как и в любой технике, оснащенной рабочими элементами, подвижные и неподвижные части имеют свойство изнашиваться, ломаться. Весы при этом начинают давать некорректные показания или вовсе прекращают функционировать, и тогда приглашают меня — в любой цех завода, в медцентр, сельхозцех «Гайна», а с июля нынешнего года и в подразделения комбината общественного питания. У меня есть свой набор гирь весом от 1 грамма до 5 килограммов, а при необходимости в отделе главного метролога завода есть гиря даже и в 500 килограммов.

Первым делом определяю характер поломки: проверяю уровень, достигаю нулевого относительно поверхности, осматриваю рабочие части (призмы, подушки, серьги, тяги). Если это механика, то выработка рабочей поверхности заметна сразу, остается только устранить дефект. А бывают и банальные загрязнения рабочей поверхности — пылевые и прочие отложения. Тогда достаточно просто очистить их, вымыть и подкрасить весы, и они продолжают служить.

Весовое хозяйство — это увлекательный и разнообразный мир. Многие весы, на первый взгляд, очень похожи, а на самом деле они настолько разные… Весь интерес в том, чтобы определить поломку и выполнить работу близко к идеалу. Если это получилось, весы поверили, поверитель поставил клеймо, ощущаешь гордость за то, что ты это смог.

Есть, например, на нашем заводе весы 1950—1960 годов с очень сложной механикой. А техническая документация на них не сохранилась, вот и начинаешь с большим интересом и энтузиазмом разбираться в «наворотах» пятидесяти- или семидесятилетней давности. Чинишь и получаешь, можно сказать, мальчишеское удовлетворение от результата.

А в процессе поиска обязательно советуешься с другими специалистами управления главного механика, с начальником нашего бюро Владимиром Кириковичем, увлеченными и азартными в поиске людьми, которым тоже это все интересно.

Мне иногда кажется, что весы — живые существа, и если делаешь все на совесть, то они тебе благодарны. Я всегда говорю их пользователям, сдавая после ремонта, что к весам нужно относиться, как к женщинам — внимательно и с уважением, оберегая их от всяких нежелательных воздействий.

Маленькие весы мне обязательно должны привозить из подразделений раз в год, чтобы я их проверил, почистил, вымыл, подкрасил, а к большим я иду сам по графику профилактических ремонтов и тоже уделяю максимум внимания, чтобы все заводские весы работали, как часы.

Наталия ХЛЕБУС.
Фото автора.



Добавить комментарий