Что год учебный нам готовит

Социум

В День знаний к занятиям в Беларуси приступили более миллиона школьников, в том числе 114 тысяч первоклассников. В наступившем учебном году в стране функционирует 2990 государственных учреждений общего среднего образования.

В профильном министерстве заверяют, что сохранены все меры социальной за-щиты учащихся: бесплатный проезд в общественном транспорте, подвоз к месту учебы и обратно, бесплатное пользование учебниками и снижение за это платы, питание за счет средств республиканского бюджета. В то же время пандемия коронавируса, прокатившаяся по миру в 2020-м, вынудила многие страны пересмотреть организацию образовательного процесса. Какие его элементы в наступившем учебном году остались неизменными, а что было скорректировано (и только ли в связи с COVID-19)? На эти и другие вопросы перед началом учебного года ответили специалисты. А обо всем остальном, что пока осталось не выясненным, можно будет узнать у администрации учебных заведений и педагогов в начале осени.

Изменения в программах есть, но не кардинальные
Успокоим родителей: значительных изменений в организации процесса обучения пока нет. Школы, лицеи и гимназии приступили к работе, руководствуясь установленными ранее принципами и методиками передачи знаний от учителя к ученикам.

— К началу учебного года нами разработаны и приняты все необходимые нормативные документы — никаких резких преобразований в организации образовательного процесса не будет, — обещает заместитель начальника главного управления общего среднего, до-школьного и специального образования — начальник управления общего среднего образования Министерства образования Республики Беларусь Ирина КАРЖОВА. — Мы продолжаем реализовывать те концептуальные подходы в системе образования, которые были приняты во время Республиканского педагогического совета. Также напомню, что с 2015 года поэтапно вводятся в образовательный процесс новые учебные программы. По ним уже работают учащиеся 1—9-х классов. В 2020/2021 учебном году новые учебные программы будут введены в 10-м классе.

А завершим мы переход на новые учебные программы в 2021/2022 учебном году.

Между тем обновленные учебные программы отличаются рядом общих особенностей.
— В них сформулированы, наряду с изучаемым содержанием, требования к образовательным результатам учащихся, усилена практическая составляющая, которая предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, необходимых в жизни. Оптимизирован уровень доступности изучаемого материала, — поясняет заместитель директора по редакционно-издательской работе Национального института образования Министерства образования Республики Беларусь Светлана КУДРЯВЦЕВА. — В частности, в 2020/2021 учебном году для учащихся 10-х классов по белорусскому языку на базовом уровне акцент сделан на практическом владении речевыми нормами на основе изученного в 5—9-х классах систематического курса языка. При этом расширенное изучение сведений о языковой системе предусматривается только на повышенном уровне. Еще один пример. На третьей ступени общего среднего образования изучение истории организуется на проблемно-теоретическом уровне. Это означает, что не будут изучаться новые исторические периоды. Процесс будет построен не путем увеличения объема исторической информации, а через переструктурирование имеющихся знаний, переход от представлений к понятиям. То есть к более глубокому проникновению в сущность изучаемых явлений. Старшеклассники будут пытаться осмысливать исторический процесс, понимать закономерности и тенденции исторического развития, приобретать навыки самостоятельного познания исторической и современной социальной действительности.

К слову, теперь учебные программы по всем предметам предусматривают их изучение на двух уровнях: базовом и повышенном. Так, с нового учебного года появится возможность изучать на повышенном уровне информатику. Также в 10-м классе появилась учебная программа для изучения на повышенном уровне предмета «физическая культура и здоровье», что отвечает запросам образовательной практики.

По словам заместителя начальника главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования — начальника управления общего среднего образования Минобразования Беларуси Ирины КАРЖОВОЙ, все школы страны полностью обеспечены кадрами для организации учебного процесса.

С содержанием учебников проблем не будет?
Скорректировать программу мало — нужно подготовить для школьников соответствующие книжки и пособия. Что сделано в этом плане?
— Содержание общего среднего образования в Беларуси обновляется с 2015 года, — напоминает Светлана Кудрявцева. — За этот период уже издано 217 учебных пособий. В этом году их число увеличится на 50. Из них 17 — для 10-го класса. Все учебные пособия прошли лицензирование методистами, учеными, учителями, психолого-педагогическую экспертизу, доработаны с учетом поступивших замечаний и предложений. Особенностью новых пособий является наличие электронных приложений, обеспечивающих освоение предметов на повышенном уровне.

Электронные версии всех учебных пособий размещены в свободном доступе на Национальном образовательном портале.

— По поводу новых изданий возникает очень много вопросов, — замечает Ирина Каржова. — Например, достаточно ли того материала, который изложен в учебниках, чтобы качественно освоить учебные программы? И нужно ли покупать какие-то дополнительные пособия? Мы ответственно заявляем: новые учебные пособия разработаны таким образом, что материала достаточно. Они дополнены QR-кодом, а также ссылками, которые позволяют выйти на Национальный образовательный портал и посмотреть дополнительный материал по той или иной теме, которая заинтересовала учащегося.

В свою очередь, педагоги подготовлены к работе с новыми программами и учебниками, утверждают эксперты.

— В Беларуси весьма квалифицированный учительский корпус, — убеждена проректор по научно-методической работе Академии последипломного образования Галина НИКОЛАЕНКО. — Я могу привести такие цифры. 35 процентов наших учителей имеют высшую квалификационную категорию, 40 процентов — первую. Есть еще такая категория, как учителя-методисты, — наша педагогическая элита. Их около 400 человек. Это те учителя, которые работают непосредственно с коллегами и делятся своим опытом. Конечно, педагоги подготовлены к работе с новыми программами и новыми учебниками. Они знают, какие изменения произойдут. Потому что мы обязательно встречаемся с авторами учебников, знакомы с тенденциями, которые связаны с изменением программ.

Но есть еще один аспект, который считается очень важным. Это обмен опытом самих педагогов, как они работают по новым программам. На помощь также приходят информационные технологии.

— Сейчас у нас есть возможность использовать веб-ресурсы, дистанционное обучение, — рассказывает Галина Николаенко. — В регионах есть виртуальные консультационные пункты для учителей. В Академии существует республиканский методический ресурс. И, конечно, речь идет не только о содержании обучения, но и об использовании новых технологий, возможностях дифференцированного обучения. Например, о подготовке к самостоятельной работе с использованием ИКТ.

Квалификация учителей поддерживается и системой дополнительного образования. Раз в три года все педагоги проходят повышение квалификации.

А есть еще и так называемый межкурсовой период, когда особо актуальные вопросы обсуждаются на семинарах, «круглых столах», путем индивидуальных консультаций. Словом, в Академии последипломного образования уверены: новое содержание обучения педагоги вполне готовы преподнести учащимся.

Коронавирус никуда не делся
Все учреждения среднего образования работают в обычном режиме — пока эпидемическая ситуация это позволяет. Но в Минобразования не исключают и неблагоприятного развития событий. В любом случае в стране идет разработка единой платформы для дистанционного
обучения.

— Активно готовимся к вариантам, которые могут возникнуть при развитии той или иной ситуации, — говорит министр образования Республики Беларусь Игорь КАРПЕНКО. — Нас много упрекали за отсутствие единой образовательной платформы для дистанционного обучения. Это не панацея, она не заменит классно-урочную систему в средней школе, профессиональном образовании. Но вместе с тем мы эту работу проводим. До конца текущего года единая дистанционная платформа будет разработана. Кстати, тема очень интересная не только для учащихся, но и для молодых педагогов.

Изначально платформу запустят в тестовом режиме. Полноценно она должна заработать с 1 сентября 2021 года. Следует также помнить, что Минобразования и Минздрав ранее разработали методические рекомендации по организации образовательного процесса в условиях коронавируса.

— Если будут возникать какие-то сложности в связи с подъемом сезонных вирусных инфекций, то вместе с Министерством здравоохранения будем реагировать точечно в каждом конкретном случае, — подчеркивает Игорь Карпенко. — В частности, будем рекомендовать педагогам, всем работающим с детьми, как и самим детям, сделать прививки.

Следует знать

В 2020/2021 учебном году организация образовательного процесса будет осуществляться по четвертям в следующие сроки:
* первая четверть — с 1 сентября 2020 г. по 31 октября 2020 г.;
* вторая — с 9 ноября 2020 г. по 24 декабря 2020 г.;
* третья — с 11 января 2021 г. по 27 марта 2021 г.;
* четвертая — с 5 апреля 2021 г. по 31 мая 2021 г.
На протяжении учебного года устанавливаются каникулы:
* осенние — 8 дней — с 1 ноября 2020 г. по 8 ноября 2020 г. включительно;
* зимние — 17 дней — с 25 декабря 2020 г. по 10 января 2021 г. включительно;
* весенние — 8 дней — с 28 марта 2021 г. по 4 апреля 2021 г. включительно;
* летние — 92 дня — с 1 июня 2021 г. по 31 августа 2021 г., для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, — 82 дня — с 11 июня 2021 г. по 31 августа 2021 г. включительно.

Для учащихся 1–2 классов (3-х классов — для учащихся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в ІІІ четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 15 февраля 2021 г. по 21 февраля 2021 г. продолжительностью 7 дней.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий