Централизованное тестирование по новым правилам

Социум Тема дня

О том, что в организацию вступительной кампании в учреждения образования в 2019 году будут внесены серьезные изменения, заявил в мае этого года министр образования Беларуси Игорь Карпенко. По его словам, речь идет о новшествах в проведении централизованного тестирования. Позднее выяснилось, что имеется в виду методика подсчета результатов. Оказывается, итоговый балл будет зависеть не только от общей суммы набранных баллов, но и от коэффициента, который предполагается определять во время проверки работ. Особенностями новой системы на днях поделились представители Республиканского института контроля знаний, в перечень задач которого входит разработка нормативно-правового обеспечения, механизма организации и проведения тестирования граждан.

С учетом мирового опыта
Казалось бы, централизованное тестироване — это испытание, которое проводится по стандартной процедуре. Вопросы, включенные в ЦТ, в один год могут быть чуть сложнее, в другой — чуть легче. Почему вдруг возникла необходимость менять что-то в методике обработки результатов?

— При старой методике была обнаружена погрешность в измерении знаний в области средних и малых значений, — поясняет директор Республиканского института контроля знаний Юрий МИКСЮК. — Проще говоря, чем больше абитуриентов знали какой-то раздел учебной программы и, соответственно, решали определенную задачу из этого раздела, тем меньший вклад в общий балл теста вносила такая задача. Ценность заданий, с которыми справлялись все, приближалась к нулю, фактически эти знания не оценивались и не учитывались. Из-за чего мы получали заниженную оценку. С одной стороны, это некорректность, с другой — возникала чисто психологическая ситуация, когда мы не могли сопоставить рейтинговые баллы, которые абитуриент получал на ЦТ, с его школьными успехами.

По словам специалиста, новая методика призвана давать более объективную и более точную оценку знаний во всем диапазоне измерения. Представители РИКЗ прорабатывали множество вариантов, рассматривали, что используется в мире, и остановились на классической методике, основывающейся на смене математической формулы обработки результатов ЦТ.

— В мире сейчас параллельно используется как эта классическая, так и более современная IRT-методика, — продолжает Юрий Миксюк. — Но последняя достаточно трудна для интерпретации, поскольку там сложный математический аппарат. Методика, которую мы намерены внедрить, используется в мире более ста лет. Она работает в таких развитых странах, как Финляндия, Канада, Швейцария, Австралия, Германия, США и некоторых других. В ее основе лежит функция нормального распределения — простой классический закон, который находит очень широкое распространение в природе и используется во многих областях науки, в том числе в образовании.

Директор Республиканского института контроля знаний Юрий МИКСЮК уверяет: с внедрением новой методики подсчета результатов ЦТ занижения баллов из-за того, что определенное задание выполнило большое количество абитуриентов, не будет.

Объективность и прозрачность
Итак, новая методика. Как теперь будет подсчитываться итоговый балл ЦТ? Оказывается, первичные баллы будут переводиться в тестовые. Сначала будет определен первичный балл (сумма оценок за каждое верно либо частично верно выполненное тестовое задание), набранный участником тестирования. После этого по результатам статистической обработки первичному баллу будет поставлен в соответствие тестовый балл по 100-балльной шкале, который и будет являться итоговым результатом.
— Для реальной оценки знаний абитуриентов ограничиться первичными баллами невозможно, — убежден Юрий Миксюк. — Это будет всего лишь обычная оценка выполнения конкретного теста, она зависит от множества факторов и в следующем тесте окажется другой. Эти оценки неточные, их нельзя использовать далее. Поэтому первичный балл не является отражением знаний абитуриента. Чего нельзя сказать о тестовом балле. Ведь в процессе статистической обработки результатов абитуриентов, которые примут участие в ЦТ и наберут первичные баллы, будет возможность с использованием функции нормального распределения сопо-ставить с каждым первичным баллом тестовый. Вот он и будет отражать реальный уровень знаний. Тестовый балл не зависит от уровня сложности самого теста. Он будет получаться одинаковым, если тест будет сложнее или легче. Это более точная и правильная оценка знаний.

Глава РИКЗ также полагает, что новая методика в том числе позволит корректно сопоставить итоговый балл с успеваемостью в школе. При делении на 10 он будет примерно соответствовать школьной оценке по предмету.

— Еще одно преимущество — прозрачность процедуры ЦТ, — продолжает перечислять Юрий Миксюк. — Абитуриенты заранее будут знать, сколько первичных баллов дается за выполнение того или иного задания. Они смогут планировать и оценивать свою работу. Сразу после выполнения ЦТ, когда будет набран весь массив данных, в результате статистической обработки — еще до фиксации персональных результатов — будет создана таблица соответствия первичных баллов и тестовых баллов. Она сразу появится в свободном доступе, и каждый абитуриент сам сможет подсчитать свой тестовый балл. Позже РИКЗ проинформирует его о персональном результате, укажет, правильно ли были выполнены задания. Все это и делает процедуру централизованного тестирования прозрачной для ее участников.

Отбор может стать более жестким
В Республиканском институте контроля знаний рассчитывают, что баллы по новой методике подсчета будут не ниже тех, которые бы получили абитуриенты по старой системе. К тому же возможность засчитывать частично правильные ответы поможет с минимальной погрешностью измерять уровень знаний абитуриентов.

— Во многих странах и многих системах разрабатываются специальные адаптивные тесты, которые позволяют с минимальной погрешностью измерять уровень знаний абитуриентов, — говорит Юрий Миксюк. — Когда молодой человек, например, не выполняет сложное задание, ему предлагается более легкое, хотя потом уровень сложности заданий снова может возрастать. Аналогичную функцию будут выполнять задания ЦТ с учетом частично правильных ответов: вместо того, чтобы выставлять только крайние оценки — выполнено или нет, как это было в старой системе, теперь есть возможность оценить отдельные компоненты. И когда, например, допущена одна ошибка, то ответ будет зачислен как частично правильный с выставлением соответствующего балла.

В РИКЗ полагают, что для хорошо подготовленных студентов неприятных сюрпризов не будет: процент тех, кто набирает 75 и больше баллов, примерно сохранится на уровне предыдущей вступительной кампании. Число 100-балльников также не должно измениться: как и раньше, на 100-процентный результат сможет рассчитывать только тот, кто точно ответил на все вопросы теста. Но, с другой стороны, если пороговый уровень зачисления абитуриентов сохранится на теперешнем уровне, то его сможет преодолеть больше абитуриентов. Учли ли это разработчики новой методики?

— Основная наша цель — точно измерять уровень знаний абитуриентов, — напоминает Юрий Миксюк. — Действительно, теперь большее число участ-ников ЦТ сможет получить высшие баллы, чем при старой методике оценки, так как ликвидировано их искусственное занижение. Более того, сопоставление показывает, что где-то начиная с 75 баллов результаты обеих методик совпадают. То есть те, кто раньше набирал 75 баллов и больше, с большой точностью получат столько же и сейчас. Но при этом будет решаться вопрос и об установлении более высокого так называемого порогового балла. Что касается поступления, то для тех специальностей, где проходные баллы были высокими — куда надо идти с сертификатами ЦТ не ниже 70 баллов, ситуация не изменится: там будут по-прежнему отбирать лучших из лучших.

Нововведение может затронуть только специальности, где были невысокие проходные баллы. Объективно они вырастут, потому что абитуриенты получат более высокую оценку своих знаний. Но конкурсный отбор станет более жестким.

Обработка не займет много времени
Изменится ли в связи с введением новой методики процедура обработки результатов ЦТ? А что будет с заданиями тестов — их упростят или усложнят? В РИКЗ уверяют: беспокоиться абитуриентам не о чем.

— Сами тесты остались прежними, они затрагивают только школьную программу, а их структура, сложность заданий сохранилась, — говорит Юрий Миксюк. — Не меняется и процедура работы с бланками ответов. Речь идет только о том, что обработка массива результатов ведется по другой формуле. Даже время, затрачиваемое на обработку результатов ЦТ, не изменится.

Напоминаем: новая методика обработки результатов централизованного тестирования будет применяться с этого учебного года. Ее использование уже началось на этапе репетиционного тестирования. Подробная информация размещена на сайте РИКЗ. Успехов будущим абитуриентам!

Ответ оппонентам

У новой методики есть противники. Не согласны с нововведением некоторые педагоги, репетиторы, родители школьников, да и сами учащиеся. Они призывают РИКЗ отказаться от рейтинговой шкалы оценивания и создать простую и понятную систему, которая позволит оценить готовность абитуриента стать студентом и сравнивать и сопоставлять школьную оценку с результатами ЦТ. Для этого, по их мнению, каждому заданию теста должно соответствовать определенное количество баллов, чтобы в сумме получалось 100 баллов. При этом «стоимость» каждого задания должна нарастать по мере нарастания сложности задания. Именно так оцениваются контрольные и экзаменационные работы в школах.

Директор РИКЗ Юрий Миксюк отвечает оппонентам так:
— Люди, которые выступили с такими предложениями, не понимают, что измерение знаний — это сложный процесс. На первый взгляд, нам предлагаются очень привлекательные варианты. Даем каждому заданию какие-то баллы, складываем — получаем 100. Но в любом учебнике измерения знаний сказано, что нельзя останавливаться на первичных баллах, их необходимо нормализировать, и это известный в мире факт. Обращаясь к новой методике, мы фактически его используем.
Директор РИКЗ уверен, что в будущем в Беларуси по достоинству оценят новую методику. Поживем — увидим.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий